Урок русского языка по теме "Глагол" (обобщение)

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ: систематизировать изученный материал.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Глагол».
  • Развивающая: продолжить развитие навыков логического и образного мышления.
  • Воспитательная: воспитание любви к природе, умения работать в паре, отстаивать свое мнение.

Опорные понятия: глагол, спряжение, наклонение, время, синоним, вид, безличный глагол.

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:

  • Понимать/знать: морфологические признаки глагола.
  • Уметь: определять время, спряжение, наклонение, вид глагола; делать морфологический разбор; уметь работать с h-test
  • Использовать: Толковый словарь.

Тип урока: обобщающий.

Методы, используемые на уроке: частично- поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование урока: компьютеры, проектор, экран, звуковые колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями (приложение 1), карточка-инструктаж по работе с тестом (приложение 2), Толковый словарь, жетоны.

Оформление: стенд «Весенние мотивы» с рисунками ребят, фотографиями.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин;
  2. Тема и цель урока – 3 мин;
  3. Проверка домашнего задания – 5-7 мин;
  4. Систематизация теоретических знаний – 10 мин;
  5. Физминутка – 2 мин;
  6. Самостоятельная работа – 3-5 мин;
  7. Словарная работа – 10 мин;
  8. Тест – 25 мин;
  9. Творческая работа – 10 мин;
  10. Итог урока – 3-5 мин;
  11. Домашнее задание – 1 мин;
  12. Оценка за урок – 2 мин.

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся
I. Организационный момент
У нас сегодня необычный урок. В течение всего урока вы будете получать за правильные ответы жетоны таланты, и в конце урока мы узнаем, кто из вас получит звание гения, таланта, умника  
II. Тема и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с удивительными явлениями русской природы, с которыми мы встречаемся очень часто и порой даже не замечаем их. И помогут нам в этом ваши знания о слове в русском языке. Слов в русском языке много, но мы поговорим об определенной их группе. Тему нашего урока вы определите и сформулируете, прочитав этот отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Море и утес» (слайды 1-4) Уч-ся формулируют тему урока на основе слайдов.
– Какую картину вы представили, читая это четверостишие?
– С помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря?
Отвечают на вопросы учителя (бушующее море, волны бьются о скалы, шум и рокот волн)
(Помогла часть речи – глагол)
– Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 5)
«Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи» А. Югов. (слайд 6)
– Прочитайте эпиграф нашего урока и объясните. Как понимаете его?
Итак, сегодня на уроке мы повторим все, что мы с вами знаем о глаголе.
Тема урока «Глагол»
III. Проверка домашнего задания
К этому уроку каждой группе была дана исследовательская работа. Ребята должны были найти ответы на вопросы. (слайды 7-10)
1-я группа – получила задание: Узнать о происхождении слова глагол.
2-я группа – провести исследование на тему «Глагол – необыкновенная часть речи»
Сейчас мы послушаем и посмотрим их работу
Отчет о проведенной работе творческих групп. Ребята показывают свои презентации. Презентации ребят
IV. Систематизация знаний
А сейчас повторим теоретический материал по изучаемой теме. Для этого сейчас проведем работу с текстом, в котором пропущены понятия, относящиеся к данной категории слов. (слайды 11-14)
Работу будете выполнять парами..
– Прошу пройти к компьютерам и выполнить задание на карточке, но сначала внимательно изучите инструктаж по работе с компьютером (инструктаж №1 прилагается)
Как закончите работу, пройдите за свои парты. Давайте проверим вашу работу (фронтальная проверка).
Таким образом, мы с вами восстановили такие понятия как глагол, время, наклонение, спряжение. (слайд 15)
Ребята работают парами у компьютера, выполняют задание по карточке.
Карточка для работы с компьютером №1
(дополнительная карточка №2 для тех, кто быстрее выполнит работу на компьютере)
V. Физминутка
Упражнения для глаз  
VI. Самостоятельная работа
А теперь закрепим теорию на практике. (слайд16)
(индивидуальная работа)
Задание: НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО И ДОКАЖИТЕ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
Посмотрите на экран и прочитайте задание. Отработайте ту строку, которая соответствует вашему номеру.
Проверка (фронтальная)
Индивидуально работают с соответствующей строкой, отстаивают свою точку зрения

1. Белеет, гуляет, блестит, будешь;
2. будешь, боремся, гуляйте, уехал;
3. темнеет, играют, вечереет, светлеет т свою точку зрения.
VII. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
(слайд17) Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Гюйко
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
– Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (используется Толковый словарь)
Объясните смысл выражений, которые указаны на слайде.
(слайд 18)
– Какую роль играют синонимы в нашей речи? (слайд 19)
Вывод: Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Работа в парах, обсуждение смысла данных выражений.
Поисковая работа
По толковому словарю ищут и объясняют значение данного слова.
– А сейчас давайте вернемся к тому стихотворению, с которого мы начали наш урок (Слайд 20)
Прочитайте еще раз это стихотворение. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. (проверка фронтальная)
(Слайд 21)
– Объяснить значение слов по толковому словарю, подобрать к выделенным совам синонимы.
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием
– что интересного вы можете сказать о глаголе хочет?
(он разноспрягаемый)
– Приведите примеры разноспрягаемых глаголов (бежать, есть, дать)
Вы справились и с этим заданием.
Работа в парах с Толковым
словарем. Поисковая работа.
1. клокочет
2. бунтует
3. незыблемых.
Дополнительное задание: сделать морфологический разбор данных слов.
VIII. Проверочный тест
А сейчас проведем небольшой проверочный тест. Инструктаж по работе с тестом записан на карточке. Внимательно изучите инструкцию и затем выполните задания теста. Тем, кто выполнит больше 30% получит оценку "3", кто – больше 60% – "4", а те, кто выполнит больше 80% – "5". Класс разбит на 2 группы.
Индивидуальная работа с использованием карточки-инструктажа к тесту
Тест (прилагается)
Карточка-инструктаж прилагается
(пока 1 группа работает у компьютера, вторая работает по карточкам №3, затем группы меняются местами)
IX. Творческая работа
К нашему уроку каждому из вас было дано творческое задание: Изобразить приход весны в рисунках или в фотографиях и вы это сделали замечательно. Именно вашими работами украшен наш класс. А теперь послушайте звуки весеннего леса. Какие образы возникли у вас? (слайд 22)
Составьте и напишите небольшое сочинение- миниатюру, используя глаголы, записанные на доске.
Глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
– Озаглавьте свое сочинение. Проверка: 2-3 сочинения зачитываются вслух)
Самостоятельно рассматривают картину весеннего леса и слушают весенние звуки.
Озаглавливают текст своего сочинения
Работа выполняется письменно.
X. Итог урока
– Рассказать о глаголе по плану (слайд 23)
1. Глагол
2. Время
3. Спряжение
4. Наклонение
5. Переходность
6. Безличные глаголы
 
XI. Домашнее задание
Сконструировать логическую схему отношений между понятиями по теме «Глагол» в виде распускающегося дерева. Творческая работа
XII. Оценка за урок
Подведение итогов за звание умника и выставление оценок.
Уч-ся считают полученные за урок жетоны и выявляют умников:
15-17 жетонов – гений;
10-14жетонов – талант;
7-9 жетонов – хорошист.