Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика, Информатика


Цели урока:

  • Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, сопоставляя известное, вывести новое.
  • Общеобразовательные: сформировать понятие работы и мощности электрического тока, выяснить от чего зависят эти величины. Познакомить учащихся с новыми единицами измерения. Показать практическую направленность изучаемого материала.
  • Развивающие: формировать научно-материалистическое мировоззрение и представление о процессе научного познания. Развивать логическое мышление.
  • Воспитательная: вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  • Словесные (вопросно-ответный, проблемно-поисковый)
  • Практические (решение задач)

Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Оборудование:

  • Доска: условия задач и тема урока.
  • Стол ученика: ОК, карточки с задачами.
  • стол учителя: счетчик.
  • ПК, проекционный аппарат, экран, презентация.

Ход урока

Уч: Добрый день ребята. Я очень рада видеть вас. Сейчас выполним мягкую посадку на наши рабочие места. Каждый вариант поочереди отвечаете на вопрос, относящийся к показанному рисунку на слайде (Презентация, слайд №1)

1 вар: Какое это соединение?

2 вар: Физическая величина? U

3 вар: Какое это соединение?

4 вар: Физическая величина? I

5 вар: Какое это соединение?

6 вар: Физическая величина? R

ВСЕМ: Формула закона Ома. (слайд №2)

Молодцы, всё верно. Что бы узнать тему нашего урока нужно разгадать кроссворд. (слайд №3)
Для этого необходимо выполнить самостоятельную работу по решению задач. У вас на столе лежат карточки №1. Выберите ваш уровень, найдите ответ задачи и по алфавиту выберите нужную букву (слайд №4). У доски в это время самостоятельно решит задачу 1 ученик (на карточках у вариантов она дополнительная см. приложение 1) . Приступаем. (Ребята решают самостоятельно задачи на местах, а один на доске ).

Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд №5).
Значит тема нашего урока – "Работа и мощность электрического тока".
А какова цель урока? (ответы учащихся)
(слайд №6) Совершенно верно нам нужно: познакомиться с новыми понятиями, вывести формулы, вспомнить ед. измерения величин и познакомиться с новыми, найти связь темы урока с жизнью.
Давайте, как обычно пойдем от известного к новому. Для этого я буду задавать вам наводящие вопросы (слайд №7).
Актуализация знаний учащихся с введением нового материала.

  1. Чему равно напряжение?
  2. Как из этой формулы вывести работу? А=U*q (1)
  3. Можно ли вычислить работу, используя только школьное оборудование. Объясните.
  4. А в какую изученную формулу входит заряд?
  5. Выведите из этой формулы заряд. q=I*t (2)

Давайте, сопоставим формулу (1) и (2), что получится?
Верно получаем А=I*U*t. Занесем ее в волшебные треугольники.
А сейчас можем вычислить работу?
Вспомним единицы измерения встретившихся величин.
Какое нам для этого необходимо оборудование?
Посмотрите, на столе у меня лежит прибор (счетчик), вы видели его уже или нет.

А вы знаете, зачем он нужен? (Ребята дают ответ в основном, что бы знать, сколько нужно платить денег за свет).
Верно, что бы знать, сколько нужно платить денег за свет. А чтобы знать, сколько необходимо заплатить денег, нужно знать работу тока. Так вот счетчик нам и необходим, чтобы знать работу тока. Именно в счетчике и сочетаются три прибора: вольтметр, амперметр и часы.

В практике, вычисляя работу, гораздо удобнее время выражать в часах, а работу тока не в джоулях, а в других единицах: ватт-час (Вт*ч), гектоватт-час (гВт*ч), киловатт-час (кВт*).

1Вт*ч=3600 Дж;
1гВт*ч=100Вт*ч =3600 Дж;
1кВт*ч=1000Вт*ч=3 600 000 Дж;

Вторая величина с которой нам нужно познакомиться – это мощность. Вспомните из 7 класса, что такое мощность?
Верно, мощность – это величина, показывающая, какая работа совершается за единицу времени.
Следовательно, от чего зависит мощность?
Запишем формулу нахождения мощности. (слайд №8)
Выше мы вывели формулу нахождения работы тока. Давайте, их сопоставим. Что же у нас получается?
Занесем формулу мощности в волшебные треугольники.
Ед измерения мощности (Вт), но существуют еще кратные

1гВт=100Вт, 1кВт=1000Вт, 1МВт=1 000 000Вт.

Какое оборудование необходимо, чтобы измерить мощность тока?
Знаете, для измерения мощности электрического тока существуют специальные приборы и называются они – ваттметры.

(слайд №9) В быту используется очень много различных электрических приборов: холодильники, пылесосы, утюги и др.мощность этих приборов измеряется в кВт.
А сколько приборов мы можем включить в квартире, чтобы не вырубило пробки?
(слайд №10) Напряжение в наших квартирах 220В, а допустимая сила тока 10 А. Рассчитайте допустимую мощность.
Вы получили 2200 Вт, т е 2,2 кВт.

ЛАМПА КАРМАННОГО ФОНАРИКА 0,001
ХОЛОДИЛЬНИК 0,11-0,16 (0,15)
УТЮГ 0,3-1 (0,7 )
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА 0,35-0,6 (0,5)
ПЛИТКА 0,6; 0,8; 1
ПЫЛЕСОС До 0,6 (0,6)
ТЕЛЕВИЗОР От 0,3 (0,3)

Работая с таблицей, решим задачу. Дома у меня работают холодильник, телевизор, стиральная машина, а я глажу белье. Дочка хочет пропылесосить пол. Разрешить ей или запретить.
Давайте вернемся к счетчику. Сколько же денег необходимо платить?
Разберем задачу на экране устно. (слайд№ 11)

Очень часто на педсовете директор нам говорит, что нужно экономить электроэнергию. Я задумалась, а сколько необходимо заплатить денег только за мой кабинет (слайд№ 12), если будут работать в течении месяца (16 рабочих дней) по 3 часа в день лампы, мощность одной 40 Вт

1 вар один ряд ламп (12 штук);
2 вар: два ряда ламп (24 штуки);
3 вар: лампы у доски (2 штуки).

Поменялись тетрадочками варианты 1-2, 3-1, 2-3 (по рядам), проверили, если есть ошибки, исправьте. Сверимся с доской (слайд№ 13) и поставим оценки.
Сколько денег необходимо заплатить, если будут работать два ряда и лампы у доски? А один ряд и лампы у доски?
Молодцы. А сейчас подведем итог нашей работе. Ответьте на вопросы (используя ОК) и решим две задачи.

  1. Чему равна работа электрического тока на участке цепи?
  2. Единицы измерения работа?
  3. Чему равна мощность электрического тока?
  4. Единицы измерения мощности?
  5. Зачем в наших квартирах находятся счетчики?
  6. Как называются приборы для измерения мощности электрического тока?

На доске записаны условия задач. Выполним перевод величин, где необходимо, запишем формулы и вычислим неизвестную величину ( на доске написаны условия задач упр 24 (1) и упр 25 (1)).

Домашнее задание §50-52, упр 24 (2), упр 25 (2); ОК- 8.27 (см. приложение 1)
Ребята, уходя с урока, в волшебную коробочку опустите цветные листочки.
Напоминаю:
красная – на уроке было интересно, и я понял весь материал;
зеленая – понял, но не все;
синяя – ничего не понял, требуется помощь.
Урок окончен спасибо за работу, можете быть свободны.

Литература.

  1. Физика 8 класс :учебн. для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин.-10-е изд., М. Дрофа, 2008г.
  2. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учреждений А. В. Перышкина «Физика 8 класс».
    - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.