Урок по теме "Чтение слов с буквой Ш. Сочетание Ши. В осеннем лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания учащихся о согласной букве ш;
  • совершенствовать навыки написания сочетания ши;
  • уметь производить звукобуквенный разбор слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать знание учащихся о согласной букве ш;
  • формировать навыки написания в сочетании ши.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать с книгой, интерес к чтению.

Развивающие:

  • развивать речь, память, логическое мышление, познавательный интерес, наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять, делать выводы, обобщать, сравнивать;
  • развивать выразительное чтение и умение отвечать на вопросы по содержанию.

Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирующий.

Оборудование:

  • учебник "Русская азбука";
  • осенние листья для поощрения;
  • стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало", "Октябрь уж наступил - уж роща отряхает", "Унылая пора очей очарованья";
  • произведение Чайковского "Осенняя песнь. Октябрь".

Ход урока

1. Орг. момент.

Сегодня у нас необычный урок, а урок - путешествие.

Мы продолжим читать слова с буквой ш. Повторим сочетание ши. Прочитаем новый рассказ.

Ваша задача быть внимательными, выразительно читать, отвечать на вопросы, слушать своих одноклассников.

Путешествовать нам поможет цветик - семицветик.

Лети - лети лепесток, через запад и восток.
Через север, через юг возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели.
Вели, чтобы мы отправились в путешествие.

2. Станция "Отгадай-ка" (1 листик).

Загадки:

1. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)

2. Непохож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И в работе круглый год
Он сердечко отдаёт
Пишет он, когда диктует,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).

3. Из сучьев и веток своими руками зелёненький домик построим мы сами. (Шалаш)

- Где стоит звук Ш в слове школа ?

- Сколько букв А в слове карандаш ?

- Чем интересно слово шалаш ?

3. Станция "Интеллектуальная" (2 листик)

Проговаривание скороговорок:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шила шапку - сшила тапку.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Доскажи словечко:

мы ши

ти ши на

ши на

ер ши

ка мы ши

ма ши на

Вывод: ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И.

Упражнение для чёткого проговаривания звука Ш.

Шорох,

Шептанье,

Шумок за окном,

Шлёпанье лёгкое:Кто это?-гном!

Ш-Ш-Ш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

4. Станция "Сказочная" (3листик)

- На дворе март, а у нас за окном снег.

-Ребята, а хотели бы вы побывать в гостях у осени?

-Закройте глаза и послушайте произведение П.И.Чайковского "Осенняя песнь. Октябрь".

-Какие картины вы увидели, слушая музыку? (ответы детей).

-Какие деревья могли расти в осеннем лесу?

-Ветки каких деревьев и кустарников вы видите на доске?

(На доске наглядный материал с изображением веток ели, сосны, рябины)

-Соотнесите картинки и слова. Какие плоды растут на этих деревьях?

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (ели). Проводим звукобуквенный разбор слова.

-Слово, в котором звук отличается от буквы? (рябины)

5. Станция "Почитай-ка" (4 листик)

Чтение слов по слогам учащимися:

Словарь:

нас - ту - пи - ла

сто - я - ли

де нь - ки

о - сен - нем

со - би - ра - ли

сос - но - вы - е

е - ло - вы - е

чтение текста учителем;

чтение текста уч-ся;

Работа над текстом:

- О каком времени года говорится в тексте?

- Куда пошли дети?

- Что они видели в лесу?

- Что собирали ребята?

- Назови слова со звуком Ш, с сочетанием ШИ.

- Какой заголовок можно придумать к этому тексту?

6. Станция "Оздоровительная" (5 листик)

Упражнения для туловища: выполняем в движении

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер вдруг подул сильней и листву сорвал с ветвей.
Ветер дуй сейчас потише, шелест листьев хотим слышать.

6. Станция "Поэтическая" (6 листик) слова учителя:

Очарование огненно - золотистого и багряного цвета на картине "Золотая осень", умело передал Исаак Ильич Левитан. Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу.

В эту пору А.С. Пушкин сочинил большую часть своих стихотворений. Они известны и любимы русским народом. Послушаем некоторые из них.

(Подготовленные дети читают стихи А.С.Пушкина)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А.С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин.

7. Станция "Итоговая"(7 листик).

- Что нового узнали на уроке? Что особенно запомнилось?