Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный калейдоскоп. Путешествие в XIX век"

Разделы: Литература


Приложение 1

Ведущий 1.

Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.
Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Ведущий 2. XIX век - один из самых прекрасных веков истории! Именно в XIX веке Россия подарила миру таких гениев, как Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Пушкин, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев и многие другие.

Хотите ли вы совершить увлекательное путешествие в это столетие: побывать на великосветском бале, перелистать альбом барышни XIX века, заглянуть в литературный салон, стать участником дуэли?

Тогда присоединяйтесь к нам, становитесь участниками нашего «Литературного калейдоскопа».

Ведущий 1. (Слово о командах и правилах игры)

Сегодня играют сборные команды старшеклассников. Поприветствуем участников турнира.

Вам предоставляется возможность самим определять ход игры. Для этого вы поочерёдно выбираете название раундов, которые обозначают различные стороны жизни дворянского общества XIX века.

Оценивать уровень вашей начитанности, эрудицию и творческие способности будет компетентное жюри, которому сегодня предстоит не только оценить работу команд, но и определить победителей конкурса костюмов в номинациях «Лучший женский образ» и «Лучший мужской образ».

Раунд 1. «АЛЬБОМ»

Приложение 2

Ведущий 2.

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Ведущий 1.

Что собой представлял литературный альбом начала 19 века?

Альбом уездной барышни 19 века мог содержать:

  • клятвы в любви до гробовой доски;
  • восхищения красотой и умом владелицы альбома;
  • пожелания счастья и любви;
  • клятвы верности и преданности;
  • наставления владелице никогда не забывать друзей;
  • сентенции о лукавстве и лицемерии (особенно мужчин);
  • снисходительные насмешки над альбомными стихами;

Вот и вы, наши дорогие участники, попробуйте в течение 2 минут вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

Ведущий 2.

В этом собрании «искрометных» мыслей можно было встретить произведения разных жанров: эпиграммы, каламбуры, но чаще всего мадригалы. В этих же альбомах делались зарисовки или акварели, вклеивались работы гостей, сделанные на отдельных листах.

Уважаемые зрители, мы предлагаем вам создать макет иллюстрированного литературного альбома в стиле начала 19 века. Безусловно, все вы люди творческие, креативно мыслящие, увлекающиеся. А потому надеемся, что это задание будет вам интересно. Желаем успеха!

Раунд 2. «САЛОН»

Приложение 3

Ведущий 2. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов.

Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки.

Ведущий 1. Здесь не только знакомились и флиртовали, но и открывали новые имена в искусстве и политике, формировали заговор вроде декабристского. Место встречи интеллигенции. Элитарное общество. Нечто прямо противоположное духу площади и необузданности рынка.

Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, как - то: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона.

Ведущий 2. Господа, приглашаем всех заглянуть в один из модных литературных салонов. Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия.

Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения.

Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке.

Например:

По улицам слона водили — (И. Крылов.) На нем рекламу разместили.

или

Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.) Тепло отключили. И дали не скоро.

(Команды выбирают по 3 карточки с записью цитат.)

  • Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)
  • Три девицы под окном... (А. Пушкин.)
  • Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)
  • Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)
  • Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)
  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)

На выполнение задания — две минуты.

А зрители могут тоже принять участие в этом развлечении. Вам предлагаются такие строки

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

  • Я встретил вас... (Ф. Тютчев.)
  • Умом Россию не понять... (Ф. Тютчев.)
  • Вчерашний день часу в шестом... (Н. Некрасов.)

Раунд 3. «ДУЭЛЬ»

Приложение 4

Ведущий 1. Вопросы чести в XIX веке решались на дуэлях. Красиво? Опасно? Да и надо ли так решительно?.. А как бы вы поступили сегодня, отстаивая свою честь и честь своей дамы?

Мы предлагаем вам сразиться на поэтической дуэли.

Ведущий 2. Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из из­вестных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой — только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумы­вание ответа отводится 1 минута.

Вот примеры вопросов-ответов:

1)

Мечты, мечты.
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)

В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)

2)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)

Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)

3)

Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (АЛ. Фет.)

4)

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А Фет.)

5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)

И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)

Раунд 4. «ОБЕД»

Приложение 5

Ведущий 1. В царской России, в противоположность большинству стран Европы, вплоть до конца XIX века, сохранялись сильные классовые и социальные различия в питании населения, которые зафиксированы различием меню разных сословий: дворян, духовенства, купечества, крестьянства и рабочих. Меню дворянства отличалось излишеством и смешением блюд русской кухни с блюдами иностранной - французской в первую очередь, а также немецкой, английской и голландской кухни и др.

Ведущий 2. Все блюда, входящие в меню французского стола, делятся на 3 вида: антре, антреме и ордевры.

Антре — так называются главные блюда.

Ордевры — это те блюда, которые подают отдельно, не в числе главных .

Так называемые антреме — это нейтральные по запаху и вкусу промежуточные блюда. Их назначение — отбить запах одной из подач, например, мясной при переходе к рыбной. Обычно это мучные, овощные, грибные блюда. Часто в качестве антреме подавались каши.

Ведущий 1. Итак, задание. Из предложенного меню вам необходимо назвать блюдо, которым потчевали литературных героев.

  1. Что из этого меню выбрал бы Евгений Онегин?
  2. Чем угощала Коробочка Павла Ивановича Чичикова?
  3. Герой повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» Пацюк?
  4. О каких кулинарных изысках упоминает в своих фантазиях
  5. Иван Александрович Хлестаков?

МЕНЮ

Ботвинья с огурцами.
Блины
Филе говяжье, шпигованное каштанами
Суп-пюре картофельный с гренками
Желе из барбариса
Галушки
Паштет из рябчиков
Жаркое из тетерева
Арбуз
    Шофруа из куропаток по-французски
Пресный пирог с яйцом
Консоме с кореньями и саго
Ростбиф окровавленный
Цыплята под шпинатным соусом Спаржа под бешамелью
Лабардан
Шарлотка яблочная из черного хлеба
Крем баварский с мараскином

Ведущий 2. Согласно точному и талантливому описанию единственного в истории России чисто "кулинарного" поэта В.С. Филимонова выглядело меню так:

Тут кюммель гданьский разнесли,
За ним, с тверскими калачами,
Икру зернистую, угрей,
Балык и семгу с колбасами.
Вот устрицы чужих морей,
Форшмак из килек и сельдей,
Подарок кухни нам немецкой,
Фондю швейцарский,
сюльта шведский,
Англо-британский welch-rabbit,
Анчоус в соусе голландском,
Салакушка в рагу испанском,
Минога с луком `a l`abbe
И кольский лабардан отварной.

Ведущий 1. Как видим, среди закусок немало иностранных продуктов

Однако первые блюда - супы - оставались исключительно русского происхождения, что и не могло быть иначе, ибо только в русской кухне супы - подлинно лучшие первые блюда.

Вот с кулебякою родной,
Кругом подернута янтарной,
Душистой, жирной пеленой,
Уха стерляжья на шампанском.
За ней - ботвинья с астраханским
Свежепросольным осетром
И с свежей невской лососиной.
Вот с салом борщ, калья с вином,
С желтками красный суп с дичиной,
Морковный, раковый, грибной.

Ведущий 2. К русским супам обязательно подавались пироги:

И вот пирог с грибами русский,
Пирог с угрем, пирог с капустой,
Вот щи ленивые в горшке и
Расстегаи на лотке.

Вторые горячие блюда состояли из мяса, рыбы и дичи, употребляемых одно за другим в одном и том же обеде.

Быка черкасского хребет,
Огромный, тучный, величавый;
Вот буженины круг большой
С старинной русскою приправой;
Под хреном блюдо поросят,
Кусок румяной солонины,
И все разобрано, едят...


Ведущий 1.

Вот, в жире плавая, большая,
В чужих незнаема водах,
Себя собой лишь украшая,
На блюде - стерлядь: ей
Не нужны пышные одежды.
Шекснинской гостье - цвет надежды.
Зеленых рюмок двинут строй.
Вот сырти свежие из Свири,
И вот пельмени из Сибири.
Вот гость далекий, беломорский,
Парным упитан молоком,
Теленок белый, холмогорский,
И подле - рябчики кругом,
Его соседи из Пинеги,
Каких нет лучше на Руси,
Налим с сметаной из Онеги,
С прудов Бориса - караси.
Вот из Архангельска - навага,
Вот жирный стрепет с Чатыр-дага,
С Кавказа красный лакс-форель,
С Ильменя сиг и нельма с Лены.
Из Рима, а-ля бешамель -
Кабан. Вот камбала из Сены.
Мы, здесь чужим дав блюдам место,
Средь блюд, любимых на Руси,
Запьем свое, чужое тесто
Иль шамбертеном (1), иль буси (2).


Раунд 5. «УСАДЬБА»

Приложение 6

Ведущий 1. Русская усадьба является феноменом, во многом определившим облик всех тех, кто в ней проживал, и в первую очередь правящего сословия – дворянства. Усадьба осмысливается как знак России, символ отечественной культуры в изобразительном искусстве, литературе, музыке и в домашнем образовании.

Ведущий 2. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами. Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб.

Л.Н.Толстой
И.С.Тургенев
А.П.Чехов
А.С. Пушкин
Ф.М.Достоевский
М.Ю.Лермонтов
    Тарханы
Спасское-Лутовиново
Ясная Поляна
Михайловское

Приложение 7. Комментарии ведущих к ответам конкурсантов

Раунд 6. «КЛАССЫ»

Приложение 8.

Ведущий 1.

Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы... — вспоминал грибоедовский Чацкий.

Личность Учителя, безусловно, играет огромнейшую роль в учебно-воспитательном процессе. Образы педагогов-настав­ников в художественных произведениях — вот главная тема данного конкурса.

Ведущий 2.

Итак, у кого из литературных героев были следующие учи­теля?

1. «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайно­сти. <...> К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. <...> Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться у меня кое-как болтать по-рус­ски — и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

(Француз Бопре обучал Петра Гринева, главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка».)

2. «Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и ос­трых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. <...> «Способности и дарования? Это все вздор,— говаривал он, — я смотрю только на поведенье. Я по­ставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмеш­ливость, я тому нуль, хотя он Соломона заткни за пояс!» (Этот «педагог» обучал Павлушу Чичикова.)

3. А вот пример иного отношения к своим обязанностям: «— Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать пе­ред богом, <...> что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Нико­лай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я де­вять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! <..-> те­перь дети большие стали; им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся..?» (Карл Иванович, домашний учитель Николеньки Иртеньева. Л.Н. Толстой. «Детство».)

4. Нами получено известие о том, что в одном почтенном семействе гувернер, обучавший детей французскому языку, покинул своих подопечных. Ныне его разыскивает полиция. Сообщаем приметы «беглеца»: «Отроду 23 года, роста сред­него, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». Знакома ли вам личность разыскиваемого? (Это француз Дефорж, он же Владимир Дубровский.)

Раунд 7. «ПРОГУЛКА»

Приложение 9.

Ведущий 1. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Отправимся и мы на прогулку вместе с литературными героями.

Команды получают задание – узнать героев и произведение, а также инсценировать фрагмент этого литературного произведения.

Задача зрителей и жюри – оценить сценическое мастерство участников.

Фрагмент 1.

«...Они шли тихо; она слушала рассеянно, мимоходом со­рвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему.

- Что это?— опросил он, оторопев.

- Вы видите — ветка.

- Какая ветка?— говорил он, глядя на нее во все глаза.

- Сиреневая.

- Знаю... но что она значит?

- Цвет жизни и...

Он остановился, она тоже.

- И?.. — повторил он вопросительно.

- Мою досаду,— сказала она, глядя на него прямо, сосредо­точенным взглядом, и улыбка говорила, что она знает, что делает. <...>

- Стало быть, я могу надеяться...— вдруг, радостно вспых­нув, сказал он.

- Всего! Но...

Она замолчала. Он вдруг воскрес<...>

- Жизнь, жизнь опять отворяется мне... вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке...

Героиня какого произведения так объяснялась с героем на «языке цветов»? (Ольга Ильинская, героиня романа И.А. Гон­чарова «Обломов».)

Фрагмент 2

Под вечер, остановив ее, я завел с нею следующий разговор.

«Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «От­куда ветер, оттуда и счастье». — «Что же? разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поется, там и сча­стливится». — «А как неравно на­поешь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — «Кто же тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — за­пою; кому услыхать, тот услышит; а кому не должно слышать, тот не поймет». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «По­чему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не по­шевельнула губами, как будто не об ней дело.) «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее, — нимало! Она захохотала во все горло. «Много видели, да мало знаете; а что знаете, так держите под замочком». — «А если б я, например, вздумал до­нести коменданту?» — и тут я сделал очень серьезную, даже строгую мину. Она вдруг прыгнула, запела и скры­лась, как птичка, выпугнутая из кус­тарника. (Ундина и Печорин, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Предоставляется слово жюри для подведения итогов игры, а также конкурса костюмов

Приложение 10.

Ведущий 1.

19 век ассоциируется у нас с такими великими гениями как Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Когда мы называем этих литературных деятелей, перед нами возникают образы их литературных героев, таких как Татьяна, Петр Гринёв, Мцыри. Все они являются воплощением тех качеств, которые были присущи большинству людей того времени: честность, благородство, порядочность, милосердие, доброта, смелость и патриотизм.

XIX век в русской истории явил собой расцвет культурных и духовных ценностей. Ведущий 2. Чистота нравов и помыслов, робкие взгляды влюбленных на балах и светских раутах, первое прикосновение рук – все это отличает XIX столетие от нашего века высоких технологий и скоростей, века, в котором романтике места просто не находится.

Надеемся, что вам было интересно погрузиться в пушкинское время, а наш вечер помог по-новому взглянуть на литературный быт XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.

Список использованной литературы

  1. Кучина Т.Г. Литература на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты. Ответы, комментарии, творческие работы учащихся.- Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.- 192с.
  2. Харитонова О.Н. Интеллектуальные литературные игры для учащихся.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 252 с.