Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе "Мудрый старик"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить пересказывать сказку;
  • развивать умение ставить вопросы к сказке;
  • воспитывать уважительное отношение к родителям.

Оборудование: учебник, карточки с надписями, детские рисунки, выставка книг.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1. Чтение сказки по ролям. (Распределение учителем ролей)

1 часть:

автор

падишах

юноша

старик

визирь

2 часть

автор

падишах

юноша

старик

- Дома вы должны были составить вопросы к сказке.

- Чьи вопросы вам больше понравились? Почему? (Дети отвечают на вопросы своих товарищей)

- Как случилось, что падишах сменил свой жестокий приказ? (Падишах понял, что старики тоже бывают полезные, они учат молодых жизни)

2. Работа над содержанием сказки.

- На прошлом уроке мы составляли план сказки. Откройте свои тетради.

- Как озаглавили 1 пункт плана? (“Все равно от них нет никакой пользы”)

- Давайте перескажем эту часть рассказа.

- Как вы озаглавили второй пункт плана? (“Дерево с гнездом и драгоценный камень”)

- Давайте расскажем о том, что приказал своим визирям падишах.

- Почему визири придумали следующую загадку.

- Прочитайте об этом в книге. (Выборочное чтение)

- Как озаглавили следующий пункт плана? (“Жеребята”)

- Давайте расскажем, что дальше случилось?

- Почему в 3 раз падишах не поверил юноше, что он сам отгадал загадку?

- Давайте озвучим этот пункт плана и расскажем о третьей загадке. ( “Самая трудная загадка”)

- Почему падишах отменил свой жестокий приказ?

3. Беседа о сказочных приметах.

- Согласны ли вы с тем, что прочитанное произведение – сказка?

- Что здесь сказочного?

- Найдите сказочные приметы.

Зачин.

Троекратный повтор.

Победа добра.

Наличие архаизмов.

Устойчивые словосочетания.

Концовка сказки.

- Почему в этой сказке нет волшебных героев?

- Почему не происходят различные чудеса? (Потому что это не волшебная сказка)

Оказывается, бывают разные сказки.

- А какие волшебные сказки вы знаете? (А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке; В.Одоевский “Мороз Иванович”; литовская сказка “Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса”; Туве Янссон “Шляпа Волшебника”; Р.Толкин “Хоббит”)

Читали мы с вами и самые древние сказки, сказки о животных. В них звери разговаривают, ведут себя, как люди. Такие сказки называются анималистическими.

- Назовите эти сказки. (Лиса и журавль” - татарская народная сказка, “Лиса и тетерев”, “Теремок”, “Зимовье зверей”)

- А сказка “Мудрый старик” - какая? (Бытовая, от слова быт, повседневная жизнь)

В ней главные герои – люди. В основе этих сказок лежат смешные и поучительные истории, взятые из жизни. Вот почему нет волшебных героев, не происходят чудеса.

- А какие бытовые сказки мы читали? (“Три дочери”, “Каша из топора”)

4. Беседа о главной мысли сказки.

- Какой же мудростью богата эта сказка? Чему она учит? (Эта сказка учит уважительному отношению к старым людям)

- Как вы думаете, кто сочинил эту сказку: молодой или старый человек? Почему? (Такие загадки мог придумать только старый, опытный человек)

- Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

Это татарская народная сказка. А почему мы эту сказку читаем на русском языке?

- Как звучит татарское название сказки? (“Зирэк карт”)

МУДРЫЙ – в высшей степени разумный (из толкового словаря)

Вывод: Эта народная сказка учит многому: уважительному отношению к старости, благодарности за то, что старики делятся с молодыми своим жизненным опытом. Молодежи надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения, впитывать их мудрость, уроки жизни.

Итог урока.

- Какая пословица могла бы служить названием сказки?

“Корми деда на печи, сам будешь там”.

“Корни старые – ветки новые”.

“Без старых не проживешь”.

- Почему сказка называется “Мудрый старик”?

- Какие пословицы о мудрости, о знаниях вы знаете?

Мир освещается солнцем, а человек знаниями.

Мудрым никто не родился, а научился.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Кто любит науки, то не знает скуки.

Ученье – лучшее богатство.

Книга – лучший друг.

- Какая из пословиц ближе к содержанию сказки?

Умный отличен от глупого.

Умный грешит да поправить спешит: и порядок поставит, и дело исправит.

Ум – хорошо, а два лучше того.

- Что для себя взяли вы из этой сказки?

Домашнее задание: пересказ сказки по плану.