Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения

Разделы: Начальная школа


Приятная для слуха речь - своего рода музыка.
Аристотель

"Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою речь,
И скоро я обрету все, что я имел".
Д. Уэбстер.

Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться упорным ежедневным трудом, начиная с I класса. И помогают в этом игры. Наблюдая за играми детей, можно отметить, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет четкого произнесения отдельных звуков. Среди многих задач воспитания и обучения, развитие речи, речевого общения — одна из главных.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет чистое произнесение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости. Вот почему, нужно использовать много разных игр, приемов, которые способствуют развитию речи детей.

Речь – является основной всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).

Есть два основных пути развития речи.

Во-первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.

Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения.

Развитие речи должно быть в центре внимания учителя, обучаются ли ученики чтению или письму, изучают ли элементы грамматики, упражняются ли в построении связных рассказов или выполняют задание по правописанию.

Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
  • обеспечить создание речевых ситуаций;
  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
  • вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
  • создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.

Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над звуковой культурой речи.

Она включает в себя: четкую артикуляцию звуков, отчетливое их произношение, умение использовать голос. Изучение звуковой культуры речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения в техники речи.

Сюда входят: дыхание, голос, дикция и артикуляция. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.

Вот почему, нужно использовать много разных игр, приемов, которые способствуют развитию речи детей. Что я и делаю на своих уроках.

Уроки литературного чтения мы начинаем с прочтения стихотворения, которое настраивает ребят на позитивный лад.

Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции. На каждом уроке мы обязательно проводим артикуляционную разминку в виде следующих упражнений на развитие дыхание.

  • Проколотый мяч \имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с - с-с: (воздух)\.
  • Имитация колокольного звона \ бом, бам, бим..\.
  • Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".
  • Ароматный цветок/сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу “Какой ароматный цветок”/.
  • Именинный пирог / задуть свечи/.
  • 33 Егорки /сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка.

Дикция- чистота, правильность, четкость произношения. Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции движений органов речи. Для этого проводятся следующие упражнения:

  • Пятачок. \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов \.
  • Изображение цоканья копыт.
  • Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".
  • Чищу зубы. \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы \
  • Хомячок /плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка/.
  • Конфета /закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
  • Сластена / облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать ее.

Голос - важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений.

  • Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).
  • Прыжок в воду. Начинаем читать с нижней строчки, постепенно повышая голос, достигаем пика и затем опускаемся вниз, понижая голос.
  • Колыбельная изменение голоса по высоте.

В своей работе по развитию речи я использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

Поговорка:

  • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
  • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
  • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
  • влияет “Слово пуще стрелы разит”
  • помогает “Язык до Киева доведёт”
  • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Например, для отработки произношения звуков б - п. использую скороговорки:

- Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
- Бобры храбры - идут в боры.
- Белые бараны били в барабаны.
- Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
- Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

. Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:

Беспокойная ворона
Все ходила вдоль перрона
И о чем-то недовольно
Тараторила.
Видно, поезд свой ворона
Проворонила…

или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир.

Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:

Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж::..ж::
Жжжжж
Бац! Бац!
Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!
Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.

После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:

Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой ! ой ! ой!
Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!

И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.

Работа над развитием речи продолжается и на уроках русского языка.

Основа связной речи - предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.

Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:

  • Прошу продолжить такие предложения:

- Если бы я был цветком, я бы:

- Если бы я был волшебником, я бы:

  • Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
  • Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: “Почему он плачет?”
  • Записываю слова " мама" и "беда". После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама беда
Семья слёзы
Счастье и т.д. боль и т. д.

Развитие речи на уроках математики

На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Познавательных задач, заданий на логическое мышление, \ где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний \, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:

Кому принадлежат стихи?

А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.

Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.

  • С.Михалков – 7
  • К.Чуковский - 5
  • А.Барто -10

10-3+1-3=5 слайд 17

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Необходимость работы учителя на уроках обучения грамоте продиктовано тем, что правильное речевое дыхание и чёткая артикуляция – основа для развития правильной речи.

См. презентацию.