Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок и плод"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со строением тычиночного и пестичного цветка, соцветиями, их значением в жизни растений; со строением плодов, с их разнообразием  и функциями.
  • Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнить их, работать с учебниками.
  • На материале данной темы воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное к ней отношение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: живые растения (петуния, дикая редька), цветущие комнатные растения (бегония, примула); гербарные экземпляры растений; модель «Цветок картофеля»; таблицы «Органы растений», «Строение цветка», «Соцветия»; коллекция плодов, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний учащихся

Ответы учащихся по карточкам с заданиями; умение работать с гербарным материалом; фронтальный опрос.

II. Работа с гербарным материалом.

1) Предложены гербарные экземпляры цветковых растений. Необходимо выполнить следущие задания: определить, у каких растений мочковатая корневая система, а у каких – стержневая.
2) Предложен гербарий различных цветковых растений. Необходимо определить, у каких растений листья простые, а у каких – сложные.

III. Вопросы для фронтальной беседы

1) Какие органы растений вы знаете?
2) Из чего состоит побег?
3) Как располагаются листья на стебле?
4) Каково внешнее строение листа?
5) Какие бывают листья.
6) Чем простые листья отличаются от сложных?
7) Каково значение листьев?
8) Что такое почка?
9) Какие бывают почки?
10) Какие функции выполняет стебель?

IV. Изучение нового материала

Тема урока («Цветок и плод») записывается на доске.
– Ребята, сегодня мы познакомимся с репродуктивными органами покрытосеменных растений – цветком и плодом.
Цветок у большинства растений самая яркая и заметная его часть. Цветок располагается на цветоножке. Расширенная часть цветка называется цветоложем.
На цветоложе располагаются остальные части цветка: чашечка, венчик, пестик и окружающие его тычинки.
Чашечка  состоит из чашелистиков. (Она может быть сростнолистной или раздельнолистной.)
Венчик состоит из лепестков. (Если все лепестки срастаются вместе, то такой венчик называется сростнолепестным, если же лепестки не срастаются, то такой венчик называется раздельнолепестным).
Главные части цветка – это тычинки и пестики.Они располагаются в центре цветка.
Рассмотрим строение
Тычинка состоит из тычиничной нити и пыльника.
В пыльниках созревает пыльца.Количество тычинок всегда больше, чем пестиков. В цветках вишни, сливы, черешни и многих других растений один пестик.
Если цветки крупные, то расположены они на побеге поодиночке. Назовите, какие растения с крупными цветами вам известны. (Мак, тюльпан, петуния, нарцисс.)
А вот мелкие цветы собираются в группы. Такую группу цветков называют соцветием.
Познакомимся с некоторыми из них. Так, у ландыша – соцветие кисть, у подсолнечника и астры – корзинка, у вишни – зонтик, у подорожника – простой колос, у клевера – головка.
Как вы думаете, почему крупные цветы расположены на побеге одиночно, а цветки небольших размеров образуют соцветия?

(Добиваюсь ответа: биологическое знание соцветий состоит в том, что они становятся заметными для насекомых. Насекомые, посещая цветы, добывают нектар и одновременно их опыляют.)

Этапы  работы.

1. Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на с.17. Приступим к выполнению лабораторной работы «Строение цветка»

Задание 1.

Описать гербарный материал по плану:

а) название растения, которому принадлежит цветок;
б) венчик (окраска и количество лепестков);
в) чашечка (окраска и количество чашелистиков
г) тычинки и пестики (количество).

– Так как называется растение, цветы которого лежат у вас на столе? (Петуния.)
– Какая окраска венчика у петунии, сколько в нем лепестков? Обратите также внимание, сросшиеся лепестки или нет? (Венчик имеет розовую окраску, количество лепестков пять и они образовали спайнолепестной венчик.)
– Какая  окраска чашечки и сколько она имеет чашелистиков? (Окраска чашечки зеленая, она имеет пять чашелистиков, которые образовали сростнолистную чашечку.)
– Давайте запишем формулу цветка петунии Ч5Л5Т5П1.

(По ходу беседы учащиеся оформляют лабораторную работу.)

Задание 2.

Учитель предлагает зарисовать цветок и надписать его части. Это задание учащиеся выполняют вместе с учителем. Учитель рисует на доске, используя цветные мелки, а учащиеся у себя в тетради.

Задание 3.

С помощью пинцета отделите у цветка тычинку и пестик. Пользуясь лупой, рассмотрите их строение. Сделайте рисунок. Надпишите основные части тычинки и пестика.
Это задание учащиеся также выполняют вместе с учителем. Учитель зарисовывает тычинку и пестик на доске, делает надписи, а учащиеся стараются красиво сделать эти рисунки и надписи к ним в тетради.

– Итак, мы познакомились со строением цветка на примере примулы.
Цветы с давних пор восхищают людей своим изяществом и красотой и волнуют тонкими ароматами. Цветы повышают настроение, а значит, сберегают здоровье. Царицей цветов называют розу. Но очень красивы и другие цветы.
Многие дикорастущие растения  находятся на грани исчезновения и требуют охраны. Такие виды занесены в Красную книгу.
– Знаете ли вы растения, растущие на территории вашего края, численность которых резко сократилась и они подлежат охране?
Не рвите дикорастущие растения для составления букетов, просто любуйтесь ими.
Многие поэты пишут стихи о природе, восторгаются ее красотой. В своих стихах они обращаются к нам и хотят, чтобы мы тоже увидели, как прекрасен этот мир, и научились его беречь, охранять. (Учитель читает стихи о цветах.)

2. Сегодня на уроке мы познакомимся с плодами растений.

Плоды образуются после опыления, когда пыльца будет перенесена на рыльце пестика. Через определенное время после опыления из завязи пестика образуется плод.
Стенка плода – околоплодник образован разросшимися и видоизмененными стенками завязи.
Семена, заключенные внутри плода, развиваются из семязачатков, расположенных в завязи.
– Какая же основная функция плода? (Защита семян и их распространение.)
Плоды очень разнообразны. Давайте посмотрим коллекцию плодов, а также познакомимся с некоторыми из них по таблице, рассмотрим рисунки плодов, изображенных на с. 41 учебника.
– Обратите внимание, на столе у меня лежат свекла, морковь, картофель, томаты. Какие из этих овощей не являются плодами? (Картофель, свекла, морковь.) Почему же томаты являются плодами? (Характерный признак плода – это наличие в нем семян. Так как внутри томатов есть семена, они являются плодами.)

V. Закрепление знаний

Работа c тестами

1. Побегом называют:

А – почки
Б – почки и листья
В – стебель с листьями и почками
Г – цветок

2. Почка – это

А – видоизмененный побег
Б – зачаточный побег
В – орган растения
Г – верхушка стебля

3. С помощью корневой системы  растения поглащают из почвы

А – Воду
Б – Минеральные вещества
В – Органические вещества
Г – Воду и минеральные веществ

4. Кожица листа состоит из ткани

А – механической
Б – образовательной
В – покровной
Г – запасающей

5. Листопад – зто

А – приспособление растений к недостатку влаги
Б – удаление вредных веществ
В – осеннее явление в жизни растений
Г – процесс питания

VI. Задание на дом

– Изучить текст в учебнике на с.40.
– Завершить выполнение лабораторной работы в рабочей тетради; выполнение задания 32, 33 на с.15.