Урок обучения чтению по теме "Буквы Чч, Щщ; звуки [ч'], [ш']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знания об изученных буквах и звуках, воспитывать интерес к учебной деятельности, предмету;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • развитие познавательных умений.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

2. Сообщение темы и целей урока.

Наш урок обучения грамоте проходит под девизом: Грамоте учиться – всегда пригодится. Как понимаете смысл пословицы?

Для успешной работы приготовьте внимательные глазки, приподнятое настроение и точные ответы. Порадуйте своей работой гостей.

Тема урока зашифрована в столбиках слов:

Догадайтесь, какой общей буквой связаны слова каждого столбика?

3. Характеристика звуков.

Прочтём слова по “цепочке”. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами;

  • Охарактеризуйте каждый. (Согласный, мягкий, шипящий, непарный, глухой)
  • В чем сходство?
  • В чем различие? (Произношение, обозначаются разными буквами)
  • Каких сказочных героев можно было бы пригласить на урок? (Чебурашка, Чиполлино, Змей Горыныч, Щелкунчик, Кащей Бессмертный, Почтальон Печкин, Иванушка-Дурачок, Лев Чандр, Курочка Ряба, Чудо-Юдо, Черт, Чудище…)

Отгадайте загадку. О каком литературном герое идет речь?

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Эту милую мордашку
Называют. (Чебурашка)

Где живет этот герой? Как его найти? /Эдуард Успенский “Крокодил Гена и его друзья”/ Взгляните на портрет писателя. Именно такой добрый и весёлый человек мог написать эту сказку: юмористическую и интересную.

Чебурашка – подберите родственные слова к данному. Какие слова называют родственными? Какие слова получились? (Чебурахнулся, Чебурашечка). Объясните образование имени героя.

4. Артикуляционная гимнастика

Чебурашка проводит артикуляционную гимнастику.

“Улыбка-трубочка” (работают губы)

“Лошадки” (щелкают язычком)

“Мяч в воротах” (язык во рту переносят от одной внутренней стороны щеки до другой)

“Маятник” (язык между зубов двигается от левого уголка рта к правому)

5. Дифференциация звуков [ч,] [ш,]. (Дети сигналят карточками букв Ч или Щ из кассы)

чёлка – щёлка

плащ – плач

учитель – каменщик

плечи – клещи

чистый – щит

речь – вещь

6. Игра “Наоборот” (переставь звуки местами)

Учитель: -ич,

Дети: -чи, уч-чу, щу-ущ, ща-ащ, ча-ач, ащ-ща.

7. Замени [ч,] на [ш,] и наоборот.

чу – щу, ач – ащ, ич –ищ, ща –ча, оч-ощ, еч-ещ, ущ-уч.

8. Работаем над силой голоса.

Чем выше слог, чем громче читаем. Команда мальчиков читает первой, затем команда девочек.

Ча – ща – Ёч – Щу – чи – ще – Чу – еч – ыч

На какие слоги следует обратить внимание? Почему? (Ча-ща, чу-щу)

9. Договори до слова.

пи (ща)

кри (чу)

кру (чу)

ку (ча)

ча (ща)

ро (ща)

Физкультминутка “Песня Чебурашки”.

10. Звуко-буквенный анализ слова.

Задание от старухи Шапокляк: Прочитай слова. Что “лишнее”?

речка

туча /по количеству букв/

чайка /звук ,] в начале слова/

дочки /множественное число/

плачу /глагол/

На наборном полотне схема. СКЗЗК

Сколько слогов?

Сколько звуков в каждом слоге?

Охарактеризуйте каждый.

Какое из этих слов соответствует схеме? /Дочки/

11. Игра “Живые звуки”.

Выходят участвовать в игре те, у кого на парте сюрприз от Чебурашки. (Пять человек)

Первый звук [д], он согласный, потому что воздух проходит с преградой, он звонкий, потому что слышен голос и шум, он твердый, парный.

Второй звук [о], он гласный, потому что воздух проходит свободно.

Третий звук [ч'], он согласный, потому что воздух проходит с преградой, он глухой, потому что слышен шум, шипящий, всегда мягкий, непарный.

Четвертый звук [к'], он согласный, потому что воздух проходит с преградой, звонкий, потому что слышен голос и шум, парный, мягкий.

Пятый звук [и], он гласный, потому что воздух проходит свободно без преград.

Физкультминутка “Тренажер для глаз”

12. Работа с текстом. (с. 96) “Азбука”.

Хотите узнать, какое время года Чебурашка любит больше всего?

Тогда выполните задание:

Прочитайте загадки. Отгадки запишем в кроссворд, приготовленный крокодилом Геной.

  1. Зима
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень

Прочитайте 1 и 3 загадки с таким чувством:

радость

веселье

счастье

 

2 загадку:

удивление

Из 4 загадки найдите слова, обозначающие предметы (листья, поля, птицы), действия (пожелтели, опустели, улетают, бывает?)

Время года, которое любит Чебурашка, зашифровано в ребусах:

13. Итог урока.

Что было самым главным на уроке?

Что запомнилось?

Что можете сказать о героях, которые помогали на уроке?

14. Домашнее задание.

Перед вами тексты из сказки Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. О каком из героев сказки идет речь в каждом из этих отрывков?

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улегся спать.

Когда кончался рабочий день, он тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень и очень грустно.

“А почему я все время один? – подумал он – Мне надо обязательно завести себе друзей”.

Тогда хозяйка, недолго думая, выставила его за дверь. Не могла же она держать двух животных сразу. И её сердце в пять минут не разбилось от жалости. Не разбилось оно и в шесть минут, и даже в девяносто восемь. Наверное, оно вообще никогда не разобьётся.

Вот уже не две, а три связки шаров поднимали её вверх. Медленно-медленно она оторвалась от земли и поплыла к облакам.

- Но я не хочу на небо! – кричала она.

Однако было уже поздно. Ветер подхватил её и уносил дальше и дальше.

Пусть книги друзьями приходят в дома.
Читайте, ребята, набирайтесь ума!