Открытый урок по физике на тему "Линзы. Построение изображения в линзах"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
  2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Ход урока

Организационный момент (2 мин):

  1. приветствие учащихся;
  2. проверка готовности учащихся к уроку;
  3. ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая,не называя тему урока);
  4. создание психологического настроя:

Мирозданье, постигая,
Все познай, не отбирая,
Что внутри - во внешнем сыщешь,
Что вовне – внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки...

И. Гете

Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):

1. Блиц – опрос (ответом на вопрос может быть только да или нет, для лучшего обзора ответов учащихся можно использовать сигнальные кароточки, «да» - красные, «нет» - зеленые, необходимо уточнять правильный ответ):

  1. Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
  2. Угол отражения обозначается латинской буквой бетта? (нет)
  3. Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
  4. Видим ли мы чистое зеркало? (нет)
  5. На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
  6. Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
  7. Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
  8. Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)

2. Физический диктант в двух вариантах (4 минуты):

I вариант:

1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

  1. часть проходит в другую среду, а часть отражается
  2. свет поглощается
  3. свет рассеивается
  4. свет проходит в другую среду

2. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью
  2. с зеркальной поверхностью
  3. с прозрачной поверхностью
  4. с плоской поверхностью

3. Какое выражение определяет закон отражения света?

  1. α = β
  2. α = γ
  3. sin α = sin γ

4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.

  1. луч 1
  2. луч 2
  3. луч 3
  4. луч 4

5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

  1. SAE – угол падения, CAB - угол преломления
  2.  SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
  3.  SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
  4.  ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления

6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?

  1. 70о
  2. 140о
  3. 35о
  4. 20о

II вариант:

1. Какое выражение определяет закон преломления света?

  1. α = β
  2. α = γ
  3. sin α = sin γ

2. На границе двух сред световой луч меняет свое направление. Часть света (а в ряде случаев и весь свет) возвращается в первую среду. Как называется данное явление?

  1. отражением света
  2. поглощением света
  3. рассеиванием света
  4. преломлением света

3. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из воздуха в стекло.

  1. луч 1
  2. луч 2
  3. луч 3
  4. луч 4

4. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

  1. SAE – угол падения, CAB - угол преломления
  2.  SAD - угол преломления, ВAC - угол падения
  3.  SAD - угол падения, ВAF - угол преломления
  4.  SAE - угол падения, BАF – угол преломления

5. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 70о. Каков угол между падающим лучом и отраженным лучом?

  1. 70о
  2. 140о
  3. 35о
  4. 20о

6. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью
  2. с зеркальной поверхностью
  3. с прозрачной поверхностью
  4. с плоской поверхностью

После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:

«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.

3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):

Опыт №1

Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.

Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.

Опыт № 2

Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?

Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.

Опыт № 3

«Цыпленок в яйце». Описание опыта в книге Я. И. Перельман «Занимательная физика».

4. Сообщения учащихся:

  1. “Природное явление – Мираж”
  2. “Развитие волоконной оптики”

5. Оптика в художественной литературе:

Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».

Вопрос: Чем отличаются данные источники света?

Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.

Загадки:

Придет в дом - не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
(Солнечный луч)

Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
(Тень)

И языка нет, а правду скажет.
(Зеркало)

Когда небо ниже земли бывает?
(Когда отражается в воде)

Перед нами - вверх ногами,
Пред тобой – вверх головой.
(Отражение в воде)

Подготовка к изучению нового материала (2 мин):

Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.

“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые,а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”

Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.

Изучениет нового материала (34 мин):

  1. Работа с использованием компьютера: используя презентацию (приложение 1, слайды с 1 по 7) преподаватель объясняет новый материал.
  2. Работа учащихся с опорным конспектом (приложение 2).
  3. Рассмотреть слайд 9: “Построение изображения в собирающей линзе” (приложение 1), используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
  4. Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).
  5. Рассмотреть слайд 10: “Построение изображения в рассеивающей линзе” (приложение 1).
  6. Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).

Проверка понимания нового материла, его закрепление (19 мин):

Работа учащихся у доски:

Построить изображение предмета в собирающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.
  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

Опережающее задание:

Сообщение учащегося по теме: “Глаз. Очки”

Подведение итогов урока (5 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
  2. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
  3. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (2 мин):

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.
  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

К уроку прилагается презентация и опорный конспект