Инновационная деятельность образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Модернизация системы отечественного образования, определяющая интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющаяся условием ее процветания и развития, требует от каждого образовательного учреждения поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Существует множество подходов в определении понятия “инновационная деятельность”. По мнению Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова “…инновационная деятельность – это специфическая форма передового опыта, внедрение которого ведет к радикальным новшествам способствующим развитию образовательного учреждения…”.

Инновационная деятельность для нашего образовательного учреждения заключается в разработке и апробации второй Программы развития школы по теме “Школа личностного роста”. Создание программы развития школы до 2013 года и её защита, дало возможность в 2008-2009 годах нашему учреждению получить муниципальный грант в рамках конкурса лучших образовательных учреждений (в размере 1 млн.)

Целью деятельности школы, согласно Программе развития, является создание условий в образовательном пространстве школы для личностного роста обучающихся, их жизнеспособности в гармоничном взаимодействии с окружающей природой, социумом, развития способности к активному проявлению субъектной позиции.

Для решения задач программы образовательное учреждение работает по проблеме ОС “Школа-2100”. В основу образовательной системы “Школа-2100” положена концепция “Педагогика здравого смысла” (А.А. Леонтьев).

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 54” является: экспериментальной площадкой Российской академии образования по т. “Апробация новой модели оценивания достижений учащихся”, методическим центром по внедрению ОС “Школа-2100”, в октябре 2008 г. стала участником областного гранта по т. “Апробация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения”, в декабре 2008 года школе присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме “Разработка модели оценки образовательных достижений младших школьников”. В течение 2-х лет на базе школы работают областные экспериментальные площадки “Формирование и развитие единого информационного пространства в условиях крупного города”, “Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством локальных и сетевых инновационных проектов”, “Учимся с Интел”. Школа является ГМС по теме “Проектирование учебной деятельности на содержание образовательной среды “Школа-2100”.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления деятельности образовательного учреждения сопряжена с риском, так как полная гарантия ее благополучного результата практически отсутствует. Это обусловлено динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.

Сущность понятия “риск” можно раскрыть только во взаимосвязи с такими понятиями, как “неопределенность”, “условия неопределенности”, “условия риска”. Поэтому при управлении рисками в условиях реализации инновационной деятельности необходимо знать все виды возможных рисков, уметь оценивать с достаточно большой долей вероятности возникновение того или иного риска, грамотно организовать работу педагогического коллектива по управлению рисками. В нашем случае необходимо учитывать внешние и внутренние риски.

К внешним рискам относятся:

  • изменения в законодательной базе на уровне правительства РФ, правительства Омской области; на муниципальном уровне;
  • невостребованность образовательных услуг, которые оказывает школа (предпрофильная подготовка и профильное обучение, образовательная программа “Школа-2100) в социуме;
  • ограниченное финансирование инновационных проектов;
  • классно-урочная система и т.д.

К внутренним рискам относятся:

  • недостаточный уровень методологической культуры педагогов для освоения нововведений;
  • недостаточный уровень социальной зрелости обучающихся;
  • слабая информированность родительской общественности об инновационной деятельности образовательного учреждения.

Опыт работы школы позволяет сделать вывод о необходимости создания модели управления рисками на уровне директора школы при реализации инновационной деятельности.

В основе создания модели управления рисками в образовательном учреждении лежит содержание стратегического менеджмента.

Через постановку стратегических задач обеспечивается долговременный успех школы. Отличительными особенностями системы управления рисками являются: ориентированность на развитие деятельности образовательного учреждения; реализация принципа обратной связи, обеспечивающего необходимый уровень контроля за реальными результатами; открытость, многофакторность, прогностичность, самовоспроизводимость модели.

Предложенная модель управления рисками в образовательном учреждении предусматривает маркетинговую службу, что требует пересмотра функциональных обязанностей заместителей директора и бухгалтера образовательного учреждения.

Заместитель директора – это второе лицо в школе, которое занимается управлением на профессиональной основе. В условиях стратегического управления – это маркетолог, деятельность которого направлена на создание нового видения социально-педагогических процессов, научно-методического обеспечения обновления и успеха преобразований в образовательном учреждении.

Содержание деятельности директора школы по управлению рисками в образовательном учреждению, придерживаясь классификации функций управления Т.И. Шамовой и П.И. Третьяковым, можно представить как шесть взаимосвязанных этапов деятельности:

  • информационно-аналитический: руководит маркетинговой службой по формированию банка данных о новых исследованиях в менеджменте, маркетинге, педагогике по вопросу управления рисками, собирает научно-методический материал о состоянии работы школы по данному вопросу;
  • мотивационно-целевой: совместно с маркетинговой службой определяет ближайшие и перспективные цели по развитию форм, методов, условий управления;
  • планово-прогностический: руководит прогнозом условий жизнедеятельности (функционирования и развития) школы в образном будущем; создает условия для анализа и прогнозирования социальных потребностей, социального заказа на образование, влияний внешней среды, а так же возможностей школы влиять на свою внутреннюю среду.
  • организационно-исполнительский: руководит организацией исполнения работы по идентификации рисков, возникающих в ходе реализации деятельности (функционирования и развития) школы, их качественной и количественной оценке, планированию реагирования на риски
  • контрольно-диагностический – руководит осуществлением мониторинга и контроля рисками,
  • регулятивно-коррекционная – обеспечивает регулирование и коррекцию по всем направлениям деятельности на заданном программой уровне, устраняет негативные отклонения как в самом процессе, так и в работе его участников.

Модель управления рисками на уровне директора школы создана с целью создания условий развития образовательного учреждения как инновационного учреждения.