Урок – смотр знаний по географии в 6-м классе по теме "Гидросфера"

Разделы: География


Цели:

образовательная: закрепить знания учащихся о гидросфере, обобщить краеведческие знания по данной теме;

развивающая: продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с картой и различными источниками географической информации; логически мыслить, делать выводы;

воспитательная: сформировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, воспитывать чувства любви к своей малой Родине.

Оборудование: Физическая карта полушарий, контурные карты, игральные круги, разбитые на сектора с указанными названиями для каждой команды, таблица “Реки мира”, дидактические материалы.

Формы организации учебной деятельности:

  • урок-смотр знаний;
  • формы контроля: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • метод взаимообучения;
  • метод взаимоконтроля;
  • метод рефлексии;
  • картографический метод.

Оформление на доске:

Эпиграф:

Глубь недр пойму, и сроки углублю,
И с гордостью скажу родному краю:
“Люблю и знаю. Знаю и люблю
И тем полней люблю, чем глубже знаю”

Ю.К.Ефремов

По центру доски:

Дата, название темы.

Круг, разбитый на семь секторов:

  1. Кросс-опрос.
  2. Рекорды природы.
  3. Узнай по описанию.
  4. Знай и люби свой край.
  5. Блиц-турнир.;
  6. Реки мира.
  7. Занимательная страничка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Разминка (серия вопросов и составление схемы).

Вопросы:

  1. Что такое гидросфера?
  2. Из каких частей она состоит?
  3. Что включает в себя каждая из составных частей гидросферы?

Предполагаемые ответы:

Гидросфера (водная оболочка Земли) состоит из трех частей: вод Мирового океана, вод суши и воды в атмосфере. Этими тремя названиями предполагается заполнение верхней части схемы. В составе вод Мирового океана должны быть: океаны, моря, заливы, проливы. В составе вод суши учащимся необходимо выделить: реки, озера, болота, мерзлоту, ледники, подземные воды, искусственные водоемы (пруды, каналы, водохранилища). Этими названиями заполняется нижняя часть схемы: “Составные части гидросферы”.

3. Определение темы, целей и задач урока

4. Систематизация и обобщение знаний:

Работа по секторам:

Все учащиеся разделены на 3 группы по 8-9 человек. Перед каждой группой лежит круг, разбитый на сектора.

За активную работу при выполнении заданий, за правильные четкие ответы группа: получает - красный жетон. За неполный ответ, недочеты в работе группы им дается синий жетон. Плохая работа группы оценивается желтым жетоном. Жетоны раскладываются в середину круга в тот сектор, за работу в котором они получены. В круге, изображенном на доске, отмечаются команды, победившие в каждом конкретном секторе по ходу урока.

I сектор: "Кросс-опрос"

Все на кросс! Все на кросс!
Начинаем кросс-опрос.
Все на старт! По ходу кросса
Будут разные вопросы.
Кто на все ответит, тот
Путь до финиша пройдет.

Кросс-опрос проводится по карточкам. На каждой карточке написано одно понятие. Количество карточек в конвертах соответствует количеству участников в командах. Ответить должен каждый ученик на 1 вопрос, который ему достанется из общего конверта, предложенного группе.

Вопросы кросса:

Дать определение понятий:

Река, водораздел, перекат, водопад, плёс, русло реки, межень, дельта, гребень волны, снеговая линия, пойма, порог, озеро, залив, половодье, соленость, ледник, устье реки, исток реки, цунами, пролив, грунтовые воды, море, подошва волны, бассейн реки, речная система, длина волны, межпластовые воды, болото, паводок и др. (в зависимости от количества участников).

II сектор: “Рекорды природы”

Определить рекордсменов гидросферы (озера, реки, океаны, впадины, водопады).

Отметить их на контурной карте. (Рекордсмены гидросферы в приложении № 1).

III сектор: “Узнай по описанию”

Учащимся предлагается описание некоторых водных объектов. Им необходимо узнать их и объяснить, по каким признакам они определили данные водоемы.

(Описание водных объектов в приложении № 2).

IV сектор: “Знай и люби свой край”

Запомнить пропуски в описании внутренних вод Мурманской области.

В нашей области протекает 21 тыс. рек. Их протяженность 60 тыс. км. Самая длинная река области - Поной. Её протяженность 426 км. Самая водоносная река области - Тулома. В своем течении почти на 50% состоит из озер - река Умба. Реки Мурманской области впадают в Баренцево и в Белое моря. Самое большое по площади озеро нашей области - Имандра. Самое глубокое озеро – Умбозеро. Его максимальная глубина - 115 м. По происхождению озера делятся на 2 группы: тектонические и ледниковые. Болота занимают 20% территории области.

V сектор: “ Блиц-турнир”

Учащиеся должны по контурам определить названия рек (контуры географических объектов в приложении).

VI сектор: “Реки мира”

На доске таблица “Реки мира”. Необходимо проранжировать данные таблицы, определив место каждой реки с учетом ее длины. Ответы групп сверить с правильными ответами таблицы (таблица становится доступной для обозрения только после проделанной группами работы). Определить группу-победителя.

Таблица “Реки мира”

№ п/п Название реки Длина (км) Место
1. Волга 3531 8
2. Амазонка 6400 2
3. Дунай 2850 10
4. Нил 6671 1
5. Лена 4400 5
6. Енисей 3487 9
7. Обь 3650 7
8. Хуанхэ 4845 4
9. Янцзы 5800 3
10. Миссисипи 3950 6

VII сектор: “Занимательная страничка”

Учащимся предлагается серия занимательных вопросов.

Примерные вопросы:

1. В каком море ловят рыбу жители 3 частей света? (В Средиземном)

2. Как называется море, у которого нет берегов? (Саргассово)

3. Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства? (Берингов)

4. Назовите реку, море, озеро в России, носящие название одного цвета. (Белое)

5. Вспомнить реки, которых называют “Отцом вод”, “Матушкой-рекой”, “Бабушкой” или “Тетушкой”. (Миссисипи, Волга, Обь)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Пятёрки получают те, у которых серединка игрального круга состоит из красных жетонов или из преобладающего количества красных. Синяя серединка - “4”. Желтая - “3”.