Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Учиться мудрости и добру" (изучение сказа П.П. Бажова "Синюшкин колодец")

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомится с жанром сказа, найти отличия сказа от сказки, проанализировать сказ «Синюшкин колодец».

Организационный момент: Приветствие ребят.

Новый материал:

Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах
Об их тяжелом деле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

Новый материал

Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном уральском сказочнике П.П. Бажове. Фамилия Бажов происходит от «бажить», то есть ворожить, предвещать. У Бажова и мальчишеского уличное прозвище было – Колдунков. И даже позже, когда он стал печатать свои произведения, он подписывался псевдонимом – Колдунков. Бажов родился на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе. Урал славился и славится до сих пор запасами всевозможных полезных ископаемых, но особенно – металл, руды и драгоценные камни. Их добычей занимались рабочие-горняки разных промыслов – шахт, горных заводов.
У местных жителей бытовал свой уральский фольклор: были легенды, сказки связанные с традициями горняцкой жизни. Их сказывали в каждой семье, и, конечно же, слушал наш будущий писатель. Как выяснилось позже, так хорошо и внимательно, что они навсегда вошли в память его сердца. Пришло время, и он словно достал, услышанное детстве, из этой прочной шкатулки и собрал в свою книгу сказов, название которой вы знаете.
– Как называется книга? Какие произведения в нее вошли?
О творчестве Бажова можно говорить много интересного и увлекательного. Сейчас ваш одноклассник предлагает посмотреть презентацию его творчества, которую он сам приготовил.

Презентация жизни и творчества Бажова

Работа с жанром

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Синюшкин колодец». Вы все знаете, что по жанру – это сказ. Даже по звучанию, с каким жанром схож сказ? (Сказка.) Созвучны слова «сказ» и «сказка». Итак – сказка. На первый взгляд кажется – одно и то же. Но эти понятия различны. И сегодня на уроке вам предстоит найти отличия сказа от сказки, проанализировав это произведение. Выводы, которые мы будем делать, вы можете фиксировать в ваших рабочих материалах.

Работа с названием

Посмотрим на название. Видим перед собой словосочетание из двух слов.
Что стоит за словом «колодец»? Какие представления у вас возникли? Какие цвета подсказывают вам ваше воображение?
Итак, что такое колодец знают все. А кто такая Синюшкина? На какого персонажа из народных сказок она похожа? Вспомните, где она живет? Что делает? (Кикимору.) Уже в названии можно проследить небольшой оттенок различия сказа от сказки. Если в сказке мы говорили – вымышленное, то в сказе – и реальное, и фантастическое. Какое слово относится к реальному, а какое к фантастическому? (Колодец – к реальному, Синюшкин – к фантастическому.)

Чтение отрывков произведения и их анализ

Идем дальше. Разобрав название нам нужно переходить, непосредственно, к самому тексту (к чтению).
Как вы думаете, как лучше воспринимается это произведение: при чтении или при пересказе? (При чтении.) Да, это очень важный момент. Сказы нужно читать. А как их нужно читать? (Неторопливо, завораживающе с особым ритмом.)
От чьего имени идет повествование? Каким вы его себе представляете? (Пожилой опытный человек, который хорошо знает рудное дело, с седой бородой, с добрыми глазами; когда он рассказывает, то немного улыбается.) Учитывая все сказанное, нужно зачитать начало сказа, чтобы мы могли погрузиться в эту сказочную атмосферу.

Чтение отрывка

Если вы внимательно слушали биографию Бажова, то даже в самом начале видна реальная основа (работа на прииске). Да, в основе сказа реальные события.

Работа над композицией произведения

Посмотрим на композицию. Что такое композиция? Она схожа со сказкой? (Зачина нет.) Обратите внимание – опять отличие.
Движемся по сюжету. Что такое сюжет? Автор дает своим героям красивые русские имена. Какие? (Илья, Лукерья.)
Случайно ли это? Каких героев из русских народных сказок или предметы они напоминают? (Илья – спаситель, лук – счастье.). Почему он так назвал бабку? (Приносит счастье.)
Расскажите о главном герое. Какой он? Где жил? Чем занимался? Представьте избу, где он жил. Что мы там видим?
Были ли у него родственники? (Бабушка, которая, чувствуя свою смерть, оставила ему наследство.)
С какими словами ассоциируется слово «наследство»? (Богатство, материальны ценности.)
Какое наследство оставила ему бабушка? (Перья, советы.) Зачитайте советы. Как вы их понимаете?
Как это ее характеризует? (Заботливая, желала помочь внуку-сироте определиться в жизни, обрести веру в то, что счастье не в деньгах, а в умении жить честно и правдиво.)
Как внук отнесся к такому наследству? Какими чертами он обладал?
Выполнил ли внук наказы бабки? Сколько испытаний ему пришлось преодолеть? Расскажите о первом испытании, о втором.
На что здесь проверяется Илья? На какие черты характера? (Силу, смелость, удальство.) На черты какого героя похожи эти качества? (На героя русских народных сказок.)
А вот третье испытание сталкивает Илью с опасным искушением. Каким? (Возможность легко обогатиться.)
Выдержал ли он это испытание? Что ему в этом помогло? (Советы, перышки.)
А что нам символизируют перышки? По цвету? Дети, не случайно наш герой их перевязал ниточкой. Это связь дня, ночи, утра – то есть жизнь. Смысл наказа в том, что бы Илья принимал свою судьбу, свою жизнь такой, какая она есть.
Всем ли помогали перышки? (Только хорошим людям.) Кому они не помогли? (Кузька, Двоерылко.)
Почему ему не помогли перышки? (Алчный, жадный, вороватый.) И здесь не случайно Бажов дает и фамилию герою – Двоерылко (двуличный); Кузька – русское имя (носители отрицательных качеств). Объегорить, обкузьмить – провести, обмануть; обсережить – украсть. Проанализировав произведение, мы можем сказать, что наш герой связан с двумя образами, благодаря чему и развивается сюжет: первый – реальный, второй – фантастический.
Какой урок можно извлечь из этого произведения?
Итак, подменное богатство – это нравственность, мудрость, то, что дается руками.
Чем может быть богат человек? Чем в сказе Бажова представлено земельное богатство? (Дарами природы.) Первую задачу мы с вами выполнили, проанализировав произведение.
Но нам еще нужно сделать вывод: чем отличается сказ от сказки? Сверяем со слайдом (таблица отличие сказа от сказки). Теперь мы можем с вами записать определение сказа.
Сказ – эпический жанр фольклора или литературы; произведение, передающее речь рассказчика или ведущееся от его лица. На многие вопросы мы ответили, но самый главный остался. Долго ли был счастлив Илья? И почему, разбогатев и женившись, он не обрел счастья?
К какому жанру принадлежит наша история? Связано ли это с нашим вопросом?
«Синюшкин колодец» – сказ, а счастливый конец только в сказке, это разные жанры по замыслу, а следовательно, и по финалу.

Домашнее задание. Напишите дома счастливый конец для этого сказа, превратив его в сказку. Придумайте заключительную картину для этой новой истории.

Итог урока. А закончить урок я хотела бы вот так: Много лет назад Бажов подарил одной девочке свою книгу и написал: «Желаю тебе много-много хороших дней, солнышка внутри и снаружи. Если не поймешь о солнышке, то спроси родителей». Я уверена, что наш писатель пожелал бы этого и всем вам.
А давайте теперь с вами по этим буквам пожелаем что-нибудь девочке. Как много чудесных слов можно составить в этом маленьком слове – сказ.

(Дети желали девочке счастья, силы, красоты, артистизма, здоровья.)