Комбинированный урок по теме "Лесная промышленность РФ" (9-й класс)

Разделы: География

Класс: 9


Объявление “Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню”.
Жан Жак Руссо

Комбинированный урок.

Цель урока: Выявить основные особенности лесной промышленности России.

Задачи:

  1. Рассмотреть отраслевой состав, факторы размещения, основные центры лесной промышленности.
  2. Проследить взаимосвязи лесной промышленности с другими отраслями и межотраслевыми комплексами (МОК).
  3. Характеристика специализации химико-лесного комплекса Воронежской области.

Оборудование: Учебник (“География России. Население и хозяйство”. В.П.Дронов, В.Я.Ром.– М.: Дрофа, 2007.), рабочие тетради, атласы, настенные карты (лесная и химическая промышленность), презентации учащихся (опережающее задание – проектные работы).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: “Химическая промышленность”.

1. Письменная работа у доски по вопросам:

– особенности химической промышленности;
– отраслевой состав, центры;
– факторы размещения;
– характеристика Центральной базы химической промышленности по плану.

2. Работа по индивидуальным карточкам в тетрадях О.С.

Пример: Карточка № 1

– Что такое “химизация”?
– Какое сырье используется в химической промышленности?
– Назовите базы химической промышленности, дайте характеристику одной по выбору.

3. Фронтальный опрос класса:

А) Работа с понятийным аппаратом: народное хозяйство, межотраслевой комплекс, специализация отраслей, химико – лесной комплекс, комбинат, конструкционные материалы.

Б) Теоретические вопросы:

– Чем химическая промышленность отличается от других отраслей?
– Почему отрасли химической промышленности размещаются повсеместно?
– Какие отрасли химической промышленности размещаются на территории Воронежской области? С чем это связано?
– В чем “+” и “” развития химической промышленности, с точки зрения экологии?
– В чем причины развития и появления новейших отраслей химической промышленности?

В) Работа с настенными картами и географическими атласами:

– Покажите основные базы химической промышленности, их центры.

4. Подведение итогов проверки домашнего задания:

– проверка карточек ассистентами – выставление оценок;
– заслушивание ответов у доски (требуется соблюдение плана ответа) – назначение рецензентов ответов – выставление оценок классом;
– выставление оценок за фронтальный опрос (с комментариями учеников и учителя).

5. Вывод по химической промышленности (вначале учащиеся делают обобщение, затем учитель – вывод).

6. Закрепление: Где в повседневной жизни могут пригодиться знания по химической промышленности, полученные на уроках географии, химии?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (применение здоровье сберегающих технологий).

IV. Изучение нового материала.

  1. Запись домашнего задания в дневник (п.30, устно ответить на вопросы, на контурной карте отметить основные центры лесной промышленности).
  2. Запись темы и плана урока в рабочих тетрадях.
  3. Постановка цели и задач урока.
  4. Работа на опережающее обучение – опрос класса:
    – Что Вам уже известно о лесной промышленности?
    – Назовите отраслевой состав лесной промышленности.
    – Приведите примеры конечной продукции отраслей лесной промышленности, используемой в быту.
  5. Работа с учебником (п.30,стр.151) – найти ответы на вопросы – //заполнение конспекта в рабочей тетради – работа в парах:
    – Что является средством производства в лесной промышленности?
    – В чем основные особенности лесных ресурсов Р.Ф.?
    – Как можно классифицировать территорию Р.Ф., с точки зрения обеспеченности лесом?
    – Назовите стадии производства лесной промышленности.
    – В чем особенности отраслевого состава лесной промышленности?
    – Назовите основные факторы размещения отраслей. Приведите примеры.
    – С какими отраслями факторы размещения лесной промышленности имеют сходства? Чем это объяснить?
  6. Комплексная работа с картами атласа, настенными картами + сопоставление с рисунками и схемами учебника – работа в мини – группах по 4 человека:
    – Определите главные районы концентрации лесной промышленности Р.Ф.
    – Найдите основные центры лесной промышленности.
    – Какие экологические проблемы характерны для лесной промышленности?
    – Почему лесная и химическая отрасли промышленности объединены в один (ХЛК) комплекс?

Зарядка для глаз “Часики”.

V. Закрепление материала.

А) Просмотр презентаций учащихся по теме: “Характеристика лесной промышленности”. (Подготовка проектных работ – опережающее задание).

Б) Ответы на контрольные вопросы п. 30

VI. Вывод по уроку.

Вначале делают учащиеся, потом учитель.

VII. Выставление оценок за работу на уроке.

Приложение.