Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме "В гостях у нижнетагильских мастеров"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями нижнетагильской художественной росписи подносов

Знать: приемы нижнетагильской росписи

Уметь: творчески применять приемы народной росписи

Новые термины: подмалевок, белая оживка, уборка – мелкий орнамент

Практическое применение: народоведение, культура Урала, литература.

Реализация воспитательного потенциала урока:

  • воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
  • способствовать формированию художественного вкуса

Связь учебного материала с жизнью: профессиональное самоопределение

Межпредметные связи: народоведение, технология

Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся:

  • декоративно-прикладное искусство как вид искусства,
  • особенности работы с гуашью как художественным материалом,
  • теплые и холодные цвета, сочетание цветов,
  • уход за художественными материалами,
  • понятие о стилизации (переработке природных форм в декоративные)

Ход урока

Организация до начала урока.

  1. Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (до занятия).
  2. Подготовка учащихся к занятию (мытье рук).
  3. Получение сведений об отсутствующих (подает дежурный).

I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.

Вступление учителя:
Давным-давно это было. Мчится по заснеженной дороге груженый возок. Лошади бегут быстро, спешат доставить купленные на ярмарке товары да подарки домашним. Только снег летит из – под копыт!

Знатная это была ярмарка, Ирбитская! Ярмарка открывалась 1 февраля, после поднятия флага. Считалось, как флаг развернется – такой и ярмарка будет: флаг запутался – затяжная ярмарка, развернулся сразу – крутая, в сторону Сибири – сулит сибирякам всякое благополучие…

Каждый рад предложить другому плоды труда земного – показать товар лицом и будет на ярмарке многолюдный торг: ведь со всех сторон приехали купцы и покупатели.

Чего только не везли на Ирбитскую ярмарку! Горы сундуков, ложки, расписанные как игрушки, мебель, посуду, самовары, инструмент, шапки, свечи, мыло, вазы из уральских камней, изделия из золота, серебра. И конечно же, расписные нижнетагильские подносы.

Не останемся в стороне и мы с вами – тоже заглянем на ярмарку со своим товаром. А товар наш будет – расписные подносы, которые славились на всю Россию и которые называли «нижнетагильское чудо». Так и называется тема урока «В гостях у нижнетагильских мастеров».
А сегодня мы с вами должны ознакомиться с особенностями художественной нижнетагильской росписи подносов и выполнить эскиз подноса.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.

Учитель:
Итак, внимание: мы с вами оказались в мастерской у народных умельцев.
В мастерской работали не только взрослые – мастера, но и дети – их называли подмастерья. Подмастерья тоже перенимали опыт друг у друга, напоминали друг другу правила работы, как и мы.

Вопросы к учащимся:

  • особенности работы с гуашью как художественным материалом (Подготовить сообщение заранее),
  • теплые и холодные цвета, сочетание цветов (Подготовить сообщение заранее),
  • уход за художественными материалами (Подготовить сообщение заранее),
  • понятие о стилизации (переработке природных форм в декоративные) (Подготовить сообщение заранее).

Итак, у нас все готово для работы.

III. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

У любого мастера есть свои секреты. И чтобы понять особенности тагильской цветочной росписи, нам просто необходимо (как настоящим мастерам) узнать: какова история нижнетагильского промысла.
Об этом мы узнаем из небольшого фильма «Нижнетагильское чудо».
Ваша задача, ребята при просмотре фильма быть внимательными и найти ответы на следующие вопросы (вопросы лежат на столах у детей):

  1. Сколько лет существует уральский промысел росписи по металлу?
  2. Кому принадлежали заводы, на которых начали расписывать изделия из металла?
  3. Какую форму имеют подносы?
    Учитель на доске прикрепляет образцы разной формы (прямоугольник, круг, овал)
  4. Каким инструментом пользовались мастера вместо кисти?
  5. На каком фоне выполнялась роспись?

Демонстрация видеофильма «Нижнетагильское чудо».
После просмотра в\фильма ответы на вопросы учащихся.

IV. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

Далее учитель приглашает детей подойти к столу учителя, где учитель показывает приемы выполнения красной тагильской розы, листьев, подчеркивая последовательность выполнения сопровождая показ объяснением.
Показ учителем приемов выполнения декоративного изображения растительного узора.

V. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.
 
Дети выполняют эскиз традиционной красной тагильской розы на своих местах.
После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Довольны ли вы своей работой?
  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • На что обратить внимание?

Работы вывесить на доске.

VI. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

Учитель: У нижнетагильских мастеров свои секреты, свои особенности и расположения узора на подносе, речь идет о композиции. Давайте рассмотрим варианты композиции нижнетагильского подноса.
На доске предствлены три изображения - 3 варианта расположения цветочного узора на подносах:

  • Букет
  • Венок
  • Ветка

Давайте поиграем. Задание: установи соответствие. Детям предлагается прикрепить надпись («букет», «венок», «ветка») к соответствующему изображению.
Вопрос к учащимся: Как вы считаете, какой форме подноса будут соответствовать роспись в виде букета, венка, ветки?
Работа у доски.
Учитель: Проявите творчество – добавьте цветы.

VII. Творческое применение знаний и умений.

Задание для учащихся: Выполнить эскиз росписи подноса.
Требования, которые предлагается выполнить записаны на доске:

  • Выбери форму подноса.
  • Расположи узор в виде букета, венка или ветки.
  • Примени умение выполнять красную тагильскую розу.
  • Прояви творчество - дополни узор другими цветами.
  • Выбери по желанию цвет растительного узора, не забудь про сочетания цветов.
  • Постарайся, чтобы твоя работа была аккуратной.

После выполнения работы вопросы к учащимся:

  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Что получилось особенно удачно?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
  • Почему ты их совершил?
  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было??

 После того, как учащиеся выполнят работу, на доске оформляется выставка.

Самостоятельное оценивание работ учащимися (бланки раздает учитель).
Самооценка работы.

  • Я расположил узор в виде букета, венка или ветки.
  • Я применил умение выполнять красную тагильскую розу.
  • Проявил творчество - дополнил узор другими цветами.
  • Выбрал удачное сочетание цветов.
  • Выполнил работу аккуратно.

4 или 5 плюсов – Все отлично! Ты почти что мастер!
3 плюса – Молодец! Ты зачислен в подмастерья!
2 плюса – Ещё не все потеряно! Потренируйся дома!

VIII. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Вопросы к детям:

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что вы узнали для себя нового?
  • Довольны ли вы своей работой?

Итак, товар у нас готов, мы прибыли на ярмарку, оформили свою лавку, которую сколотили умелые плотники, а маляры раскрасили яркими красками. Чтобы привлечь внимание покупателей, вывесим название нашей лавки «Нижнетагильские подносы». Но и этого недостаточно, ведь кругом столько товара! Народу много! Шум и суета.
Поэтому зазывалы громкими голосами расхваливают товар.
Учитель предлагает детям выполнить роль зазывал. (Подготовить заранее)

Ученик 1.

Гости лавки открывают,
Люд крещеный закликают:
«Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары!»
Покупальщики идут,
У гостей товар берут;
Гости денежки считают…
(Петр Ершов)

Ученик 2.

Гости дорогие! Не проходите мимо!
Зайдите в нашу лавку, полюбуйтесь нашими подносами.
Увидите нашу красоту - уже никогда не забудете!
Вся краски уральской природы на этих чудесных изделиях!

Учитель. Хорошие зазывалы у нас! Никак мимо не пройдут покупатели на нашей ярмарке! А нас с вами на следующий урок зазывают в библиотеку на экскурсию, где мы увидим работы профессиональной художницы – выпускницы нашей школы - по лаковой росписи изделий по металлу, и, возможно, услышим рассказ об этих работах лично от неё.

IX. Домашнее задание.

Найти пословицы, которые явились бы отличными советами для ребят, которые решили заняться художественной росписью

Литература.

  1. Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  2. Рисование –2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
  3. Справочник администрации по организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Т.Я. Шпикалова.- М.: Просвещение, 1988.- 108 с., 12 л. Ил.
  5. Мурзина И.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала: Учебное пособие для начальной школы.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005.- 128 с.

6.05.2010