Устное выступление как жанр публицистического стиля речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обучать умению устно выступать.
  2. Учить делать речь яркой, эмоциональной, выразительной.
  3. Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • раздаточный материал
  • карточки, магнитная доска
  • стенд с материалами к уроку
  • текст на доске

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Работа с цитатой.
  5. Работа с раздаточным материалом (изобразительные средства языка).
  6. Творческая работа по вариантам.
  7. Работа с раздаточным материалом (другие приемы).
  8. Письменная работа (повтор орфографии и пунктуации).
  9. Выводы по теме урока.
  10. Чтение готового текста.
  11. Творческая работа.
  12. Итоги урока.
  13. Домашнее задание.
  14. Комментарий оценок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Вступительное слово учителя.

Трибуна конференции, совещания, митинга на площади… Кафедра в актовом зале, в зале заседаний, в парламенте…

Звучит монолог – проблемный и убеждающий, призывающий к действию и вдохновляющий, приветственный и прощальный, открывающий и закрывающий дискуссию, собрание.

Звучит ораторская речь.

Каковы ее основные особенности?

(Дети называют, учитель крепит магнитами к доске карточки с признаками ораторской речи.)

Ораторская речь: 

  • Устная
  • Монологическая
  • Публичная
  • Публицистическая
  • Эмоциональная

Мы продолжаем изучать жанры публицистического стиля речи. Вы догадались, наверное, что тема урока “Устное выступление как жанр публицистического стиля речи”. Сегодня вы узнаете, как сделать вашу речь яркой, эмоциональной, выразительной; как заинтересовать слушателя; проявите свои творческие способности; выступите сами и оцените выступленияодноклассников.

Итак, запишем число, тему урока.

“Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать…” - писал в I веке до н.э. римский политический деятель, адвокат, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон.

Эпиграфом к уроку предлагаю взять другие слова Цицерона: “Поэтами рождаются, ораторами делаются” (запись в тетрадях).

3. Проверка домашнего задания.

Сегодня вы будете делаться ораторами. А что поможет вам в этом? Зачитайте советы, которые вы выписали из учебника ( д/з – стр. 260-261).

Я думаю, вы поняли, что удачным станет выступление продуманное, изложенное на бумаге, опирающееся на факты, цитирующее первоисточники. Следовательно, нам необходимо вспомнить правила передачи чужой речи. Запишите эпиграф как прямую и косвенную речь.

4. Работа с цитатой.

Цицерон писал: “Поэтами рождаются, ораторами делаются”. А: “П”. “П”,- а.

Цицерон писал, что “поэтами рождаются, ораторами делаются”.

Опытный выступающий всегда обращается не только к разуму, но и к сердцу слушателей. Его речь, с одной стороны, должна быть ясной, точной, логичной, а с другой стороны, - яркой, образной, выразительной. Поэтому в устном выступлении можно найти черты и двух других стилей.

Каких? (научный, художественный)

Вспомним основные художественно-изобразительные средства языка, употребляемые в речи (сравнение, метафора, эпитет).

5. Работа с раздаточным материалом.

Что такое сравнение?

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, имеющих общий признак. При помощи сравнения создается художественный образ. Сравнение позволяет лучше понять изображаемое явление. Не случайно говорят, что вещи познаются в сравнении (примеры).

Прочитайте, как В.Г.Белинский характеризует стихотворный язык А.С.Пушкина.

Как вы понимаете сравнения, которые употребил критик?

…Всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

Что такое метафора?

Метафора – основной прием образной речи, употребление слова в переносном значении. В основе метафоры лежит скрытое сравнение (примеры).

Прочитайте высказывание. Найдите в нём метафору.

На чём она основана? Как вы её понимаете?

Классики, серьёзная литература всегда предупреждают: человек по природе сложен. Надо совершенствовать свою душу, развивать совестливое, искреннее и вытравлять из себя дурное, бесчеловечное, противное здоровому нравственному чувству, уметь очищать себя от “шлаков”, которые могут неизлечимо отравить душу. (В.Кондратьев.)

Что такое эпитет?

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность (примеры).

Прочитайте рассуждение Л.Н.Толстого о неудачном употреблении определений, которые можно ошибочно принять за эпитеты.

О чём предупреждает Л.Н.Толстой?

Бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, коралловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо и т. д. встречаются часто. Скажите по правде, бывает ли что-нибудь подобное? Капли воды при лунном свете, падающие в море, горят лучше жемчужин, падающих в таз, и ни капли не похожи на жемчужины, ни таз – на море. Я не мешаю сравнивать с драгоценными камнями, но нужно, чтобы сравнение было верно, ценность же предмета не заставит меня вообразить сравниваемый предмет ни лучше, ни яснее… Сравнение употребляется или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие.

6. Творческая работа по вариантам.

1 вариант.

Вспомните, как вы решали задачу повышенной сложности. Вначале работа не ладилась, вы раздражались, сердились. Потом дело пошло. Задание выполнено. Вы испытали чувство удовлетворения.

Опишите ваше настроение, как вы справились с трудностями, используя для наглядности сравнения.

2 вариант.

Вам нередко приходилось решать какие-то проблемы, размышлять, сомневаться, искать выход из сложной ситуации.

Опишите ваши размышления, используя метафоры (скрытые сравнения). Например: “Мысли текут, скачут…”

(по 2 выступления, комментарии)

7. Работа с раздаточным материалом.

Яркость, образность, картинность, эмоциональность речи придают и выразительные средства, основанные на различных приемах организации текста и использовании в нем тех или иных синтаксических построений.

Задание: Определите, какие приемы использованы в данных текстах.

А). Хранительницей красоты в доме была мать…

Во всём она умела видеть красоту: и в обложных дождях, и в белых сугробах, и в цветении сада, и в отбеливании холстов, и в молотьбе цепами снопов, и в трёпке мягкого льна. (И.Васильев “Матери наши крестьянки”.)

Какова роль повтора союзов?

Повтор союзов – усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи и обращает внимание слушателей на перечисляемые предметы, явления, признаки.

Б). У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?

Вопросы-громады и вопросы-карлики.

Вопросы-океаны и вопросы-капли. (Р. Рождественский.)

Какой прием использован в построении данного текста?

Антитеза - противопоставление делает текст выразительным, контрастным, часто используются антонимы (найти в тексте).

В). “Государство – это мы!”

Этот лозунг станет действенным и убедительным, если внутри него будет жить и не гаснуть вера каждого человека в то, что “государство – это еще и я!” Обязательно – я. Лично! (Р.Рождественский.)

Чем достигается эмоциональное напряжение текста?

Восклицательные предложения – делают текст эмоциональным.

8. Письменная работа по пунктуации и орфографии.

Г). Спишите текст, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Грибоедов человек громаднейшего ума и осл..пительных сп..собностей. Грибоедов музыкант математик дипломат писатель (стилист) психолог. Он представляет собой единственное ..вление. Может быть рядом с ним нельзя никого поставить. Грибоедов коло(с, сс)альная фигура. (А.В.Луначарский.)

С какой целью используется повтор слов или однотипных предложений?

Повтор слов или однотипных предложений – подчеркивает мысли и усиливает эмоциональное воздействие на слушателей.

Какие еще приемы можно использовать в ораторской речи? (обращения, вопросительные предложения, риторические вопросы)

9. Выводы по теме урока.

Сделаем выводы:

Для устного выступления можно использовать художественно-изобразительные средства: эпитет, метафору, сравнение и различные приемы организации текста и синтаксических построений: повтор слов, союзов, однотипных предложений, антитезу, восклицательные и вопросительные предложения, риторические вопросы, обращения.

10. Чтение готового текста.

Можно научиться произносить, читать готовый текст, имитируя живую речь. Так происходит, когда актеры озвучивают текст драматического произведения. Произнесите начало речи Д.С.Лихачева с имитацией под живую речь (комментарии).

Обязательно учитывайте паузы, смысловые ударения, изменение громкости речи,убыстрение или замедление темпа речи.

Речь на I съезде народных депутатов СССР

Уважаемый товарищ президент! Уважаемые товарищи депутаты!

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова культура. <...>

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты “строек века” и т.д.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. (Аплодисменты.) (1989 г.)

11. Домашнее задание.

Какая проблема обозначена в выступлении академика Лихачева?

(отсутствие в нашем обществе культуры)

Изменилось ли с 1989 года состояние культуры в нашей стране? В чём?

Напишите текст устного выступления, используя речь академика Д.С.Лихачёва.

Готовя выступление, уточните:

  • где и перед кем вы будете выступать;
  • что именно вы хотите сказать, чем заинтересовать слушателей, в чём убедить их;
  • сколько времени планируется на ваше выступление;
  • не используйте в своей речи слова-пустышки (на доске слова-пустышки)

(выступление 2 учеников, комментарии)

12. Итоги урока.

Сегодня вы узнали, как сделать вашу речь яркой, эмоциональной, выразительной; как заинтересовать слушателя; проявили свои творческие способности; выступали сами и оценивали выступления одноклассников.

По мнению поэта Н.Рыленкова, речь человека бывает убедительной и выразительной только тогда, когда

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Урок понравился? Спасибо за внимание. 

ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ РЕЧИ:

  • ПУТЕВОЙ ОЧЕРК
  • ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
  • ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК
  • УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
  • ДОКЛАД
  • ДИСКУССИЯ

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ЗАМЕТИЛИ ЛИ ВЫ

  • ИЗБЫТОЧНОСТЬ устной речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.)? Насколько эти случаи избыточности оправданы?
  • ЭКОНОМИЮ речи, когда говорящий что-то не называл, как бы пропускал слово, но вы легко догадывались, о чем идет речь?
  • ПЕРЕБИВЫ (САМОПЕРЕБИВЫ), когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинал другое, когда он вносил поправку, уточнение в сказанное и т. д.? В какой мере это мешало или не мешало вам слушать говорящего?

ПРИ ОЦЕНКЕ УСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧИТЫВАЙТЕ ГЛАВНОЕ:

  • Что вы ощущали как помеху при восприятии речи?
  • Что мешало понять говорящего?
  • Что помогало понять его?

ПОМНИТЕ:

ГЛАВНОЕ – ДОНЕСТИ ДО СЛУШАТЕЛЕЙ СВОИ МЫСЛИ