Урок математики во 2-м классе на тему "Вычитание и сложение двузначных чисел столбиком"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторить изученные приемы вычитания и сложения двузначных чисел столбиком, состав двузначного числа;
  • развивать вычислительные навыки учащихся, наблюдательность, умение рассуждать, активность и внимание учащихся, развивать зрительную память;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: компьютер, слайдопроектор, сказочные герои (Елена Премудрая, колдунья Карчевна, Булат-витязь, Кощей, Змей Горыныч), развилка трех дорог, сигнальные карточки, схема задачи, геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, задание для развития зрительной памяти, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Актуализация прежних знаний.

1. Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы попадем с вами в сказку. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще повторим способы вычитания и сложения двузначных чисел столбиком, сразимся с хитрыми задачами.

А попадем в сказку с помощью волшебного числа.

2. Состав числа.

У: Какое число в сказках встречается особенно часто? (Число 3.)

Где оно встречается? (Три желания у рыбки, три богатыря, три надписи на камне, три сестры …)

Какое сегодня число? (2 число.) А какой месяц? (Февраль.) Какой он по счету? (Второй.) Где мы сталкиваемся с числом 2?

Охарактеризуйте его. (Нечетное, предыдущее число 1, последующее – 3.)

Используя цифры 3 и 2, запишите двузначные числа. (32 и 23.) Чем похожи эти числа? (Для их записи использовались одинаковые цифры.) Чем различны эти числа? (Единичным составом: в числе 32 – 3 дес. 2 ед., а в числе 23 – 2 дес. 3 ед.) Сравните эти числа? (32 > 23, 23 < 32)

У: Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никогда они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А все потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки таинственные. Что это за знаки? (Двузначные числа.)

Слайд №1. Шкатулки с карточками, на которых записаны числа. Приложение 1

У: Придется нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку.

У: Прочитайте числа, записанные на крышках. (35, 33, 73, 40, 13, 23.)

Какое число лишнее? Почему? (Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.)

У: Открылась шкатулка, а там письмо: «Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать ее волшебный цветок может, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете. Карчена.»

У: Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них. Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку. (Один ученик у доски располагает карточки с данными числами.)

У: Перевернем наши карточки с цифрами. Прочитайте слово, которое получилось.

У кого же спрятан волшебный цветок? (Получилось слово «Кощей», значит, цветок у него.)

Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат-витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли он ехал, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень лежит и надпись: «Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь». Задумался Булат: «По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота».

III. Закрепление пройденного материала.

У: Вот сейчас нам и пригодиться все, чему вы научились на последних уроках: проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик. Слайд №2. Развилка трех дорог. Приложение 1

У: Перед Булатом три дороги. У вас в классе парты стоят в три ряда. Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам. (Примеры №15 на стр. 21)

Первый ряд по первой дороге пойдет, все камушки соберет, примеры, записанные на них, сосчитает.

Запишите примеры в тетрадь в столбик, а потом поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работы друг у друга.

У третьего ряда тропинка непростая – извилистая да крутая. Смотрите, не ошибитесь – в пропасть не свалитесь.

Два ученика работают у доски.

А мы со вторым рядом по средней дорожке пойдем, свое задание сделаем.

Внимательно рассмотрите запись. Найдите правило, по которому располагаются числа в ряду. (Числа убывают, уменьшаются на 3.)

Запишите этот ряд чисел полностью, вставляя вместо вопросительного знака соответствующее число. Что у вас получилось?

А теперь каждое число увеличьте на 20 и запишите новый ряд.

А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.

Правильность решения проверяется с помощью сигнальных карточек. По одному примеру ученики объясняют алгоритм его решения.

IV. Физкультминутка.

(Под музыку песни «Танец маленьких утят» дети выполняют танцевальные движения.)

V. Закрепление пройденного материала (продолжение).

У: А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: «Раз смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.

Слайд №3. Краткая запись к задаче. Приложение 1

Давайте поможем Булату решить эту задачу. Составьте задачу по краткой записи и решите ее. (Задача №13 на стр. 20)

Мы еще не все задания решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам следующие задания.

Задание первой головы (геометрическое задание). Слайд №4. Геометрические фигуры. Приложение 1

Ребята сейчас будем работать в парах. У вас на парте лежат 2 фигуры. Что это за фигуры? (Треугольник, четырехугольник.) Докажите это. Подумайте, как из них получить квадрат. Расскажите о квадрате? Что можно сказать об углах квадрата?

Задание второй головы. (Задание для развития зрительной памяти.) Слайд №5. Запомни и повтори. Приложение 1

Ребята, а сейчас мы поработаем в командах, по рядам.

Я вам покажу карточки, вы некоторое время смотрите, запоминаете порядок рисунков, а затем воспроизводите их у себя на парте. Такие же карточки у каждой команды.

Задание третьей головы. (Графический диктант.) Слайд №6. Графический диктант. Приложение 1

Третья голова Змея Горыныча дает последнее задание: графический диктант. Возьмите простые карандаши и начнем работу.

Графический диктант.

1 клетку наискосок вверх,
3 клетки вверх,
1 клетка наискосок вниз,
1 клетка наискосок вверх,
1 клетка наискосок вниз,
1 клетка наискосок вверх,
3 клетки вниз,
1 клетка наискосок вниз,
2 клетки вправо,
1 клетка наискосок вниз,
4 клетки вниз,
1 клетка наискосок вверх,
2 клетки вправо,
1 клетка наискосок вниз,
2 клетки влево.

Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно много математических операций повторили.

VI. Итог урока.

О чем вы расскажите дома? Какую тему мы повторили?

VII. Домашнее задание. Слайд №7. Приложение 1

VIII. Рефлексия «Все в твоих руках». Слайд №8. Рисунок ладошки. Приложение 1

А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового – желтым.

Средний – мне было трудно – зеленым.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.