Урок литературного чтения в 3-м классе. В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница""

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развивать навык выразительного чтения, умение связно излагать свои мысли.
  • Познакомить с биографией В.М. Гаршина, с его творчеством.
  • Воспитывать интерес к чтению и негативное отношение к хвастовству.

Оборудование:

  • портрет В.М. Гаршина;
  • плакат с речевой разминкой;
  • карточки со словами;
  • карточки с заданием для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
(И. Токмакова)

Чётко и громко прочитаем это четверостишие.

Определите название этого стихотворения. ("Лягушки")

Что вам подсказало правильно определить название стихотворения? (это слова: ква-су, ква-ква-су, просто-ква-ши, т.е. звукопись)

III. Введение в тему урока.

Я не случайно для речевой разминки взяла стихотворение "Лягушки" И. Токмаковой, так как на уроке мы познакомимся с произведением В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница" и определим отношение автора к своей героине.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией автора.

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.

Посмотрите на этот портрет, что вы можете сказать о человеке, изображенном на нём? (Этот человек очень печален)

А знаете ли вы, что это портрет необыкновенного русского писателя, Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888 г.г.)?

Действительно, этот писатель прожил очень тяжелую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. В.М. Гаршин был очень добрым, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, что его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года умер. К сожалению, он очень мало успел написать. Но некоторые произведения посвятил вам, детям. Одно из них "Лягушка-путешественница".

2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

3. Беседа по содержанию.

  • Понравилось ли вам произведение? Чем?
  • К какому жанру его можно отнести? (сказке)
  • Докажите, что это сказка? (дети зачитывают зачин сказки, концовку)
  • Что вы можете сказать об этой сказке? (это авторская сказка, её можно отнести к сказкам о животных)

4. Словарная работа.

Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их. (запись на доске)

СКИРДЫ (хлеб в скирдах) - стога сена.

ЦЕП (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.

ПАЯЦ (бумажный паяц) - ?

Понять значение слова "паяц" нам поможет Толковый словарь Ожегова. (зачитывает ученик)

Защита по рядам.

На доске записаны фразеологические обороты:

  • присутствие духа - (ответы детей: самообладание, не растеряться);
  • полетела вверх тормашками - (полетела вверх ногами);
  • закричала во всё горло (закричала очень громко).

(по команде учителя дети собираются у первой парты и в течение 1 минуты - (песочные часы) - обсуждают задание)

Задание:

Замените фразеологические обороты словами или словосочетаниями.

Проверка. Ответы детей.

5. Анализ сказки.

Кто является главной героиней сказки? (лягушка)

Что вы о ней узнали?

Можно ли считать лягушку из сказки изобретательной, смелой, хвастливой, любознательной, осторожной, тщеславной?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте уточним значение этих слов?

6. Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором слева написаны слова, а справа значение этих слов.

Задание: соединить слово с его значением.

осторожный

любознательный

изобретательный

смелый

тщеславный

хвастливый

находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать

стремится к почестям, к славе

не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей

крайне осмотрительный в своих действиях, поступках

склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств

стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды

Проверка. Дети зачитывают слово и его значение.

Молодцы! А теперь поработаем в группах.

7. Работа в группах.

Перечитайте сказку и найдите в ней подтверждение тому, что лягушка была:

  • 1 группа "осторожная"
  • 2 группа "любознательная" на доске появляются
  • 3 группа "изобретательная" карточки со словами
  • 4 группа "смелая"

Проверка. От каждой группы выступает 1 ученик.

  • 1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.
  • 2 группа. Лягушка любознательна: её очень хочется выяснить, куда летят утки, что такое юг, она решается на далекое путешествие, во время которого старается как можно лучше рассмотреть.
  • 3 группа. Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.
  • 4 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".

Учитель: За всё это: любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить.

Эти качества вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.

А за что можно осудить лягушку? (тщеславие, хвастовство)

Давайте обратимся к тексту.

8. Выборочное чтение.

От слов: "И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле: она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".

Автор даёт в этом отрывке новую характеристику лягушке: "тщеславная", "хвастливая". (карточки с этими словами дополняют на доске столбик слов, характеризующие лягушку)

Изменилось ли отношение автора к своей героине, судя по этому отрывку? (изменилось, он относится к ней с иронией, он пишет: "полетела вверх тормашками", "дрыгала всеми лапами", "бултыхнулась в воду")

9. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов: (1-2 человека).

V. Итог урока.

Почему сказку автор назвал "Лягушка-путешественница"? (она изобрела новый способ путешествия на утках)

Что помешало сбыться её мечте? (хвастовство)

Чему научила нас эта сказка? (нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки)

Учитель: Именно проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница".

VI. Домашнее задание по выбору:

Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.

Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Используемая литература.

  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. - М., 2005.
  2. Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007.