Урок адыгейской литературы в 6-м классе на тему "Жизнь дана на добрые дела" по произведениям Киримизе Жанэ "Камбулет", "Тайна старого дуба"

Разделы: Литература


Цели и задачи.

  • Развивать нравственно- патриотическое самосознание у подростков;
  • Развивать представление о добре.
  • Углубить знания по экологии;
  • Воспитывать чувство ответственности за все живое на Земле;
  • Воспитывать стремление совершать добрые дела;
  • Воспитывать уважение к своему народу, к семейным традициям.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока и цели.

3. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, вы взрослеете с каждым днем и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой пойдете и кем станете, зависит от вас. Ваши родители надеются, что у вас в жизни все должно быть хорошее, что вы станете достойными людьми своего общества, в этом они прикладывают много усилий, времени на ваше воспитание, опираясь на свой жизненный путь, опыт, семейные традиции. С детства вам прививают доброе отношение от вас к себе, к окружающим, к старшим.

Самым ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является художественная литература. Конечно - это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, нарты, где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершая поступки во имя добра. Это колыбельные песни, это детские рассказы. На примерах победы добра над злом воспитывается наше поколение.

“Не ищи красоты, а ищи доброты” - так говорили наши предки. Они были уверены, что доброта происходит от любви. Любви к человеку, природе и всему живому, что нас окружает.

Давайте послушаем стихотворение Аскера Гадагатля “Да будет так!” (стихотворение читается под музыку народов Кавказа, гармошка – Х-М LOVE STORY)

 Пашет землю человек –
Делает добро!
Щедро сеет человек –
Вырастет зерно!
Погляди – стеной хлеба!
Это ль не добро?
Человеку на земле
Все трудом дано!
Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло
На земле хозяин он –
Сыну повезло!
И у сына будет сын,
И у внука – внук!
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть в любви живут века,
Сеют всем добро!
Пусть во всей красе живут,
Продолжая род!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!
И в двадцатом веке,
И в двадцать первом
Мой род в труде и славе
Да будет первым!
Да будет так!..
И только так! 

Учитель: Вот с таким настроением, с таким желанием, трудом, обычаями, с такими добрыми намерениями, пожеланиями жил, живет и будет жить наш адыгский народ.

Мой великодушный и отважный брат – черкес! Твои обычаи и традиции, твоя высокая культура оценены по достоинству и снискали тебе славу. Твои таланты и трудолюбие превратили в земной рай места твоего проживания.

Таким ты вошел в историю и культуру народов мира, таким и останешься вечно, благословенный брат мой – Черкес!

Черкесы мы, сыны кавказских гор –
Потомки Нартов мы непобедимых.
Черкесы мы, таков наш ясный взор
Перед судьбой порой неукротимой.

4. Работа по теме урока.

Ребята! Вот с такой гордостью за адыгский народ мы сегодня проведем необычный урок – урок доброты. А что такое доброта?

Дети отвечают: это все хорошее – доброе, ласковое, красивое. Это любовь к народу, к Родине, к его традициям.

Учитель: Правильно. В словаре говорится, что добро – это все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь; Сделать много добра людям, Поминать добром. “А в чем оно выражается?”

Дети: в добрых поступках, делах, словах.

Учитель: “ А какого человека можно назвать добрым?”

Дети отвечают: с добрым сердцем, с доброй душой, который желает добра другим, который утешает плачущего, помогает пожилым и слабым.

Учитель: “Назовите пословицы и поговорки о добре”.

Ребята зачитывают пословицы:

  • Делай добро и жди добра.
  • Доброе дело живет два века.
  • Мир не без добрых людей.
  • Доброе слово, что дождь в засуху.
  • Доброму везде добро.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: “Давайте представим, что в нашем небольшом сердце есть уголок света, радости, понимания и доброты. Ведь этот уголок может много нести в себе добрых дел, поступков, помыслов”. Вот давайте с вами и вспомним произведения Киримизе Жанэ “Камбулет”, “Тайна старого дуба”.

Ребята, скажите, какую память о себе должен настоящий человек?

Дети отвечают: вырастить детей, посадить дерево, делать добрые дела, чтить память предков в их начатых делах.

Учитель:

- Какое доброе дело совершил Камбулет в стихотворении “Камбулет?”

Дети отвечают.

Учитель: “А по какому случаю сажают дерево на Северном Кавказе?”

Дети отвечают отрывком из стихотворения Киримизе Жанэ “У адыгов обычай такой”

Если дочь родилась или сын,
Нашей славной страны гражданин,
Ты прижми его нежно к груди,
А в саду деревцо посади
В честь того, кто нарушил покой…
У адыгов обычай такой.

Учитель: “А что дает нам в жизни дерево?”

Дети отвечают - красоту, чистый воздух, плоды, любовь к людям, к стране. Это еще и защита природы, ее сохранение, приумножение, семена. плоды идут на корм птицам, животным, это и лекарство, это и материал для работы.

Учитель: Так для чего же Камбулет сажает сад?”

Дети отвечают

Учитель: “А в каком возрасте был Камбулет?” Прочитайте отрывок из стихотворения.

Дети читают.

Учитель: “Что вы можете рассказать о Камбулете?”

Дети отвечают. Это почтенный старец. Это трудолюбивый человек, любящий свой народ, который будет его помнить добрым словом за свои добрые дела.

Учитель: Давайте с вами прочитаем о том, что Камбулета будут помнить добрым словом.

Читает ученик:

Я о себе скажу:
Сегодня сад я посажу,
Пока в руке довольно сил.
Съест завтра кто-то вкусный плод
И добрым словом помянет
Того, кто яблоню садил.
С тех пор прошло немало дней.
Узлами цепкими корней
Впиваясь в почву, вырос сад.
Все старика благодарят.

Учитель: Вот такое хорошее дело совершил Камбулет. “А теперь мы поговорим о рассказе “Тайна старого дуба”.Узнаем о каких хороших делах, поступках говорится в этом рассказе. Узнаем, как жили адыги много лет назад и какие тайны они хранили.

(опрос проходит в форме эвристической беседы)

  • Почему рассказ называется “Тайна старого дуба?”(потому что дуб имел тайну)

Учитель: “Ребята, а о какой тайне идет речь?”

Ответы детей: По рассказу Тембота, в дупле находится коробочка, в которой находятся советы по уходу за дубом. Дуб имеет свою долгую интересную жизнь, свою историю, историю предков, которых надо чтить, помнить. Этому дубу около трехсот лет.

Учитель: “Расскажите, пожалуйста, о каких интересных фактах вы можете поведать из истории народа?”

Ответы детей: - Под этим дубом любили отдыхать ашуги ( народные поэты – певцы у народов Кавказа) Здесь они слагали свои песни, отсюда несли их людям.

Под этим дубом отдыхал Максим Горький, здесь он впервые услышал рассказы адыгских сказителей, песни ашугов, адыгские сказки, который говорил, что такие сказки могут принадлежать только здоровому народу.

Под этим дубом сложил немало песен народный поэт Адыгеи Цуг Теучеж.

Под этим дубом играл свои мелодии выдающийся гармонист Адыгеи Магомет Хагаудж.

Учитель: “А как жители аула во время Великой Отечественной войны предано защищали свою Родину, свой народ?”

Ответ детей: Во время войны дуб был связующим звеном между жителями аула и партизанами. Дупло являлось тайником. Сюда приносили теплые вещи, продукты, а иногда и ценные сведения. Д уб свято хранил партизанские тайны

Учитель:: “А что мы еще можем сказать о дереве – дубе?”

Ответы детей:

Дуб – не только красивое дерево, но и очень полезное дерево.

Воздух вокруг него самый чистый и полезный, насыщен целебной силой.

В жаркое время года под дубом всегда жарко.

Народная медицина считает. Что воздух, которым пропитаны дубовые рощи, излечивают от бронхита, астмы.

Крона, которую создала сама природа, эта стена, которая задерживает суховей.

Лист этого дерева словно вырезан искусным мастером. Рисунок его причудлив и неповторим. Немало труда тратят наши женщины, чтобы вышить этот лист на платье. И на ковре, что висит в кунацкой, эти листья, а ковру уже более шестидесяти лет.

Желуди – хорошее лакомство для животных.

Древесина дуба является незаменимым материалом для мебели, паркета, бочек, различных инструментов

Учитель: “Ответьте теперь, сколько тайн имеет этот дуб”

Ответы детей.

Закрепление пройденного:

Мини-викторина.

  1. Каким казался лес Темботу, когда он был маленьким. (уголком затерянного мира)
  2. Чем представлялся лес уже взрослому Темботу?(в виде большого города)
  3. Назовите главное украшение леса?(дуб Тембота)
  4. Почему дуб назывался дубом Тембота? ( В семье Хакуровых кто-либо из детей принимал на себя обязанности престарелого деда, участь выпала на Тембота)
  5. Что делал Тембот зимой? ( лопатой расчищал снег, сгребал его вокруг ствола, а на толстые ветви насыпал хлебные крошки)
  6. Почему тревожило Тембота, кто возьмет на себя заботу о дубе?( потому что внуки и правнуки, едва опершись, улетали из родного гнезда)

5. Итог урока.

Учитель: “Так о чем заставляет нас задуматься прочитанные произведения Киримизе Жанэ?”

Ответы детей

- Заботиться об этом дубе как о природном памятнике, возле которого произошли немалые исторические события, факты из жизни адыгского народа, их наследие.

- Проявить доброту, внимание об этом загадочном месте и донести до сведений из жизни и культуры своего народа будущему поколению.

- Человек должен заботиться обо всем живом на Земле.

- Чтить и уважать память своих предков.

- Знать обычаи и традиции своего народа.

- Ценить и приумножать природные богатства своей Родины.

- Стремиться, как можно больше делать добрых дел.

Учитель “Так пусть наша душа, наши дела всегда будут прозрачными, чистыми и светлыми как вот этот лист бумаги или как вот это прозрачное стеклышко. Вот вам, ребята копилка, но не для денег, а для добрых дел. Здесь мы будем на листочках записывать наши добрые дела, а потом посмотрим. Сколько их у нас будет.

В жизни чудо есть одно -
Дело доброе оно.
Чудо хрупкое на вид
Но сильней огня горит.

Без него жизнь замирает,
Замерзает, погибает,
Сил, души не пожалей -
Добротою жизнь согрей.
Выставление оценок.

Д/ З - Нарисовать дуб таким, каким вы его представляете.