Открытое занятие по обучению грамоте с включением здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Ход занятия

Логопед.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Логопед. Логопед читает стихотворение.

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(Н. Гончаров)

Логопед. Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

А чем вам нравится зима?

(Дети отвечают)

Сегодня мы с вами поговорим о зиме, узнаем много нового.

(На полу лежат снежинки, логопед поднимает их и читает загадки)

Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

Глаза - угольки,
Ручки - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (снеговик)

Скатерть белая
Всю землю одела. (снег)

Логопед. Какой звук слышится в начале каждого из этих слов?

Давайте дадим характеристику этому звуку (дети отвечают, что он согласный, твёрдый)

А если мы произнесём слово СИНЬ, то каким будет первый звук? (дети отвечают, что он согласный мягкий)

Логопед. А звук С глухой или звонкий?

Давайте сделаем вывод - звук С -согласный, бывает твёрдым и мягким, звук С - глухой.

Динамическая пауза

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Гомолатеральный шаг.

Цель - развитие мозолистого тела.

На первом этапе, медленно шагая, попеременно касаться то правой, то левой рукой до противоположного колена

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру "Где звук?"

Игра "Где звук?"

Дети по одному берут картинки. Называют изображённые предметы и определяют позицию звука в словах.

Логопед. Какие все эти слова холодные. Давайте "Погреем ушки"

Массаж биологически активных точек.

Цель - энергетизация мозга.

Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноимённой рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

Логопед. Звуки С и Сь обозначаются буквой С (показ буквы)

Дермолексия. Дети пишут букву С пальцем на своей ладони, затем на спине соседа.

Затем пишут букву двумя большими пальцами в воздухе

"Зеркальное письмо" (двумя большими пальцами)

Цель - развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, зеркального восприятия.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Логопед. Ребята, посмотрите на доску, там написаны слоги и слова, давайте их прочитаем.

Чтение слогов хором, по цепочке, мальчики, девочки (во время чтения ноги стоят на полу "крестиком")

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру "Буква спряталась"

Игра "Буква спряталась"

Найти все буквы С и обвести их в кружок.

Зрительная гимнастика (со снежинками)

Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели,
Дети влево посмотрели
Ветер вверх снег поднимал
И на землю опускал.

Логопед. А теперь мы с вами поиграем в игру "Придумай слово".Будем придумывать слова, в которых есть звуки С , Сь и делить их на слоги.

Логопед. Сейчас я вам раздам карточки и мы поиграем в игру "Составь слово"

Игра "Составь слово"

У каждого ребёнка карточка, на которой от трёх до пяти картинок. Дети выделяют первый звук в названии каждого предмета и составляют из этих звуков слово.

Логопед. Сейчас мы с вами составим схему звукового состава слова.

Для разбора предлагается слово САНКИ. Один ребёнок выходит к доске, остальные работают в тетрадях.

Дыхательная гимнастика со снежинками на ниточках.

Цель - активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация головного мозга.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ жёлтого или оранжевого теплого шарика, "расположившегося" в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух

Логопед. А сейчас придумайте предложение со словом СНЕГ.

Сосчитать, сколько слов в предложении. Повторить правила для составления схем предложения:

Предложение начинается с большой буквы.

В конце предложения ставится точка.

Правила произносятся хором, во время произнесения делаем упражнение "Крюки Кука"

Вытянуть руки вперёд, перекрестить их, соединить ладони, перекрестить пальцы в замок, вывернуть их и прижать к груди

Дети составляют схему этого предложения.

Для того чтобы оценить наше занятие, нам нужно украсить ёлку. У вас на столе лежат ёлочные украшения. Кому понравилось занятие, повесьте игрушку на ёлку, а кому не понравилось, пусть останется в коробке.