Урок по теме "Функции государства"

Разделы: История и обществознание


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, ее закрепления и применения в практической деятельности средствами проблемного обучения.

Тип урока: комбинированный.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: функции государства, правотворческая, правообеспечительная, правоохранительная, внутренние и внешние функции государства;
  • способствовать развитию мышления при работе с текстом;
  • давать характеристику внутренних и внешних функций государства;
  • анализировать текст;
  • выделять основные факторы, определяющие направления деятельности государства.

Развивающие:

  • способствовать развитию мышления при работе с текстом;
  • формировать умения: выделять главное, систематизировать, классифицировать, аргументировать;

Воспитательные – создать условия для:

  • культуры общения
  • ответственности за результат своей работы

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная (работа с рабочим листом).

Средства обучения: рабочий лист.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, определение готовности учащихся к работе: проверить готовность рабочего места, наличие рабочего листа у каждого. Проверяют свое рабочее место.
2. Целеполагание и мотивация
Предлагает прочитать эпиграф: «…власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть на власти, ее надо использовать. Но использовать на благо общества».
После прочтения ответить на ряд вопросов:
В чём вы видите смысл эпиграфа?
Сделайте к нему свой комментарий.
Какие у вас возникли вопросы? Запишите их.

Затем предлагает определить, о чём пойдёт речь на уроке.
Читают эпиграф, отвечают на поставленные вопросы (выполняют задание 1 рабочего листа).
Предлагает учащимся выполнить задание 2 (определить о каком понятии идёт речь).
Внимательно прочитайте представленный текст. Подумайте, какой термин можно поставить вместо пропусков. Свой вариант запишите в рабочем листе.
Учащиеся высказывают свои предположения.
– Действительно, речь сегодня пойдёт о функциях государства.
Давайте запишем тему урока в ваших рабочих лекциях.
Далее ученикам необходимо самостоятельно определить свою цель изучения данной темы на уроке.
Ученики читают представленный текст, отвечают на поставленный вопрос (речь идёт о таком понятии как «функция»)
После чего учитель предлагает устно озвучить свои цели Записывают тему.
Ученикам предлагается выполнить задание
Озвучивают цели.
3. Актуализация знаний и умений
Предлагает вспомнить основные функции государства, которые уже известны ученикам

Мотивирует познавательную деятельность учащихся с помощью проблемного вопроса: какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе и почему?
Предлагает сформулировать ответ на этот вопрос. Ответ пояснить примерами.
Называют основные функции
(обороны, экономическая, социальная и др.)

Обсуждают возможные варианты ответов.
4. Изучение нового материала
1) Предлагает ученикам прочитать справочный материал и поработать с текстом. Задание 3.

Просит назвать основные понятия, которые встретились в тексте, обозначить, что для учеников явилось новым, неизвестным и т.д.
Организует обсуждение положений, которые вызвали наибольшие затруднения или были непонятными.

Как правило, вопросы возникают относительно такого критерия классификации как формы реализации функций государства.
Работают с текстом:
Отмечают галочкой знакомые факты (V), новое выделяют знаком (+), возникшие вопросы фиксируют с помощью знаков вопроса (?).

Ученики называют понятия (функции государства, основные функции).
2) Для того, чтобы понять какие формы осуществления функций государства существуют, ученики должны выполнить задание 4:
Охарактеризуйте и запишите основные черты форм осуществления функций государства.
Озвучивают вопросы
Проверяет готовность учащихся к ответу, предлагает ответить на поставленный вопрос.
В таблице обязательно должны быть отражены следующие моменты:
правотворческая функция заключается в создании норм права (например, принятие нового ФЗ);
правоохранительная функция заключается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм права (например, обеспечение общественного и правового порядка);
правообеспечительная функция состоит в принятии мер по исполнению норм права (например, назначение гражданина на должность).
Читают текст, заполняют таблицу (один из учеников выполняет на доске)

Называют основные черты каждой из форм, внимательно слушают, возможно дополняют друг друга
3) Предлагает ученикам дополнив свои знания о внешних и внутренних функциях государств, изобразить графически (с помощью кластера, схемы или таблицы и т.д.) обобщённую модель функций государства.
В самом простом варианте данная таблица может быть представлена так:
Функции государства
внутренние внешние
- экономическая
- правоохранительная
- экологическая
- социальная
- культурная
- обороны
- сотрудничества с другими государствами:
а) по поддержанию мира;
б) в торгово-экономической и финансовой сферах;
в) в культурной и научно-технической сфере;
г) в международной охране окружающей среды
Читают текст, составляют схему, таблицу, кластер. (один из учеников выполняет на доске)
5. Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации
Обращает внимание учащихся на проблемный вопрос, который был задан в начале работы: какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе и почему?
Учителю необходимо подчеркнуть важность каждой функции государства, но при этом отметить, что обеспечение правовой функции позволяет нормально функционировать всем институтам политической системы, а также гарантировать основные права и свободы граждан.
Отвечают на проблемный вопрос урока (устно).


6. Домашнее задание
Предлагает выучить основные определения и подготовиться к устному опросу. Записывают д/з в дневник
7. Подведение итогов урока. Рефлексия  
Предлагает проанализировать деятельность и её результаты. Ученики возвращаются к поставленным целям, определяют насколько они выполнены.
Отвечают на вопросы «Проверь себя» в конце рабочего листа