Фрагмент урока по теме "Санкт-Петербург – новая столица России"

Разделы: История и обществознание


Цели урока

  1. Обучающая - Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Санкт-Петербург новая столица России».
  2. Воспитательная - Развивать интерес к предмету через проведение урока-игры.
  3. Коррекционно-развивающаяРазвивать речь, познавательные способности, устанавливать последовательность событий.
  4. Здоровьесберегающая - Профилактика нарушений зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.

Оборудование.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • Жетоны кораблики.
  • Набор флагов красного, зелёного и жёлтого цвета цветов, для каждого учащегося.

Форма проведения: Урок – игра с применением ИКТ.

Тип урока: закрепление материала.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, мотивация:

- Сегодня на уроке я предлагаю вам осуществить мечту Петра I- он мечтал сделать Россию самой сильной морской державой и собрать каждому морской флот. А в конце уроке мы посмотрим, кто справился с этой задачей лучше всех и какого цвета флаги вы поднимите на своих мачтах.

На уроке используется презентация - приложение 1.

(Слайд 1)

2. Закрепление изученного материала:

- Перед вами карта - мы видим, что у Росси есть выход в Белое море и город - порт Архангельск, почему Пётр 1 решил отвоевать часть земель на балтийском побережье?

  • Какой стране принадлежали эти земли?
  • Как называлась война объявленная Швеции?
  • Сколько лет она продлилась?

(Слайд 2)

- Именно здесь на отвоёванных территориях Петр 1 приказал начать строительство нового города, который в последствии стал новой столицей.

  • А какие столицы вы ещё знаете?

(Слайд 3)

- Мы сегодня не просто рассмотрим новую столицу, а в сравнении с предыдущей столицей Москвой. Давайте вспомним:

  • Когда впервые появились упоминания о Москве?
  • Когда началось строительство Санкт-Петербурга?
  • На сколько Москва старше?

(Слайд 4)

3. Смена позостатического напряжения

- Как и любой город Санкт- Петербург имеет свою символику, но прежде чем нам увидеть герб город, необходимо вспомнить – гербы каких городов изображены перед вами.

- Учащиеся встают и тот кто правильно называет герб города садиться. (Представлены гербы: Российской Федерации, Пермского края, города Березники, Красновишерска, Усолья, Соликамска, Москвы, Киева, Санкт-Петербурга.)

  • В каком году Санкт-Петербург стал новой столицей?
    Герб для нового города разрабатывал Пётр1
  • Какой элемент на гербе города указывает -что это город столица?

(Слайд 5)

- Вы знаете что город строился тяжело- местность была болотистой, приходилось осушать почву, выкорчёвывать леса. Людей не щадили, а лишь подгоняли быстрее- быстрее. Много человеческих жизней унесло строительство.

В то время существовала пословица «Москва создана веками, Петербург - миллионами»

  • Как вы понимаете её значение?

(Слайд 6)

4. Физминутка.

Для того чтобы дальше продолжать строить свой флот необходимы яркий взгляд и глазомер для этого давайте снимем напряжение с наших глаз.

(Слайд 7)

Пальминг: Садимся прямо, спинку выпрямляем, выпрямит пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить другую руку на первую так, чтобы мизинец другой руки лежал поперёк основания четырёх раскрытых пальцев первой руки. Место пересечения оснований мизинцев образует как бы переносицу очков и должно располагаться над орбитами глаз. Во время пальмига глаза закрыты.делаем пальминг под счёт учителя 10 секунд.

Тренажёр Базарного:

А теперь мы внимательно последим за движением корабля.

(Слайд 8)

- Мы уже говорили, что строительство Санкт-Петербурга отличалось от других городов. Давайте посмотрим планы застройки Москвы и Санкт-Петербурга.

  • Определите где здесь план застройки Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Почему вы так решили?

(Слайд 9)

- Давайте подведём итог и составим небольшой рассказ:

1. Санкт-Петербург был построен в …
2. В ……. Санкт-Петербург становится столицей России.
3. Герб города разрабатывал …….. .
4. Много человеческих жизней, особенно ……….. крестьян, унесло строительство.
5. В новом городе были прямые, широкие ….. . .
6. Несмотря на все трудности Санкт-Петербург стал одним из самых красивых городов …….. .

(Слайд 10)

5. Подведение итогов, рефлексия.

- Наш урок подходит к концу, сейчас посчитайте сколько кораблей получилось у вас и давайте поднимем флаг на мачтах своих кораблей. Цвет флага выбираете сами в соответствии с определением каждому цвету.

Я на уроке был активен, отвечал на вопросы и в моём флоте 5 кораблей

красный флаг

Я на уроке был активен, но отвечал не на все вопросы и в моём флоте 4 корабля

зелёный флаг

Мне не совсем удалось построить свой флот у меня 3 корабля

жёлтый флаг

(Слайд 11)

6. Выставление оценок за урок.

- Вы уже догадались, что те кто поднял красный флаг на мачтах своих кораблей получают пять за урок. Те, у кого зелёный флаг – оценка четыре. У кого жёлтый флаг – постараются и достроят свой флот на следующих уроках.