Организация занятий по ознакомлению с окружающим по программе "Радость бытия"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формировать интерес к жизни муравьев, уважения и бережного отношения к этой жизни.
  • Дать знания о разновидности муравьев, их пищи, особенностей жизни, кастовой структуре сообщества муравьев.
  • Показать роль муравьев в комплексе природных связей.
  • Вызвать у детей ощущение причастности к природе.
  • Развивать познавательные способности.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

  • Чтение художественной литературы о жизни муравьев.
  • Знакомство с профессиями муравьев, их ритмом жизни.
  • Решение кроссвордов.
  • Выполнение различных заданий.
  • Рисование эмблем о правилах поведения в лесу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель загадывает детям загадку:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Воспитатель: Что это? (Лес) Правильно! А вы любите гулять в лесу? Почему?

Что там интересного?

Какие растения есть в лесу?

А почему в этой загадке лес называют домом?

Дети: В нём живут звери, птицы, насекомые,

Воспитатель: Верно, назовите их. А кто из вас знает, как надо себя вести в лесу?

Дети: Не рвать цветы.

Не ломать деревья.

Не разорять гнёзда птиц.

Не разжигать костра, и т.д.

Воспитатель: Кто смотрит за порядком в лесу? Как называется этот человек?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Чем ещё занимается лесник?

Рассматривание таблицы: лесник подкармливает зимой зверей, птиц; сажает новые деревья; ставит эмблемы, на которых нарисовано, что нельзя делать в лесу и т.д.

Воспитатель: Если бы вы сами были лесниками, какие эмблемы поставили бы вы в лесу? Назовите и покажите их. (Рассматривание эмблем).

Запомните, ребята, в лес ходят только в гости, что бы познакомиться с его жителями, полюбоваться или прислушаться и присмотреться к ним. И тогда лес подарит вам много чудес. Ребята, мы сейчас говорили о том, что лесник охраняет и заботится о лесе. Но и сами жители леса заботятся о своём общем доме. И вот мы сейчас поговорим о некоторых из них.

Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, о ком в ней говорится:

Дом в лесу многоэтажный,
На тропе - жилец отважный
Тащит ветку на спине,
Самого не видно мне.
Обойду, возьму правей.
Здравствуй, здравствуй,... муравей.

Входит муравей и здоровается с детьми.

Муравей: Здравствуйте, здравствуйте, дети! Я заблудился и не могу попасть к себе в домик. Хотите мне помочь? Тогда соберите всё своё внимание и отгадайте, где я живу. Я буду загадывать загадки, а загадки все простые, все загадки-то лесные. Кто загадку отгадает, тот первую букву от слова поставит в клеточку кроссворда.

Разгадывание кроссворда.

1. Первая клеточка - первая загадка:

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка
Ядовитый ... мухомор. (Ребёнок ставит букву "М").

2. Вторая клеточка - вторая загадка

Кто на себе свой домик носит? (Улитка).

3. Третья клеточка и третья загадка.

Стоят в поле сестрички - жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

4. В четвёртую клеточку мы поставим с вами букву, а какую вы мне скажите сами. Слушайте внимательно.

Сестра читать умеет
И с самого утра
Читает или пишет
Большую букву ... А

5. Пятая клеточка и пятая загадка:

На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть
На овцу готов напасть. (Волк)

6. Шестая клеточка - шестая загадка:

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

7. И вот опять вам надо отгадать букву. Она стоит в седьмой клеточке:

Летает над калиткой
Птица,
На калитку
Не садится. (Й)

8. Восьмая клеточка - восьмая загадка:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий - синий. (Небосвод).

9. Следующая, девятая загадка:

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит.
Никому не говорит. (Ива).

10. И последняя загадка:

Кто на ёлке на суку
Счёт ведёт; "Ку-ку... ку-ку?" (Кукушка)

Все загадки отгаданы, буквы все поставлены, а теперь давайте прочитаем название моего домика. (Муравейник). Правильно, но чтобы помочь мне найти его, нужно последовательно соединить цифры по точкам.

"Муравей" раздаёт детям альбомные листы с точками и цифрами. Дети на альбомных листах соединяют цифры по точкам и у них получаются муравейники разной высоты и ширины.

Муравей: Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли мне найти мой дом. Ребята, а вы уже знакомы с жизнью муравьев?

Дети: Да!

Муравей: Тогда ответьте на вопросы: Из чего мы - муравьи, строим свои муравейники?

Ребёнок: Муравьи строят наземный муравейник из кусочков земли, сухих веточек хвои.

Муравей: Почему нас называют санитарами леса?

Ребёнок: Жители одного муравейника за один день уничтожают несколько десятков тысяч вредных насекомых, поэтому муравьев называют САНИТАРАМИ ЛЕСА.

Муравей: Какие профессии муравьев вы знаете?

Дети: "Плотники" - они строят муравейники.

"Легионеры" - Бродячие муравьи - хищники.

"Скотоводы" - они "пасут" тлей, охраняют их, щекочут своими усиками-антеннами и тли выделяют сладкую жидкость - падь, которую муравьи слизывают.

"Сборщики семя" - "жнецы" - это муравьи-мельники, жующие зёрна, и превращающие их в "муравьиный хлеб".

"Грибоводы" или "листорезы" - они пережёвывают листья, которыми удобряют землю и на этом месте вырастают грибы. Всё это происходит в глубине муравейника, под землёй.

"Воры и нахлебники" - очень маленькие муравьи, живут в домах или в гнёздах больших муравьев и питаются остатками пищи.

"Хранители мёда" - хранят в живых бочках сладковатые жидкости.

Муравей: Вот сколько интересного вы рассказали. Молодцы! А теперь последний вопрос: "Что вы станете делать, если кто-нибудь разорит муравейник?"

Дети: Этому человеку надо рассказать, какую большую пользу приносят муравьи - санитары леса, а ещё в лесу надо поставить знак, запрещающий разорять муравейники.

Муравей: Молодцы, ребята! Много знаете о жизни муравьев. А хотелось бы вам побывать в муравейнике? Только как вы туда попадёте? Ведь вы такие большие... Придумал! Но для этого надо терпение. Не открывайте глаза, пока я не скажу: "Готово". А теперь протяните кулачки, сейчас я коснусь каждого из вас своей волшебной палочкой. Кого я касаюсь, тот превратится в муравья и очутится в муравейнике. (Пока дети стоят с закрытыми глазами, воспитатель надевает им на головы шапочки муравьев - ободок с усиками).

Дети вместе с муравьем произносят волшебные слова;

"Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!"

Ребята открывают глаза и оказываются в муравейнике.

Муравей: Вот вы и оказались в муравейнике. Ребята, вы много знаете о жизни муравьев, знаете о том, что они очень трудолюбивые, живут очень дружно. Муравьи заботятся друг о друге, кормят своих маленьких личинок, ухаживают за ними, Младшие муравьи учатся у старших, как и где добывать пищу, как ухаживать за личинками, чистить муравейник, прикладывать и изведывать различные пути к муравейнику, к пище, к строительному материал для муравейника, также учатся выполнять муравьиную зарядку.

Давайте и мы с вами побываем на уроках в муравьиной школе.

1-ый урок: Гимнастика. Проводятся упражнения (образная пластика)

а). муравьи здороваются передними лапками с воздухом и друг с другом;

б). муравьи здороваются задними лапками друг с другом и с воздухом.

2-ой урок. Прокладывание муравьиных дорожек. (Дети пунктиром обозначают различные муравьиные дорожки).

3-ий урок: Игра "Пасмурно - солнечно".

Муравей: Вот и кончился третий урок.

Ребята, вы знаете, в каждом муравейнике есть своя королева. Она следит за порядком в муравейнике. Муравьи заботятся о ней. Давайте, и мы сейчас выберем муравьиную царицу.

Дети выбирают муравьиную царицу.

Проведение игры на внимательное отношение друг к другу. Муравьиной царице завязывают глаза. Воспитатель подводит к ней одного ребёнка - "муравья" и он спрашивает: "Муравьиная царица, кто к тебе пришёл?". Царица пытается определить имя спрашивающего по голосу. Если же она не узнает, то ощупывает лицо, волосы и т.д. у муравья.

После того, как царица узнаёт 3-4 муравья, повязка с глаз снимается и "муравьиная царица" объявляет муравьям, что у неё для муравьев есть сюрприз. И показывает конверт с приглашением на бал в другой соседний муравейник. Но, прежде чем туда пойти, надо приготовить подарок. А самый лучший подарок - это СОК.

Царица: Мне нужен помощник.

Царица выбирает помощника - "муравья". Трое из детей - звуки "С", "О", "К". Царица просит помощника: "Муравейчик - муравей, сока вкусного налей".

"Муравей" идёт к звукам и берёт детей, обозначающих звуки "С", "О", "К". Ведёт их к царице. Далее "Муравей" и остальные дети прочитывают слово.

Царица: Подарок у нас есть. А теперь давайте вспомним наш музыкальный танец. (Звучит музыка, дети танцуют).

Муравей: Что ж, вы уходите в гости в другой муравейник, но я на прощание хочу угостить вас вкусным обедом. Ребята, а вы знаете, чем питаются муравьи?

Дети: Все муравьи питаются по-разному.

Одни сладкой жидкостью, которую выделяют тли, она называется падь. Другие питаются грибами, которые сами выращивают в своём муравейнике. Третьи муравьи питаются мясом других насекомых (комаров, гусениц и др.). Это хищники. Четвёртые муравьи питаются деревом. Пятые - пережёвывают зёрна, превращая их в "муравьиный хлеб". Шестые - самые крошечные, живут в домах людей или в муравейниках больших муравьев и питаются остатками пищи.

Муравей: Верно, ребята. Так вот у меня сегодня на обед:

На первое - суп из грибов, которые мы сами вырастили.

На втрое - каша из пшеничных зёрен.

На третье - самая вкусная, нежная, приятная и ароматная - пыльца цветов.

Ну, что вы выбираете?

Ребёнок: Муравей, а можно нам попробовать вашего удивительного волшебного сока?

Муравей: Что ж! Сегодня утром я набрал баночку этой волшебной росы. Тот, кто попробует этой росы, превратится опять в детей. Угощайтесь, дорогие ребята!

Дети выпивают сок, "превращаются" в детей. Воспитатель предлагает детям подумать: "Что было бы в лесу, если все - все муравьи исчезли бы". Высказывания детей.

Дети прощаются с муравьем и уходят.