Народное искусство в художественном образовании школьников

Разделы: МХК и ИЗО


Содержание

Введение.

Глава 1. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана.

Глава 2. Методика использования башкирской росписи (различных видов) на уроках изобразительного искусства в школе.

Урок № 1. Знакомство с элементами росписи.

Урок № 2. Использование росписи в украшении одежды башкир.

Урок № 3. Применение росписи на посуде.

Урок № 4. Узорное ткачество.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Приобщение детей к народному искусству в настоящее время привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.

Главная задача, стоящая перед общеобразовательной и профессиональной школой, – воспитание гармонически развитой личности. Одним из важнейших средств такого воспитания является изобразительное искусство. Оно предоставляет педагогу неограниченные возможности не только для эстетического, но и для нравственного и трудового воспитания.

В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.

Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т.е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты.

Современный учитель обязан с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов изобразительного искусства и использовать его для развития у учащихся высокого эстетического вкуса и навыков художественного творчества, трудолюбия.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Это осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемые зрителем. К изобразительному искусству относятся: живопись, рисунок, скульптура, графика, декоративное искусство.

Сама специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение.

Декоративное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвана эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице – по всюду.

Декоративное искусство делится на декоративно-прикладное и декоративное оформление.

Основной целью декоративно-прикладного искусства является создание эстетически совершенного оформления утилитарно-полезных предметов, например посуда, одежда, мебели и т.д. С декоративно-прикладным искусством тесно соприкасается художественное конструирование промышленных товаров народного потребления – дизайн.

Важную роль в декоративном искусстве играют народное декоративно-прикладное искусство, народные художественные ремесла и художественные промыслы. Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым можно судить не только о жизни и быте людей, но и о художественном мышлении времени. Народное декоративно-прикладное искусство формировалось на протяжении веков, его принципы и приемы передавались из поколения в поколение.

К области декоративно-оформительского искусства относится искусство оформления внутреннего вида помещения, экспозиции выставок, праздничное оформление улиц, отдельных зданий, детских игровых площадок, стенных газет, афиш, рекламных объявлений, декоративная роспись (стен, потолков, тканей), декоративная графика и предметы культурно-бытового назначения.

В своей работе я хочу поделиться с начинающими педагогами изобразительного искусства и показать методическую последовательность ведения урока на примере использования башкирской росписи на уроке.

Глава 1.

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана.

В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком.

Слово ''декоративный'' – латинское, обозначает украшающий. Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету. В декоративном искусстве конструкция предмета выступает в декоративной форме. Особую область декоративного искусства занимает декоративно-прикладное искусство, предназначенное создавать произведения для художественного оформления быта, жилого и общественного интерьера, костюма и т.д.

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана отражает эстетические идеалы башкир. Тысячелетиями формировался самобытный декоративный стиль. Башкирский орнамент вобрал в себя лучшие орнаментальные традиции и мотивы тюркских, монгольских, финно-угорских народов, сибирских и иранских племен.

Башкирские орнаментальные мотивы использовались в декорировании предметов убранства коня, ткачества, вышивки, оружия, одежды, в декоре элементов дома и других объектах материальной культуры. Они тесно связаны с трудом, обычаями и традициями народа. Религия ислама сильно влияла на народное искусство башкир.

Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка – таковы наиболее характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства.

Многие изделия из дерева получали декоративное оформление, но с особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Часто орнаментировались хомуты, дуги, седла, т.е. предметы, связанные с убранством коня, имевшего большое значение в повседневной жизни башкира и поэтому пользовавшегося всегда его заботой и любовью. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия (сабля, щит, лук, стрелы) и снаряжения придавалось первостепенное значение.

Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны. Серебром отделывались стремена. Несколько раньше серебряным и золотым узором украшались ножны и рукоятки сабель и ножей. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, чернением: довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом из бирюзы и сердолика.

Изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, в отличие от резьбы по дереву, тиснения и ювелирного дела, является женским творчеством. Но наиболее яркое и полное воплощение искусство женщин нашло в вышивке и аппликации, ковроделии и узорном ткачестве. Вышивкой украшались праздничная и обрядовая одежда, многочисленные предметы убранства дома.

Глава 2.

Методика использования Башкирской росписи (различных видов) на уроках изобразительного искусства в школе.

Урок № 1.

Тема: Знакомство с элементами росписи.

Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи.

Задачи:

  • Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи.
  • Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и навыки в изображении симметричной фигуры.
  • Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, усидчивость, трудолюбивого человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.

Оборудование:

  • для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски;
  • для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.

Оформление классной доски:

  1. Тема урока.
  2. Чистый лист для работы учителя.
  3. Наглядное пособие (элементы орнамента).
  4. Наглядное пособие (элементы орнамента).

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Объяснение нового материала.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхняя и нижняя полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый, а в узорах налобных повязок – хараусов – имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика скотоводческого народа и более позднее его модификации: спиралевидные и S – образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями.

Кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков. Эти элементы никогда не повторяются у мастериц в композициях узоров, а все время варьируются, превращаясь то в сплошной ковровый узор, то в причудливые сочетания фантастических образов.

Ромбический мотив составляет земледельческую основы башкирского орнамента, а ромб постепенно становится программой Жизни и Блага. Ромб, также как и кускар, интерпретируется то в своей плоскости, то со своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны. Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется он как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

По ходу урока показываю элементы видов росписей. Объясняю ребятам, что почти каждый элемент в башкирской росписи симметричен. Поэтому его легко вписать в геометрические фигуры – прямоугольник или квадрат. Показываю пример росписи на листе бумаги, прикрепленном на классной доске.

3. Самостоятельная работа учащихся.

По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать правильное выполнение на классной доске.

4. Итог урока: домашнее задание потренироваться в рисовании элементов башкирской росписи.

Урок № 2.

Тема: Использование росписи в украшении одежды башкир.

Цель урока: Выполнить эскиз одежды с элементами башкирской росписи.

Задачи:

  • Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов одежды.
  • Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, совершенствовать навыки, полученные ранее.
  • Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.

Оборудование:

  • для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски, примеры башкирской национальной одежды;
  • для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.

Оформление классной доски:

  1. Тема урока.
  2. Лист с рисунком для работы учителя красками.
  3. Наглядное пособие (различные элементы орнамента).
  4. Наглядное пособие (виды росписи одежды).

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Показ лучших работ прошлого урока
  3. Объяснение нового материала.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Показ лучших работ учащихся.
  3. Объяснение нового материала.

Теоретическая часть.

Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.

Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла.

Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.

Верхние халаты и камзолы были повседневной и праздничной одеждой в течение всего года. Их украшению уделялось большое внимание.

Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий цвет. В стариной, белой одежды красной была отделка – вышивка, аппликация. Для верней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.

На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины – каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Оригинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накостники.

Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески – выполнялись в технике чеканки, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.

Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры.

В зависимости от назначения предмета выбирался узор и предпочтительный способ его выполнения, выбиралась расцветка, устанавливалось соотношение орнамента и фона, масштаб фигур, выдерживался привычный тип композиционного построения рисунка.

При создании одежды учитывалась также специфика костюма: функциональное назначение отдельных элементов костюмного комплекса, возможности их варьирования с учетом разных бытовых условий и возрастных категорий членов общества. На формирование каждого элемента костюма влияли принятый стиль украшения и, естественно, традиционный покрой. В сложении народного комплекса большое значение имела и сама природа одежды: ее объемность, подвижность, отсутствие обусловленного внешнего фона.

Практическая часть.

Изобразить людей в национальной башкирской одежде с использованием башкирского орнамента. Напомнить учащимся как строится фигура человека.

Первоначально продумывается эскиз самого костюма. Одежда украшена декоративными элементами: красные, черные полосы окаймляли края бортов, подолы и концы рукавов, четко разграничивают каждый элемент на подоле.

В основе орнаментальных мотивов, используемых в костюме, лежит растительный орнамент.

4. Самостоятельная работа учащихся.

По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать пример правильного исполнения, исправляя ошибки учащихся на классной доске.

5. Итог урока: в конце урока показываю наиболее удавшуюся работу ученика, задаю домашнее задание: закончить работу дома.

Урок № 3.

Тема: Применение росписи на посуде.

Цель урока: Выполнить эскиз посуды с элементами башкирской росписи.

Задачи:

  • Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов на объемной форме, напомнить о понятии – стилизация.
  • Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, эстетический вкус, фантазию, совершенствовать технику работы простым карандашом и цветом.
  • Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, бережное отношение к предметам искусства.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.

Оборудование:

  • для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, лист бумаги с изображением посуды, выполненной простым карандашом, кисть, акварельные краски.
  • для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.

Оформление классной доски:

  1. Тема урока.
  2. Лист с рисунком для работы учителя красками.
  3. Наглядное пособие (элементы орнамента).
  4. Наглядное пособие (виды росписи посуды).

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Показ лучших работ прошлого урока
  3. Объяснение нового материала.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Показ лучших работ учащихся.
  3. Объяснение нового материала.

Теоретическая часть.

Кожаная утварь – оригинальная область материального быта, непосредственно связанная с кочевьями. Легкая и удобная в употреблении, необычайно прочная, она с самого начала была рассчитана на использование в пути.

Кожаную посуду могут шить из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, козы, теленка. Из них делали разнообразную по форме и размерам утварь – от емких мехов для хранения кумыса до небольших походных фляжек. Плотные коровьи и бычьи шкуры использовались для ведер и кадок. Из шкур овец и коз изготавливали бурдюки и сумки.

Берестяная утварь. Легкая и гибкая, не пропускающая влагу береста нашла широкое применение у многих групп башкир. Производство берестяной утвари было неразрывно связано с березовыми лесами. Утварь из бересты была разнообразной. Она отличалась не только формой, размерами, но и техникой исполнения. Наблюдались некоторые местные особенности и в эксплуатации ее в быту. Прямоугольные кузовки и короба, берестяные прямоугольные лотки выполнялись из цельного куска бересты; берестяные бураки-банки и туески с деревянным дном служили для хранения соли, масла, сметаны.

Деревянная утварь. Среди бытовой утвари башкир преобладала посуда из дерева, гончарства башкиры не знали. Металлическая утварь служила только для приготовления пищи: предметами первой необходимости являлись чугунный котел и самовар. При выделке утвари использовали как дерево, так и подсобные древесные материалы. Повсеместное применение находили кора и береста. В долинах рек плели корзины из ивы и тальника. В северных районах делали кошели из лыка.

Деревянные изделия находили широкое применение в быту. В кадках разной величины хранили муку, зерно, топленый жир, солонину и другие припасы. Всевозможная посуда из дерева использовалась на кухне: чаны, кадки, лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварешки, скалки и другие необходимые для приготовления пищи предметы были также изготовлены из древесных материалов.

Практическая часть.

Чтобы было красиво в доме, за столом башкиры украшали свою посуду росписью. В росписи посуды могут быть использованы как геометрические, так и растительные орнаментальные композиции. По желанию учащиеся выполняют эскиз росписи пиалы или блюдца, выполняют работу цветом (напомнить, что в башкирской росписи используется красная, желтая, черная, зеленая и оранжевая гамма ). Показать учащимся примеры выполненных работ. Напомнить – как нужно работать с красками.

4. Самостоятельная работа учащихся.

По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать пример правильного исполнения, исправляя ошибки учащихся на классной доске. Обращать внимание на осанку учащегося, т.е. как он сидит.

5. Итог урока: в конце урока показываю наиболее удавшуюся работу ученика, задаю домашнее задание: закончить работу дома. Посмотреть в журналах или газетах изображение ковров с башкирским орнаментом.

Урок № 4.

Тема: Узорное ткачество.

Цель урока: Выполнить эскиз башкирского ковра в технике – аппликация.

Задачи:

  • Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов, закрепить навыки работы с ножницами и клеем, продолжать учить силуэтному вырезыванию орнамента.
  • Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, эстетический вкус, фантазию, прививать интерес к народному творчеству.
  • Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности бережное отношение к предметам искусства, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, поэтапная работа учителя вместе с учащимися.

Оборудование:

  • для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей.
  • для учащегося – альбом, цветная бумага, ножницы, клей, . тряпочка для удаления лишнего клея с листа.

Оформление классной доски:

  1. Тема урока
  2. Лист для поэтапной работы учителя
  3. Наглядное пособие (элементы орнамента)
  4. Наглядное пособие (различные изображения башкирских ковров).

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Показ лучших работ прошлого урока
  3. Объяснение нового материала.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Показ лучших работ учащихся.
  3. Объяснение нового материала.

Ребята, как вы думаете – для чего использовались ковры?

Коврами был застлан пол в юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища. Днем ковры складывали в определенном месте и связывали декоративной лентой. По качеству ковров судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке. Геометрические орнаменты, встречавшиеся на концах полотенец и на коврах, определяются техникой изготовления тканьем. Тканые на станках, они по рисунку представляют собой или чередующиеся разноцветные полосы, или сочетание различных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, ромбов.

Башкирским ткачихам были известны все приемы узорного ткачества, бытовавшие у народов Урало-Поволжья. Это – техника пестряди, закладок, выборное и многоремизное тканье…

В основном ковер имел темный фон: красный или черный. На фоне яркие контрастные цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Контрастное чередование цветов, например: красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.

Практическая часть.

Напомнить ребятам о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

4. Самостоятельная работа.

Поэтапная работа учителя вместе с учащимися.

На первом этапе подбирается цветовая гамма для башкирского узора на ковре. Например: фон ковра будет черным, на нем красные и желтые квадраты и треугольники.

Второй этап – вырезывание одинаковых элементов рисунка ковра путем складывания листа бумаги нужного цвета несколько раз (этим способом получаем множество одинаковых элементов).

Третий этап – располагаем элементы на фоне, придумывая ритмичную композицию. Приклеиваем.

После каждого этапа учитель должен пройти по классу и посмотреть, что у каждого ученика получается. Индивидуальная работа.

5. Итог урока: в конце урока показываю наиболее удавшуюся работу ученика.

Заключение.

Изделия прикладного искусства изготавливаются из и доступных в наше время материалов. В ряде случаев меняется фактура изделия, варьируется расцветка, но стойко сохраняется традиционный стиль.

Сложная взаимосвязь традиционного искусства с различными отраслями современной жизни многогранна. Кроме общей теоретической проблемы соотношения традиции и современности в культуре и искусстве существует множество аспектов этой взаимосвязи.

К их числу относится сбор и сохранение образцов народного искусства, бытование декорированных традиций в наши дни, условия их развития в художественных промыслах, использование декоративно-прикладного искусства в разных отраслях культуры.

В основе создаваемых произведений народного искусства лежит живое творческое начало, эстетическое восприятие орнамента и цвета, стремление найти на основе традиций новое художественное воплощение современным темам и образам.

Этот динамизм декоративно-прикладного искусства, его творческие панели на основе традиционных художественных мотивов и приемов, стремление создать созвучные современности произведения и являются главными направлениями развития народного имущества.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными путями. В привычных сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастеров и мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы.

В наше время продолжают существовать и развиваться те формы декора, которые находят применение в сельском быту: вышивки, тканые предметы, оформление праздничного женского костюма.

Как и всякая бытовая и художественная культура, при относительной ее консервативности, находилась в постоянном развитии. С течением веков осваивались и применялись новые материалы, совершенствовался покрой, видоизменялась форма вещей.

Народное башкирское декоративно-прикладное искусство в последнее десятилетие развивается в том же направлении, что и декоративно-прикладное искусство других народов нашей страны. Высоко ценятся старинные вещи, расстаются с ними не охотно, даже в тех случаях, когда уже не носят.

Взаимосвязь современной культуры и национальных традиций – проблема волнующая не только ученных. Сейчас ее заняты творцы-практики: художники, конструкторы, модельеры, работающие над созданием модной одежды, обуви, разнообразных бытовых вещей. Использование традиций в современности предполагает и глубокое изучение. Владение этнографическими источниками дает возможность развивать традиции, не копируя, и в тоже время подчеркивание национальную специфику.

Список использованной литературы.

  1. Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования, М. Просвещение. – 1979.
  2. С.А. Соловьев Декоративное оформление, М. Просвещение – 1987.
  3. В.С. Кузин Основы обучения изобразительному искусству в школе, М. Просвещение – 1977.
  4. А.В. Молчева Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам, Уфа Китап.– 1995.
  5. Ф.Г. Хисамитдинова, З.Я. Шарипова, Л.Г. Нагаева Родной Башкортостан, Уфа Сонико. – 1992.
  6. В.С. Мавлетов Культура Башкортостана 10 класс, Уфа. – 2002.