Родительское собрание "Ты наш друг, русский язык"

Разделы: Работа с родителями


Цели: познакомить с основными темами прохождения программного материала по русскому языку, дать практические советы, прививать интерес к урокам русского языка, подвести итоги 2 четверти, ознакомить с мероприятиями 3 четверти, дать рекомендации родителям по учёбе каждого учащегося, воспитывать у родителей и детей интерес к совместной работе.

Оборудование: словари русского языка, высказывания о русском языке, конверты с рекомендациями.

План собрания:

I. Беседа “Ты наш друг, русский язык”.

II. Показ знаний учащихся (Урок русского языка ).

III. Разное:

Итоги 2 четверти.

Мероприятия на 3 четверть.

Советы и пожелания родителям ( каждому родителю в конверте рекомендации, на что следует обратить внимание в дальнейшей учёбе, благодарность за хорошее воспитание учащегося).

Ход собрания

1. Беседа “Ты наш друг, русский язык ” (дети сидят за партами, родители сзади класса).

На доске высказывания о русском языке:

  • М. В. Ломоносов: “В грамматике все науки нужду имеют”.
  • К. Г. Паустовский: “С русским языком можно творить чудеса”.
  • А. М. Горький: “Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык”.

Землю населяют разные существа, от мельчайших, до таких, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Нас всюду окружают буквы. Мы не можем сейчас представить человеческое общество без письменной речи. А между тем было время, когда люди не умели писать. Вначале( примерно миллион лет тому назад) появилась звуковая речь. Значительно позже возникла письменность. У разных народов письмо появилось в разное время. Нам не известен ни один народ, который не имел бы звуковой речи. Но известны многие народы, которые не имели и не имеют своей письменности.

Письмо относится к величайшему изобретению человечества. Благодаря письменной речи, идеи, знания, великие открытия, произведения искусства не умирают, а живут в веках. Без письменной речи человек был бы не в состоянии физически удержать в памяти все те знания, которыми обладает человечество.

Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном словаре С. И. Ожегова 80 тысяч слов.

В 4-х томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов.

Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. Он 47 лет работал над “Толковым словарём” и собрал более 200 тысяч слов.

Словарное богатство языка неисчерпаемо. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющие в русском языке слова. М. Горький: “Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей”.

В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов от 15 000 до 18 000 тысяч слов.

У А.С. Пушкина насчитывалось около 20 000 тысяч слов.

На русском языке говорят не только русские. Его изучают и он понятен людям разных национальностей.

II. Показ знаний учащихся. Урок русского языка.

Тема: Повторение и закрепление пройденного материала.

Цели:

  • повторить, закрепить пройденный материал, учить обобщать, анализировать;
  • развивать речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать бережное отношение к природе, привитие интереса к урокам русского языка.

Оборудование: карточки, схемы- опоры, иллюстрации, ребусы, снежинки, картинка “Птицы зимой”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: – Добрый вечер, добрый час.
Как мы рады видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

2. Минутка чистописания.

Загадка.

Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом? (зима)

- Когда наступает зима? Учёные считают, что 22 декабря: солнце поднимается низко-низко на небе, день самый короткий в году.

- С какой буквы начинается слово зима? Дайте характеристику ( согласная, парная, звонкая, обозначает звуки [ з ] и [ з’].

Показ написания буквы (обратить внимание на правописание петли). Дети прописывают буквы: Зз зз ЗзЗ.

3. Зимний словарь ( слова записывают в тетрадь)

* Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать ничего не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю ( метель).

*Ребус (мороз).

 

* Бел, да не сахар, ног нет, да идёт (снег).

*Ребус (вьюга).

* Мухи белые летели,

На дворы и крыши сели,
Не сочтёте белых мух,
Что летают словно пух (снежинки)

- Как понимаете “белые мухи”?

Выражение можно заменить одним словом. Крылатые слова, фразеологический оборот, фразеологизм (карточки на доске).

Приведите примеры фразеологического оборота ( родители помогают).

Родитель: - Замолчи, Петрусь, говорят!

Прикуси язык! Говорят!

Он зык прикусил и сильней заголосил.

* В белом бархате деревня и заборы, и деревья

А как ветер нападёт, этот бархат опадёт ( иней )

- Есть ли среди слов зимнего словаря родственные слова? Какой корень? Почему разные? (снег, снежинка- чередование)

4. Фонетический разбор слова иней.

Иней – 2слога, 2 гласных, 2 согласных.

и – [ и ] - гласный, ударный;

н - [ н’] - согласный, мягкий, звонкий;

е - [ и] - гласный, безударный;

й – [й’] - согласный, мягкий, звонкий.

4б. 4зв.

5. Физминутка. Говорят дети ( шуточные диалоги)

*- Вчера мне папа купил новый портфель и приказал, чтобы я каждый день приносил полный портфель “5”.

- Ну и как ? У тебя получается?

- Да я вот никак не пойму, а куда же я учебники дену.

* - Когда я утром слышу звук будильника, мне кажется, что в меня выстрелили.

- И ты вскакиваешь?

- Нет, лежу, как убитый.

6. Орфографическая минутка.

Дети снимают с доски снежинки и отвечают на вопросы.

1) Снежинка. – Как проверить безударную гласную в корне слова?

* Если буква гласная вызвала сомнение:

Ты её немедленно ставь под ударение (пример).

2) Снежинка. – Как проверить парную согласную в корне слова или на конце слов?

* Если слышишь парный звук, будь внимательней, мой друг,

Звук согласный проверяй. А как? Рядом гласный подставляй ( пример).

Запись слов в 2 столбика: безударная гласная парная согласная

- Выбери из текста слова с парной согласной, назови проверочное.

С. Есенин “Поёт зима - аукает” (читает ученик).

Поёт зима-аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

А по двору метелица ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

- Определи проверяемую гласную.

Ю. Дмитриев “Птенцы зимой” (текст читает родитель).

В лесу появляются детки у клестов (показ птицы на иллюстрации). Едят они семена сосновых шишек. А шишки как раз к зиме созревают. В гнезде им тепло. Сверху мама сидит и обогревает птенцов. А папа им часто носит еду.

7. Однокоренные слова, родственные слова, формы одного и того же слова.

Подводный, водит, вода, водичка, водяной, воду, перевод.

- Назови однокоренные слова (все, одинаковый корень).

- Назови родственные слова (подводный, вода, водичка, водяной )

- Почему? (одинаковый корень, близки по смыслу).

- Назови форму одного и того же слова (вода, воду).

8. Физминутка. Мимика. Пантомима.

- Что на вашем лице? (мимика) - Изобразите удивление, радость.

- Показать что-либо жестами, мимикой, без слов. (пантомима).

- Покажите как вы купили и съели мороженое.

9. Состав слова. (снимают снежинки с правилами)

* Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

* Основа – часть слова без окончания.

* Корень – общая часть родственных слов.

* Приставка – часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

* Суффикс – часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов.

Загадка ( загадывают родители)

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.

Зелёная, забавная, на Новый год я главная ( ёлочка)

- Какая схема подходит?

а) приставка + корень

б) корень + окончание

в) корень + приставка + окончание

10. Физминутка. Песенка “Белый снег” (выполняют движения)

1)
Вот идёт один похожий,
А за ним- второй прохожий,
А за ним – другой прохожий,
Каждый поднял воротник.
2)
До чего второй прохожий
На последнего похожий
И на первого похожий,
Словно каждый снеговик.

3) Белый снег, белый снег

Перекрашивает всех (повторяют 2 раза, дети бросают снежинки)

11. Словарные слова.

- Прочитай пословицу. Как понимаешь? Назови словарные слова.

  • Снег на полях – хлеб в деревнях.
  • По одёжке встречают, по уму провожают.

12. Предложение.

1) Собери предложение (у доски самостоятельно ученик)

* Голодом страшна зима птицам, а не холодом.

2) Придумать предложение по картинке “Птицы зимой”.

3) Работа над предложением, составленном на доске.

- Какое предложение по цели высказывания? по интонации? (побудительное, невосклицательное)

- Распространённое или нераспространённое?

- Назовите основу предложения. Покажите связь слов в предложении.

13. Мотивирование оценок.

- Сегодня ваши родители видели, как вы отвечали. Сейчас они поставят вам оценку (оценка характеризуется).

14. Итог урока.

- Хорошо потрудились, многому научились. Получите приглашение на Новогодний праздник.

15. Домашнее задание.

- Приготовить костюмы к Новогоднему празднику.

III. Разное.

  • Итоги 2 четверти.
  • Мероприятия на 3 четверть.
  • Советы и пожелания родителям ( каждому в конверте)