Урок литературного чтения: "Красивое и страшное, притягивающее и пугающее в стихотворении М.Волошина "Зеленый вал" и в картине И.Айвазовского "Девятый вал"

Разделы: Начальная школа


Программа: Система Л.В. Занкова

План урока с хронометражем.

  1. Организационный этап (проверка готовности учащихся к уроку). 1 мин.
  2. Обсуждение домашнего задания, рисунков “Пейзажи моря”. 5 мин.
  3. “Вхождение” в тему урока. 1 мин.
  4. Этап работы над темой: 35 мин.
  1. Творческая работа над деформированным стихотворением. М. Волошина “Зелёный вал” (методика дополнения слова). Работа дифференцированная по группам с карточками. (5 мин.)
  2. Восстановление текста на доске. Выразительное прочтение стихотворения учителем. (3 мин.)
  3. Работа над трудными для понимания словами. Дифференцированная работа по группам. (8 мин.)
  4. Работа над выразительностью чтения стихотворения. Чтение стихотворения руками (физкультминутка) (5 мин.)
  5. Анализ поэтических образов, созданных М. Волошиным в стихотворении “Зелёный вал”. (7 мин.)
  6. Работа над картиной И. Айвазовского “Девятый вал”. Рассматривание, анализирование, нахождение общего между картиной и стихотворением. (7 мин.)
  1. . Итог урока. (3 мин.)

Цели:

  • В процессе анализа стихотворения и картины развивать коммуникативные способности детей (уметь доказывать, оспаривать своё мнение).
  • Вырабатывать поисковые способности при возникновении проблемы “А были ли знакомы художник И. Айвазовский и поэт М. Волошин?”.
  • Развивать умение рассматривать картину и разгадывать идею художника.
  • Развивать долговременную и смысловую памяти при проведении словарной работы.
  • Обогащать и усложнять словарный запас.
  • Учить быть внимательным в нашем прекрасном мире, видеть все то удивительное, что нас окружает.
  • Воспитывать любовь к поэзии, живописи.

Задачи:

  • Дать понятие “контраст”, “противоречие”.
  • Обнаружить одну из главных возможностей романтического искусства: наличие контраста между красивым и страшным, притягивающим и отталкивающим (Термин “романтический” не вводится, но путем подбора стихотворения М. Волошина и живописца И. Айвазовского детям дается возможность самим обнаружить тот контраст, на котором держится их смысл)
  • Проанализировать с детьми поэтические образы, созданные М. Волошиным: какое настроение они передают, какими средствами выразительности они созданы, обратить внимание на олицетворение (развивать эмоциональную сферу ребенка).
  • Продолжать учить детей вступать в диалог с автором с помощью созданного им произведения, встать в позицию “соавтора”.

Оборудование:

  • Рисунки учащихся 4 класса. Тема “Морской пейзаж”.
  • Магнитофон с записью шума моря.
  • Компьютер с диапроектором со слайдами “Виды моря”.
  • Иллюстрации картины И. Айвазовского “Девятый вал”.
  • Карточки для дифференцированной работы в группах.
  • Учебник “Литературное чтение” Н.А. Чуриковой 4 кл.
  • Сигнальные карточки “Знайка”, “Незнайка”

Приложение 1

Ход урока Теоретическое обоснование
I. Организационный этап
Учитель здоровается с детьми, взглядом проверяет готовность к уроку каждого ученика, дожидается полной тишины. Здесь учителя интересует прежде всего внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. В какой-то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент используется для формирования вкуса, эталона внешности.

Доброжелательный настрой учителя и учащихся, кратковременность организационного момента.

II. Обсуждение домашнего задания, рисунков “Пейзажи моря”
Учитель начинает урок с того, что с помощью магнитов прикрепляет на классный стенд рисунки детей на тему “Морские пейзажи”.

Учитель: Судя по рисункам, уважаемые коллеги, тема рисования вам понравилась. Прекрасные рисунки. Вы прекрасно справились с поставленной перед вами задачей. А для чего мы с вами рисовали море?

Дети: Сегодня мы будем говорить о море.

Домашнее задание - нарисовать морской пейзаж, дано детям неслучайно. Этот метод от рисунка к тексту принципиален для учащегося начальных классов. Ему легче нарисовать, чем написать или рассказать о чем-либо. Такого рода домашние задания развивают воображение и творческие способности.
III. “Вхождение” в тему урока.
Учитель: Поскольку мы с вами не только читаем стихи, пытаемся сочинять, но и занимаемся исследованием поэзии как одного из жанров литературных произведений, постараемся ответить на вопрос: почему многих писателей, поэтов и художников привлекают особые состояния природы и жизненные ситуации, в которых уживается одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее?

Ответы детей:

– Мы уже говорили о том, что окружающий нас природный мир полон тайн и чудес, надо просто уметь их замечать.

– А поэты и художники это как раз те люди, которые помогают нам в этом.

Учитель: Молодцы. Об этом мы с вами говорим на всех уроках литературы. И сегодняшний урок не исключение.

 
IV. Этап работы над темой  
Учитель: На доске стихотворение с пропусками слов. Задание называется “Восстанови пропущенные слова”. Мы делимся, ребята, с вами на группы и начинаем работать.

М. Волошин.

Зеленый вал отпрянул и пугливо
Умчался вдаль, весь пурпуром горя…
Над морем разлилась широко и (…)
Певучая (…)

Живая зыбь, как голубой стеклярус.
Лиловых туч карниз.
В стеклянной мгле трепещет серый (…)
И ветр в снастях (…)

Пустыня вод…
С тревогою неясной
Толкает челн волна.
И распускается как папоротник (…)
Зловещая (…)

Чтобы вступить в диалог с автором с помощью созданного им произведения, встать в позицию “соавтора”, без которой невозможно истинное понимание стихотворения, дается этот вид творческой работы (методика дополнения слова).

Слова пропускаются по принципу рифмы (этот принцип детям знаком, учитель делает маленький намек на него).

Задачи учащихся – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения. Дети работают в группах (по обучаемости и работоспособности). Это задание влияет на скорость мышления, его креативность (способность к творчеству)

Так как у группы низкого уровня ассоциативное и метафорическое мышление развито слабо, для них характерен конкретный наглядно-действенный тип мышления. Учитель показывает им иллюстрации с парусом, папоротником для создания ярких наглядно-образных представлений. Методика дополнения слова становится для учеников настоящим открытием, развивает их творческое воображение, позволяет не просто читать стихотворение, но мысленно представлять, рисовать образы, созданные поэтом.

Карточки для дифференцированной работы в группах.

1-я группа (высокий уровень)

Зеленый вал отпрянул и пугливо
Умчался вдаль, весь пурпуром горя…
Над морем разлилась широко и (…)
Певучая (…)

Задание: восстанови текст. Найди олицетворение.

 
2-я группа (средний уровень)

Живая зыбь, как голубой стеклярус.
Лиловых туч карниз.
В стеклянной мгле трепещет серый (…)
И ветр в снастях (…)

Задание: восстанови текст, воспользуйся вспомогательными словами. Слова:

стеклярус, луна,
заря, лениво,
парус, повис,
волна, красный

 
3-я группа (низкий уровень)

Пустыня вод…
С тревогою неясной
Толкает челн волна.
И распускается как папоротник (…)
Зловещая (…)

Задание: восстанови текст. Вспомогательные слова: луна, красный

 
Учитель: Проверяем результат работы, вписываем недостающие слова в стихотворение на доске. Читает его наизусть.

Проводится словарная работа:

пурпур
зыбь
стеклярус
карниз

Словарная работа проводится дифференцированно.

1-я группа (высокий уровень) работает с толкованием слов на стр. 156 самостоятельно и начинает заучивать стихотворение наизусть.

2-я группа (средний уровень) самостоятельно знакомится с толкованием слов на стр. 156. Составляет в тетрадях словосочетания с трудными словами.

3-я группа (низкий уровень) вместе с учителем прочитывает трудные слова и их толкование. Подбирают синонимы, составляют предложения.

Дети читают выразительно стихотворение. Один раз про себя и несколько учеников вслух.

 
Учитель: Можно ли утверждать, что М. Волошин, создавая в стихах образ моря, пользуется средствами живописца? К каким цветам он обращается? Для развития памяти, координации движений, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами и пантомимикой телодвижения) используется прием рассказывания стихов руками. Стихотворение надо читать очень выразительно, меняя тон, интонацию, громкость и темп в зависимости от содержания, тогда у детей развивается речевой слух и умение воспринимать эмоциональное содержание стихотворений.

Такое прочтение стихов заменяет ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ.

Дети: Волошин создает в стихотворении живописный натюрморт бушующего моря, необыкновенно красивый.

– А я не согласен! Это не натюрморт, а пейзаж. Такие мы рисовали дома.

– Волошин использует цвета: зеленая волна отливает пурпуром (зеленый и пурпурный)

– А сама поверхность моря голубая.

– Тучи лилового цвета, луна – красного, а парус – серый.

Учитель поощряет ребят за ответы и вновь задает вопрос, возвращающий к теме урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Красивое в стихотворение мы заметили. Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие, что шторм отступил, что началось затишье.

“Лес рук” все быстро справляются с заданием.

Ответы:

Первая часть стихотворения (две первых строфы), а так же слова “пустыня вод” из третьей строфы посвящена тому, что шторм отступил.

Учитель: А теперь покажите, что затишье носит временный характер.

Дети: Вторая часть (последняя строфа со слов “с тревогою неясной…”) создает ощущения тревоги, предчувствия того, что затишье носит временный характер.

 
Слова из первой части подтверждают, что шторм отступил, вал отпрянул, пугливо умчался вдаль, разлилась широко и лениво певучая заря, ветр… повис, пустыня вод. Если первые два случая, и четвертый случай, которые нашли дети, не представляют для школьников сложности, то с третьим и пятым случаем (разлилась широко и лениво певучая заря, пустыня вод), необходимо поработать. Необходимо обратить внимание школьников на те ассоциации, которые вызывают слова и выражения: разлилась – распространилась ровно, равномерно, в данном случае даже широко и лениво, что создает картину спокойствия, затишья, благодушия.
Учитель: Картина затишья, благодушия, дополняется словосочетанием певучая заря, в котором слово певучая так же означает “равномерно длящаяся, не прерываемая”, т.е. ровно (а не рвано, клочкообразно, контрастно) окрашивающее небо. А во второй части, где в ней создается впечатление временного характера этого затишья, - благодаря словам, которыми пользуется поэт, и образом, к которым он обращается?

Дети: В словах “с тревогою неясной толкает челн волна”.

– “И распускается, как папоротник красный, зловещая заря”.

– Картина красной луны, которая названа зловещей, наводит на нас страх.

Учитель: А какие есть еще дополнения, версии?

У нас меняется настроение: на таком красивом затишье и почти спокойном море, должно произойти что-то ужасное, неповторимое.

Наверное, будет беда.
Парусник погибнет?!

Учитель: Да, ребята, вы правы! Поэт нас наталкивает на мысль, что беда недалеко. Коллеги, можно ли назвать ту картину, которую нарисовал поэт, красивой? Какое противоречие в ней содержится? Что такое противоречие, контраст? У кого возникли затруднения с формулировкой ответа, поднимите необходимые сигнальные карточки.

 
Дети: Папоротник цветет только один раз в году по преданию. Это образ чуда.

– Становится страшно, если закрыть глаза и представить, что произойдет через некоторое время.

– Надо надеяться, что на паруснике нет людей!

– А я ощущаю себя на берегу этого моря.

Цель этого вопроса состоит в том, чтобы учащиеся обнаружили противоречие красивого и ужасного, прекрасного и драматического, которое составляет смысл этого стихотворения: красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного парусника. Это и есть то драматическое противоречие.

В толковом словаре идёт поиск слов: контраст, противоречие.

Дети могут тихо отсидеться, потеряться в процессе работы, но сигнальные карточки снимают комплекс незнания, неумения, “я не такой как все”.

Ребятам сильным предоставляется возможность развить свои коммуникативные способности: “растолковать”, объяснить, помочь “слабому” товарищу, тем самым привлечь внимание этого слабого учащегося.

Сигнальные карточки в виде лиц Знайки и Незнайки.

Учитель: Замечательно и живо вы представили картину, описанную поэтом М. Волошиным. Ведь он не художник, а поэт. Но удачно, умело пользуется возможностями русского языка. Пробуждает в нас такие эмоции.

А теперь давайте отправимся в нашу картинную галерею русского музея и найдем пейзаж И. Айвазовского “Девятый вал” стр. 177.

Ответы детей говорят о том, насколько развита у них эмоциональная сфера, она тесно связана с обогащением речи ребенка, словарного запаса.
Включает магнитофон “шум моря”.

Дети тянут руки.

Релаксация (пауза).
Дети: А мы эту картину видели в выставочном зале.

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили. Только мы видели не саму картину, а ее компьютерную копию. Сама картина находится в русском музее г. Санкт-Петербурга.

Учитель – Что вы можете сказать о людях, которые там изображены?

Дети на каникулах посещали выставочный зал, тема выставки компьютерных копий картин “И. Айвазовский – художник моренист”.
Ответы детей:

Моряки ловят рыбу.

Нет, я с тобой не согласна. Посмотри внимательно: люди попали в страшную ситуацию.

Солнце пробивается сквозь тучи.

Людям совсем не до красоты рассвета.

А я думал, что рассвет это всегда красиво, а у Айвазовского это страшно.

Высказывание мнений идет по цепочке, учитель может интересоваться мнением молчащего ученика, но тот имеет право отказаться от ответа.
А мне кажется, что это пейзаж к стихотворению М. Волошина, только парус уже сломался.

А интересно, М. Волошин и И. Айвазовский могли знать друг друга? Может они описывали и рисовали один и тот же пейзаж?

Учитель: Просто превосходный вопрос. Его придется расследовать до конца и покопаться в энциклопедии нашей библиотеки.

Два ученика ищут в энциклопедии даты рождения М. Волошина и И. Айвазовского.

Учитель: Я с вами, ребята, полностью согласна. Смысл картины “Девятый вал” тоже в противоречии красивого и страшного, притягивающего и пугающего. Противоречие между необыкновенно красивой и величественной картиной моря, с одной стороны, и тем бедственным положением, в которое попали люди в результате бури и шторма, с другой стороны.

Ребята, а какие краски использовал художник?

Возникла проблемная ситуация. Дети сами пришли к тому, что надо обязательно выяснить, знакомы ли Волошин и Айвазовский. (Пришли к исследовательскому методу). Идет дальнейшее формирование познавательной мотивации.
Дети: Изумрудно-прозрачная зеленая волна.

– Белые брызги, с жемчужным оттенком.

Розовый рассвет.

– Золотой рассвет.

Учитель: Но людям не до красоты. Красота и величие моря оборачивается неповторимой трагедией для горстки людей, потерпевших катастрофу, у которых очень мало надежды остаться в живых. Это почти тот же романтический контраст красивого и ужасного, радующего взор и страшного одновременно, который мы с вами уже осваивали.

Дети: Мы уже об этом говорили, когда читали сказочную повесть Гофмана “Щелкунчик”.

Учитель прибегает к демонстрации жемчуга (наглядный метод)
V. Итог урока.
Учитель: Спасибо за урок. Мы сегодня провели очередную исследовательскую работу.

Что вам понравилось на уроке и не понравилось? Что открыли нового?

Дети: Мы сегодня узнали, что у поэтов и художников в одном стихотворении, в одной картине уживается красивое и страшное, притягивающее и пугающее.

Учитель: А как вы думаете, а что мне понравилось и не понравилось на уроке? Что удивило? Что огорчило? Как вы это узнали?

Дети делают предположения.

Учитель оценивает урок “Очень доволен” и указывает на табличку.

Рефлексия, обсуждение с детьми, что им понравилось и не понравилось на уроке, обеспечивает взаимную ответственность за происходящее на уроке. Служит подтверждением того, что урок проводится для них, с учетом их интересов, желаний и потребностей, что результат урока и их впечатление от него во многом зависят от самих учеников.

Обсуждение ведется спокойно, доброжелательно, без осуждения нарушителей дисциплины, спорщиков.

А эти вопросы направлены на взаимосвязь рефлексии детей и педагога. У детей возникает психологическая защищенность, особенно у детей детского дома.