Программа "Художественный труд"

Разделы: Технология


Программа  «Художественный труд» для 5-6 классов относится к программам образовательной области « Технология» и является авторской модифицированной программой В.Д. Симоненко, Ю.Л. Ходунцева – «Программы образовательных учреждений – Технология, Трудовое обучение. Изд. Просвещение 2008 год»,  и результатом творческой деятельности учителя ГОУ СОШ   № 1161 Турбиной А.Е.

В основу концепции  программы положено представление о том, что одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является приобретение  общетрудовых и частично специальных знаний и умений; обеспечение интеллектуального, физического, этического и эстетического развития  учащихся; их адаптацию к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.

В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в нескольких областях  декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с  традициями и обычаями народов мира.

Программа интересна и мальчикам и девочкам, главное что бы были материалы, которые конечно лучше закупать централизованно в начале года.

Цель программы:

  • Активизация работы по формированию у детей ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
  • Создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребенку, как в области материальной культуры, так и в социуме.
  • Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Ценности, на  которых построена программа:

  • самоопределение учащихся;
  • творческое развитие его личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
  • нахождение каждым ребенком своего места в этом мире.

Изучение курса помогает учащимся не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с  миром.

Ведущие идеи программы

Провести учеников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия.
В условиях современного совместного обучения и ориентации на «равенство» полов часто происходит искусственное размывание психологических различий юношей и девушек, что приводит к далеко не безобидным последствиям, как для будущих мужчин и женщин, так и для общества в целом. Поэтому, не ставя в узких рамках программы  задач комплексного и всестороннего воспитания будущих  женщин и мужчин. В данной программе все же необходимо уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у девочек и мальчиков  традиционные женские  и мужские качества, и в то же время адаптировать их к современным условиям жизни. Например, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности не исключается установка на успех, развитие коммуникабельности. Но главная наша задача, научить детей творить, заложить в их сознание радость от вещей сделанных своими руками, научить различать истинные ценности.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:

1. Обучающие задачи:

  • приобретение общих представлений о  материалах и проектной работе;
  • усвоение элементарных знаний  в области материаловедения, машиноведения, кулинарии, технологии обработки материалов;
  • Научить выполнять подарки и сувениры из различных материалов.

 2. Воспитывающие задачи:

  • выработка адекватной самооценки;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
  • воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).

3. Развивающие задачи:

  • развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
  • совершенствование интеллектуального потенциала личности;
  • развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
  • помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством  и ее популяризацией;

«Согласовано»                                                                                       «Утверждено»
Методист ОМЦ                                                                               зам.директора по УВР школы №
___________________                                                                                    __________________________ 
«______»_____________2009 г.                                          «________»_________________2009 г. 

Тематическое планирование уроков технологии « Художественный труд»
 на  2009 / 2010 учебный год. 1 вариант

п/п Темы и разделы 5 класс 6 класс
1. Кулинария 12   12
2. Основы этикета 4 4
3. Материаловедение 6 6
4. Элементы графической грамоты 6 6
5. Технология обработки древесины 14 14
6. Элементы  машиноведения 4 4
7. Технология обработки металла 8 8
8. Основы проектирования и выполнение проекта 12 12
9. Профессиональное самоопределение 2 2
Итого 68 68

Учитель технологии:  ___________________________________

5 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год). 

1 вариант

Разделы Количество часов

Примечание

1. Вводный урок. Технология в жизни человека и общества
2. Техника безопасности.
2 часа  
Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине
2. Общие сведения о металлах
3. Творческое задание
6 часов  
Тема: «Элементы графической грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. 2 часа  
2. Понятие  о техническом рисунке, эскиз, чертеж.
Практическая работа
2  часов  
3. Инструкционно – технологические карты. Призматические , плоские тела, тела вращения. 2 часа  
Тема: «Технология обработки древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа  
2. Строгание 2 часа  
3. Сверление 2 часа  
4.. Выжигание. 2 часа  
5. Выпиливание лобзиком 2 часа  
6. Станки и оборудование 2 часа  
7. Творческое задание « Подарок маме.» 2 часа  
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа  
2. Понятия об изделиях и деталях. 2 часа  
Тема: «Технология обработки металла»
1.  Станки и оборудование. 2 часа  
2.  Способы обработки тонколистового металла 2 часа  
3 . Изделия из поволоки 2 часа  
4. Творческое задание  « Металлопластика.» 2 часа  
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа  
2. . Основные компоненты проекта 2 часа  
3. Выполнение и защита проектов 6 часов  
Тема: «Кулинария. Завтрак»
1. Физиология питания 2 часа  
2. Кухонная утварь и уход за ней. Оборудование кухни. Размещение оборудования. Зона приготовления пищи. 2 часа  
3. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из свежих овощей 2 часа  
4. Приготовление блюд из вареных овощей. Блюда из яиц. 2 часа  
  1. Бутерброды. Сервировка стола к завтраку.
2 часа  
6. Благоустройство кухни. Санитарное состояние. Проект «Новая пицца.» 2 часа  
Тема: «Основы этикета»    
1. Отношение человека к предметам быта 2 часа  
2. Культура поведения 2 часа  
Тема: «Профессиональное самоопределение»    
Экскурсия на производство. ( столярная мастерская) 2 часа  

6 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)

1 вариант

Разделы Количество часов Примечание
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и общества
2. Техника безопасности.

2 часа

 
Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине
2. Общие сведения о металлах
3. Творческое задание

6 часов

 
Тема: «Элементы графической грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.

2 часа

 
2. Понятие  о техническом рисунке, эскиз, чертеж. Практическая работа

2  часов

 
3. Инструкционно-технологические карты. Призматические, плоские тела, тела вращения.

2 часа

 
Тема: «Технология обработки древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа  
2. Строгание 2 часа  
3. Сверление 2 часа  
4.. Выжигание. 2 часа  
5. Выпиливание лобзиком. Мозаика по дереву 2 часа  
6. Станки и оборудование 2 часа  
7. Творческое задание « Рамка для фотографий». 2 часа  
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа  
2. Понятия об изделиях и деталях. 2 часа  
Тема: «Технология обработки металла»
1.  Станки и оборудование. 2 часа  
2.  Способы обработки тонколистового металла. Пропильной металл. 2 часа  
3 . Изделия из поволоки.  Скань. 2 часа  
4. Творческое задание « Украшение костюма.» 2 часа  
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа  
2. . Основные компоненты проекта 2 часа  
3. Выполнение и защита проектов 6 часов  
Тема: «Кулинария. Ужин»
1. Физиология и гигиена питания. Составление меню. 2 часа  
2. Питательные вещества и полноценное питание 2 часа  
3. Молоко и его свойства. Блюда из молока. 2 часа  
4. Крупы и каши 2 часа  
5. Макаронные изделия и пасты 2 часа  
3. Морепродукты. Рыба. Приготовление блюд. 2 часа  
Тема: «Основы этикета»    
1. Культура поведения в семье 2 часа  
2. Подарки и переписка 2 часа  
Тема: «Профессиональное самоопределение»    
Экскурсия на производство. ( Экскурсия на завод)

2 часа

 

5 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)

2 вариант

Разделы Количество часов Примечание
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и общества
2. Техника безопасности.

2 часа

 
Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине
2. Общие сведения о металлах
3. Творческое задание  «Бумагопластика»

6 часов

 
Тема: «Элементы графической грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. 2 часа  
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз, чертеж. Практическая работа 2  часов  
3. Инструкционно-технологические карты. Призматические , плоские тела, тела вращения. 2 часа  
Тема: «Технология обработки древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа  
2. Строгание 2 часа  
3. Сверление 2 часа  
4.. Выжигание. 2 часа  
5. Выпиливание лобзиком 2 часа  
6. Станки и оборудование 2 часа  
7. Творческое задание « Подарок маме» 2 часа  
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа  
2. Понятия об изделиях и деталях. 2 часа  
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа  
2. Основные компоненты проекта 2 часа  
3. Выполнение и защита проектов 6 часов  
Тема: «Кулинария. Завтрак»
1. Физиология питания 2 часа  
2. Кухонная утварь и уход за ней. Оборудование кухни. Размещение оборудования. Зона приготовления пищи. 2 часа  
3. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из свежих овощей 2 часа  
4. Приготовление блюд из вареных овощей. Блюда из яиц. 2 часа  
5. Бутерброды. Сервировка стола к завтраку. 2 часа  
6. Благоустройство кухни. Санитарное состояние. Проект «Новая пицца.» 2 часа  
Тема: «Основы этикета»    
1. Отношение человека к предметам быта 2 часа  
2. Культура поведения 2 часа  
Тема: «Гигиена человека»
1. Уход за одеждой и обувью. 2 часа  
2. Стирка, чистка, утюжка, хранение вещей. 2 часа  
3 .Гигиена подростков. 2 часа  
4. Ремонтные работы в доме. 2 часа  
Тема: «Профессиональное самоопределение»    
Экскурсия на производство. (Столярная мастерская) 2 часа  

6 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)

2 вариант

Разделы Количество часов Примечание
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и общества
2. Техника безопасности.

2 часа

 
Тема: «Кулинария. Ужин»
1. Физиология и гигиена питания. Составление меню. 2 часа  
2. Питательные вещества и полноценное питание 2 часа  
3. Молоко и его свойства. Блюда из молока. 2 часа  
4. Крупы и каши 2 часа  
5. Макаронные изделия и пасты 2 часа  
6. Морепродукты. Рыба. Приготовление блюд. 2 часа  
Тема: «Элементы графической грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. 2 часа  
2. Понятие  о техническом рисунке, эскиз, чертеж. Практическая работа 2  часов  
3. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Масштаб. 2 часа  
4. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 8 2 часа  
5.  Шрифты. История Шрифтовой культуры и различных видов шрифтов 2 часа  
Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине 2 часа  
2. Общие сведения о металлах 2 часа  
3. Творческое задание 2 часа  
Тема: «Технология обработки древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа  
2. Резьба по дереву 2 часа  
4. Выжигание. 2 часа  
6. Станки и оборудование 2 часа  
7. Творческое задание « Рамка для фотографий». 2 часа  
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа  
2. Станки и оборудование. 2 часа  
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа  
2. . Основные компоненты проекта 2 часа  
3. Выполнение и защита проектов 2 часа  
Тема: «Основы этикета»    
1. Культура поведения в семье 2 часа  
2. Подарки и переписка 2 часа  
3. Семейные праздники. 2 часа  
4. Культура поведения в семье 2 часа  
Тема: «Профессиональное самоопределение»    
1. Ваш творческий потенциал. Что важно знать о профессиях. 2 часа  
2. Профессии нового времени. Интерактивная игра. 2 часа  
3. Мастер-класс. «Маркетолог» 2 часа  
4. Экскурсия на производство. (Экскурсия на завод) 4 часа