Дифференциация звуков [л] – [л']

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательная цель:

  • Закреплять навыки различения на слух звуков [Л] – [Л’] и правильного употребления их в речи.
  • Закрепить умение пользоваться моделями при анализе артикуляционного уклада, совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова вилка.
  • Формировать практические навыки образования относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, количественные числительные с существительными.
  • Расширять и активизировать словарный запас по темам “Фрукты”, “Ягоды”, “Посуда”.
  • Формировать практические навыки составления предложений, договаривание предложений с опорой на наглядность.

Коррекционно-развивающая цель:

  • Развивать общую и мелкую моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, внимание.

Коррекционно-воспитательная цель:

  • Формировать культуру поведения за столом, воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

Оборудование: картинный материал (лягушонок, стол, миска с салатом, фрукты, ягоды); раздаточный картинный материал (яблоко, банан, апельсин, смородина, клубника, лимон, малина, груша, модели ложек и вилок), карточки для анализа артикуляции звуков [Л] – [Л’].

Организационный момент.

Формирование культуры поведения за столом, создание положительного настроя на учение.

Логопед. Ребята, лягушонок Бил пригласил нас в гости.

Вспомним, как нужно вести себя за столом.

В день рожденья у лягушки
Собрались ее подружки.
Порезвились, поиграли,
А потом обедать стали.
Только об одном забыли:
Руки гости не помыли.
Угощенье за столами
Брали грязными руками.
Г.Шалаева

Ребята, назовите первое правило поведения за столом.

Дети. Мойте руки перед едой.

Ребенок, назвавший правило, проходит за свой стол.

Логопед. А теперь послушайте, что приключилось с моим знакомым аистом.

Аист за столом грустил:
Вилкой суп поесть решил,
Но никак не удавалось –
Ничего не получалось!
Г.Шалаева

Сформулируйте второе правило поведения за столом.

Дети. Правильно пользуйся столовыми приборами.

Логопед.

Медвежонок хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом-
Что? Не мог понять никто,
После взялся за компот-
Стол облил и свой живот!
Г.Шалаева

– Назовите третье правило.

Дети. Ешьте не спеша и аккуратно, не балуйтесь за столом.

Логопед. И последнее важное правило: после обеда поблагодари хозяев.

Сообщение темы занятия.

Выделение звуков [Л] – [Л’] из ряда слов.

Логопед. Послушайте слова, какой звук встречается в каждом слове.

Стол, стул, ложка, вилка, тарелка.

Дети. Звук [Л].

Логопед. Столик, стульчик, ели, пили, кастрюля.

Дети. Звук [Л’].

Логопед. Сегодня мы будем играть с этими звуками.

Развитие речевого выдоха, развитие слухового внимания.

Игра “Пароход – капелька”.

Логопед. Если я произнесу слово пароход, вы начинаете долго гудеть, как пароход: вдох, на выдохе – [ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ]. Если я произнесу слово капелька, то вы произнесете звук [Л’] коротко, словно капает водичка из крана: вдох, на выдохе – [Л’ – Л’ – Л’ – Л’].

Актуализация имеющихся у детей знаний.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед. Что делают наши зубы, язык, губы, когда мы произносим звук [Л], звук [Л’]?

Дети проводят анализ артикуляции по карточкам – моделям.

Логопед. Что еще мы можем сказать про эти звуки?

Дети. Эти звуки согласные, звонкие, но звук [Л] – твердый, а звук [Л’] – мягкий.

Развитие фонематического восприятия, совершенствование общей моторики.

Игра “Подними – хлопни”.

Логопед. Ребята, встаньте, пожалуйста, и послушайте. Если я произнесу слово со звуком [Л] – хлопните в ладоши, если я произнесу слово со звуком [Л’] – поднимите руки.

Кастрюля, ложка, тарелка, масленка, молочник, салатник, вилка, блюдце, бокал, хлебница.

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика “Моем руки”.

Логопед. Ребята, вы сказали, что перед едой нужно мыть руки. Приготовьте ваши руки.

Наша Мила руки мыла. (“Намыливаем” руки.)
Не жалела Мила мыла.
Каждый пальчик Мила мыла.
Наша Мила – молодчина!

(Большим пальцем круговыми движениями “моем” каждый пальчик).

Согласование количественных числительных с существительными, развитие слухо -речевой памяти, фонематического восприятия, произношение звуков [Л] – [Л’] в слогах.

Игра “Посчитай предметы”.

Логопед. Лягушонок Бил принес вам столовые приборы (модели ложек и вилок), но вот считать он пока не умеет. Посчитайте, сколько на вашем столе столовых приборов.

Дети. Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок.

Логопед. Сколько перед вами моделей, столько раз произнесите слог ЛА, ЛЯ, ОЛ, ОЛЬ, ПЛА, ПЛЯ.

Дети.

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА.
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ.
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ.
ПЛА-ПЛА-ПЛА-ПЛА-ПЛА.
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛЯ.

Звуковой, слоговой анализ.

Логопед. Определите количество слогов в слове вилка.

Дети. Два.

Логопед. Назовите первый слог (вил), второй слог (ка). Сколько звуков в первом слоге? Три. Перечислите их. Дайте характеристику этим звукам. ([В’], [И],[Л]). ([В’] – согласный, звонкий, мягкий; [И] – гласный; [Л] – согласный, звонкий, твердый; сколько звуков во втором слоге? Два. ([К], [А]). ([К] – согласный, глухой, твердый; [А] – гласный).

Один из детей проводит полный звуковой анализ слова.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, уточнение и расширение словаря по теме “Посуда”, произношение звуков [Л] – [Л’] в словах.

Игра с мячом “ Накрой стол”.

Логопед. Дети, давайте поможем лягушонку Билу накрыть на стол, он решил взять только те предметы, в названии которых есть звуки [Л] и [Л’]. Я бросаю вам мяч и называю слово, если в нем есть звуки [Л] – [Л’], вы говорите: “Слышу”. Если в слове нет звуков, с которыми мы сегодня играем, отвечаете: “ Не слышу”.

Чашка, стакан, ложка, сковорода, салатник, вилка, кувшин, блюдце, сахарница, бокал, графин, масленка, сливочник.

Дети. Возьмем салатник, ложку, вилку, блюдце, бокал, масленку, сливочник.

Уточнение и расширение словаря по теме “Фрукты”, “Ягоды”, образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод, согласование прилагательных с существительными.

Игра “ Приготовь салат”.

Логопед. Лягушонок Бил решил приготовить фруктово-ягодный салат, поможем ему. Отберите только те картинки, в названии которых есть звуки [Л], [Л’].

Каждому ребенку раздаются картинки с изображением фруктов и ягод.

Дети. Приготовим салат из ягод клубники и малины, апельсинов, яблок, лимонов.

Логопед. Ребята, а если из этих фруктов и ягод приготовить сок? Какой сок получится из яблок?

Дети.

Сок из яблок – яблочный.
Сок из клубники – клубничный.
Сок из малины – малиновый.
Сок из апельсинов – апельсиновый.
Сок из лимонов – лимонный.

Произношение звуков [Л] – [Л’] в предложении. Договаривание предложений с опорой на предъявляемую картинку, проговаривание получившихся предложений.

Игра “Закончи предложение”.

Логопед. Сегодня ребят в гости пригласил (показывает картинку с изображением лягушонка)…

Дети. Лягушонок Бил. Сегодня ребят в гости пригласил лягушонок Бил.

Логопед. Ребята вымыли руки и сели за … (картинка – стол).

Дети. Стол. Ребята вымыли руки и сели за стол.

Логопед. Лягушонок Бил угощал детей фруктовым… (картинка – салатник с салатом).

Дети. Салатом. Лягушонок Бил угощал детей фруктовым салатом.

Логопед. Салат он приготовил из …(картинки – ягоды, фрукты).

Дети. Клубники, апельсинов, малины, яблок, лимонов. Салат он приготовил из клубники, малины, апельсинов, яблок, лимонов.

Логопед. Уходя, ребята поблагодарили … (картинка – лягушонок).

Дети. Лягушонка Била. Уходя, дети поблагодарили лягушонка Била.

Итог занятия.

Логопед. Ребята, мы сегодня с вами побывали в гостях у лягушонка. Вспомнили, как нужно себя вести за столом, играли со звуками [Л] и [Л’]. Вы очень хорошо работали, а кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.