Урок-викторина "Природа Австралии"

Разделы: География


В викторине участвует 4 команды по 6 человек, а также ведущий.

Команды определяются заранее, так как им необходимо выполнить домашние задания: краткие сообщения по темам исследователи Австралии (Джон Мак-Доуэлл Стюарт, Эдуард Эйр, Чарлз Стёрт, Роберт О ?Хара Бёрк), удивительные животные Австралии (утконос, коала, казуар, собака Динго), удивительные растения Австралии (эвкалипт, травяное дерево, древовидные папоротники, казуарин), кроссворды или тесты или географический диктант по Австралии. Предварительно темы сообщений разыгрываются по жребию, каждой команде достаётся сообщение об одном исследователе, животном, растении.

Каждая команда определяет самостоятельно, кто будет выполнять домашние задания и готовиться по темам: географическое положение Австралии, исследователи Австралии, рельеф и полезные ископаемые Австралии, климат и внутренние воды Австралии, животный и растительный мир Австралии, население и города Австралии.

Участники викторины могут пользоваться атласами по географии материков и океанов для 7 класса, настенными картами "Физическая карта Австралии", а так же использовать диапроектор или интерактивную доску при иллюстрации своих сообщений.

Организационный момент. Команды занимают свои места. Ведущий раздаёт папки с карточками, для выполнения некоторых заданий, атласы, контурные карты Австралии и чистые листы.

Первое задание.

Заполнить карточку "Географическое положение Австралии". Необходимо вписать слова и названия вместо пропусков каждое правильно написанное слово равно одному очку.

На выполнения задания даётся пять минут. По истечении времени, ведущий собирает заполненные карточки. Жюри посчитывает очки.

Положение Австралии по отношению:

Экватора Южного тропика Северного полярного круга Начального меридиана Меридиана 180°
         

С востока Австралию омывают ___________,__________моря, на юге Австралию омывает ____________ залив, на севере Австралию омывают __________, _________ моря и залив ____________.

Ответы: южнее, пересекает, севернее, восточнее, западнее; Коралловое, Тасманово, Большой Австралийский, Тиморское, Арафурское, Карпентария.

Второе задание.

Составить логические цепочки "Исследователи Австралии": имя исследователя - время путешествия - открытие. Каждая команда делает сообщение об одном из исследователей, остальные команды составляют "цепочку". За сделанное сообщение команда получает дополнительно пять очков. Если какая-то команда не подготовила сообщение, то это сообщение делает ведущий.

Краткие сообщения об исследователях Австралии.

Джон Мак-Доуэлл Стюарт.

Стюарт родился в Шотландии. В юности он эмигрировал в Австралию, когда 1860 г. Стюарт решил пересечь Австралию с юга на север, он был уже опытным путешественником, знал как можно выжить в этом жарком и сухом климате. Первые две попытки пересечь Австралию были безрезультатны. В апреле 1860 года Джон Стюарт со своим напарником дошел до центра Австралии, Теннат-Крик, но враждебно настроенные аборигены преградили им путь, и Стюарт вынужден был вернуться, со второй попытки Стюарт дошёл почти до Дейли-Уотерс, но здесь его остановили колючие кустарники, простиравшиеся много миль. Только третье путешествие было успешным. Экспедиция из 10 человек выступила из Аделаиды в октябре 1861 г. В июле 1862 года Стюарт вышел на побережье современного Дарвина.

Эдуард Эйр.

Англичанин Эйр приехал в Австралию в 1832 г. Став овцеводом , он перегонял отары по стране. В 1840 г. Эйр в сопровождении проводника-аборигена Уайли отправился в трудную экспедицию с целью проложить путь из Аделаиды в Олбани. Путь Эйра проходил по самой засушливой территории страны, чтобы добыть воду Эйру и его спутникам пришлось рыть колодец глубиной три метра. До Олбани добрались только Эйр и ?проводник-абориген Уайли, в июле 1841 г.

Чарлз Стёрт.

Капитан, Чарлз Стёрт, в прошлом был военным. Позже он поступил на службу к губернатору Восточной Австралии, где в1828 г. получил поручение изучить местные реки и найти новые пастбища. В 1828 г. Стёрт, поднимается вверх по реке Макуори и добирается до Дарлинга, добравшись до Дарлинга, Стёрт возврашается в Сидней. Далее Стёрт, отправляется на исследование реки Муррей, ему удаётся достигнуть устья Дарлинга, а затем и Муррея. Стёрт нанёс на карту две крупнейшие реки Австралии Муррей с притоками и Дарлинг.

Роберт О ??Хара Бёрк.

Ирландец Роберт О ?Хара Бёрк первым из европейцев пересёк Австралию от Мельбурна до залива Карпентария. В 1860 г. Бёрк возглавил крупнейшую и дорогую экспедицию в истории Австралии. Бёрк взял собой 15 человек, из которых самым верным был его помощник, англичанин Уильям Уиллс. Экспедиция достигнув Куперс-Крик разделилась Бёрк и ещё трое его спутников отправились на север, остальные разбили базовый лагерь.

Бёрк со своими спутниками дошли до залива Карпентария. По дороге обратно один из спутников Бёрка - Грей умер. Вернувшись к Купер-Крик, Бёрк и Уиллс находят на дереве записку от своих товарищей и немного еды. Она не спасает их от смерти. В живых, которым первыми из европейцев удалось пересечь Австралию с юга на север остаётся один Кинг.

Ответы: Джон Стюарт - 1845 г. - открыл реку Куперс-Крик; Джон Стюарт - октябрь 1861-июль 1862 гг. - пересёк Австралию от Аделаиды до Дарвина; Эдуард Эйр - 1840 г. - проложил путь от Аделаиды до Олбани; Чарлз Стёрт - 1844 г. - экспедиция во внутренние районы доказал, что там не море, а пустыня; Роберт Бёрк - 1860-1861 гг. - первые из европейцев пересекли Австралию от Мельбурна до залива Карпентария.

Третье задание.

Географический диктант. На контурной карте Австралия отметить цифрами географические объекты:

1.Большой Водораздельный хребет;

2.Голубые горы;

3.Гора Косцюшко;

4.Хребет Мак-Доннелл;

5.Равнина Налларбор;

6.Центральная низменность;

7.Гора Айрес-Рок;

8.Гора Брус;

9.Плато Кимберли;

10.Столицу самого засушливого штата Австралии, в котором добывают опалы.

Ответы: Самый засушливый штат - Южный штат, столица которого город Аделаида.

Четвёртое задание.

Пока жюри проверяет выполнение третьего задания, команды выполняют тест по теме "Строение земной коры. Рельеф. Полезные ископаемые Австралии".

1. В Австралии преобладают:

а) горы; б) равнины; в) плоскогорья.
2. Австралия лежит на:    
а) древней платформе; б) молодой платформе; в) в зоне складчатости.
3. Рельеф Австралии:    
а) простой; б) сложный; в) разнообразный.
4. Большой Водораздельный хребет расположен:    
а) на западе; б) на востоке; в) на севере Австралии.
5. Австралия является частью литосферной плиты:    
а) Евразийской; б) Тихоокеанской; в) Индо-Австралийской.
6. Высшая точка Австралии:    
а) г.Либиг; б) г.Айрес-Рок; в) г.Косцюшко.

Ответы: 1б, 2а, 3а, 4б, 5в, 5в, 6в.

Жюри подводит итоги, заполняют протокол конкурса, объявляют, сколько очков набрала каждая команда.

Пятое задание.

Определите, какому типу климата, встречающемуся в Австралии, соответствуют данные характеристики. Задание выполняется в виде диктанта, ведущий называет номер характеристики и читает её. Эксперт по климату и внутренним водам Австралии заполняет таблицу "Климаты Австралии" напротив каждого типа климата он вносит номер характеристики:

  1. Климатическая область расположена на севере материка.
  2. Осадков выпадает мало.
  3. Зима жаркая и сухая, лето жаркое и влажное.
  4. Круглый год влажно и жарко.
  5. Климатическая область расположена на юго-западе материка.
  6. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, зимой тропические.
  7. Круглый год господствует сухой тропический воздух.
  8. Климат формирует влажный пассат с Тихого океана.
  9. Занимает большую часть материка.
  10. Преобладают летом - тропические, зимой - умеренные воздушные массы.
  11. Климатическая область расположена на востоке материка.
  12. Зимой выпадает осадков больше, чем летом.

Ответы: субэкваториальный - 1, 3, 6; тропический пустынный - 2, 7, 9; тропический влажный - 4, 8, 11; субтропический средиземноморский - 5, 10, 12.

Шестое задание.

Каждая команда делает сообщение о животном. Выслушав, команды выполняют задания предложенные докладчиками. Задание представляет собой блиц-опрос, который состоит из трёх вопросов. При выполнении этого задания используется презентация "Животный мир Австралии" (см. Приложение 2).

Сообщения о животных.

Утконос.

Родина утконосов - Восточная Австралия. Зверёк покрыт мягкой тёмно-бурой шерстью. Эти животные ведут ночной образ жизни. Большую часть времени они кормятся на дне водоёма. По берегам утконосы роют глубокие норы с двумя длинными узкими коридорами, ведущими под воду. У утконоса типичный утиный клюв - важный осязательный орган, позволяющий отыскивать добычу, ориентироваться под водой, когда его глаза закрыты. Передние лапы имеют плавательные перепонки, которые на суше утконос складывает. На задних лапах плавательные перепонки небольшие, но на уровне лодыжки расположены ядовитые шпоры длиной до 1,5 см. Хвост служит кормовым веслом, а также содержит до 40% жира, содержащегося в теле утконоса. Обычно самка откладывает два яйца. После 10-дневной инкубации из яиц появляется крошечные утконосики, слепые и голые. Они остаются в норе почти пять месяцев, питаясь молоком, которое сочится по всему брюшку самки. К двум годам детёныши становятся половозрелыми.

Казуар.

В тропическом лесу Австралии живёт странное существо. Оно чёрное и блестящее, в причудливой шапке-шлеме, с ярко- красной шеей это казуар - самая архаичная птица континента. Перейдя к лесной жизни, казуар постепенно утратил способности летать: крылья его атрофировались. Зато ноги, несущие основную нагрузку при всех передвижениях, стали сильными и мощными. На одном из трёх когтистых пальцев находится особый коготь-шип до 10 см, который служит средством нападения при встрече с любым животным. Все хлопоты по высиживанию и воспитанию потомства берёт на себя самец, как и всех страусов. Самец готовит гнездо, туда самка откладывает 4- 6 крупных яиц. Через 56-58 дней синхронно птенцы появляются на свет. Желудок казуара способен переварить начиная от кожуры, роговых покровов животных, до : гвоздей.

Коала.

Коала один из самых знаменитых животных Австралии. Его называют ещё сумчатым медведем, хотя коала не связана не с каким типом медведей. В переводе с языка австралийских аборигенов "коала" означает "непьющий", так как коалы не пьют воду. Они питаются листьями эвкалипта, взрослая особь съедает около одного килограмма листьев, и содержащей там жидкости им хватает. Коалы обладают особым природным чутьём, позволяющим им безошибочно распознавать по запаху повышенное содержание ядовитых веществ в листьях конкретных эвкалиптов. У коалы грушевидное тело, большая круглая голова с пушистыми ушами, маленькими глазами и крупным чёрным носом в виде луковицы. Хвоста у коалы нет. Животное покрыто толстым , прочным мехом. На лапах у коалы - пять пальцев с огромными когтями. Всю жизнь коалы проводят в кронах деревьев, спит на ветках по 18-22 часа в сутки. Коала - одиночное животное. Матери очень хорошо заботятся о детях, отцы не принимают участия в воспитании малышей. Удивительно то, что коала хороший пловец и отличный прыгун. Коала встречается только в Австралии и только в эвкалиптовых лесах на юго-востоке страны.

Австралийский динго.

Динго выглядит как хорошо сложенная собака средней величины. Телосложением динго напоминают гончую, но у неё небольшие стоячие уши, хвост пушистый, саблевидный. Мех у динго короткий и густой, типичный окрас - ржаво-рыжий или рыже-бурый. Чистокровные динго не лают, но способны рычать и выть. Динго - преимущественно ночные животные. Судя по ископаемым останкам, динго завезли в Австралию не переселенцы-аборигены. Исследования митохондриальной ДНК динго, опубликованные в 2004 г., датируют их появление в Австралии 4000 г. до н.э. Динго повсеместно распространён в Австралии. Основные места их обитания в Австралии - опушки влажных лесов, сухие эвкалиптовые заросли, засушливые полупустыни. Логово они устраивают в пещерах, пустых норах, среди корней деревьев, обычно неподалёку от водоёмов. Динго живут небольшими стаями, в которых размножается только доминантная пара. В отличие от обычной собаки динго размножаются раз в год. Брачный сезон у австралийских динго приходится на март-апрель.

Примерные вопросы.

Про утконоса. 1.Не то зверь, не то птица. 2. Кормовым веслом у утконоса служит? 3. На задних лапах утконоса расположены? Про казуара. 1. Приходится дальним родственникам? 2. На голове у казуара? 3. Что переваривает желудок этой птицы? Про коалу. 1. Что означает слово "коала"? 2. Какой хвост у коалы? 3. В каких только лесах можно встретить коал? Про Динго. 1. Каким годом датируют появление динго на материке? 2. Сколько раз в году размножаются собаки Динго? 3. Что не умеют делать чистокровные Динго?

За подготовленное сообщение команда получает пять очков. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

Седьмое задание.

Командам предоставляются четыре фотографии удивительных деревьев Австралии. Каждая команда определяет "своё" дерево и делает краткое сообщение о нём, при этом используется презентация "Растительный мир Австралии" (см. Приложение 1).

Восьмое задание.

Команды по жребию обмениваются вопросами тестами и кроссвордами.

Задания, предложенные командами.

Первая команда.

  1. Эвкалиптовый медведь.
  2. "Ехидное" млекопитающее.
  3. : Гвинея.
  4. Бессточное мелководное солёное озеро.
  5. Млекопитающее с "утиным" носом.
  6. Большой барьерный : .
  7. Основной вид энергетического топлива в Австралии.
  8. Если вы правильно ответили на все предыдущие вопросы, то из первых букв ответов вы составите название животного, обитающего в Австралии.

Ответы: коала, ехидна, Новая, Гэрднер, утконос, риф, уголь, кенгуру.

Вторая команда.

Выберите правильный ответ.

1.Динго

а) название выигрыша в казино; б) собака; в) имя героя мультфильма.

2. Казуар

а) одно из названий динозавра; б) набор звуков; в) разновидность страусов.

3.Рыба-Арлекин

а) название рыбы по её окраски; б) рыба, которая смешит; в) рыба, которая выглядит, как арлекин.

4.Тасманийский дьявол

а) название необычного существа; б) сумчатый зверёк; в) древний миф.

5.Ехидна

а) так зовут злого человека; б) животное похожее на дикобраза; в) дорожный знак.

6.Шары дьявола

а) скалистое образование; б) то чего боятся аборигены; в) название мороженного.

7. Агама

а) жевательная конфета; б) остров; в) ящерица.

8.Вульф-Крик

а) метеоритный кратер; б) ужастик; в) название местного племени.

Ответы: 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6а, 7в, 8а.

Третья команда.

  1. Мореплаватель, открывший остров Тасмания?
  2. Самое крупное озеро Австралии?
  3. Как называются колючие непроходимые заросли в Австралии?
  4. Коренное население Австралии?
  5. Столица Австралии?
  6. Как называют сухие русла рек?
  7. Самая большая речная система Австралии?
  8. Птица, изображённая на австралийских монетах?

Ответы: Абель Тасман, Эйр-Норт, скрэб, аборигены, Канберра, крик, Дарлинг и Муррей, лирохвост.

Четвёртая команда.

Определите соответствие.

1) скрэб а) хохлатый попугай
2) какаду б) животное похожее по виду на ежа
3) ехидна в) яйцекладущее водное млекопитающее
4) саванна г) рукокрылое
5) лирохвост д) красивая австралийская птица
6) утконос е) заросли колючих кустарников
7) вампир ж) тропическая лесостепь
8) кенгуровая лапка з) растение, символ Западной Австралии.

Ответы: 1е, 2а, 3б, 4ж, 5д, 6в, 7г, 8з.

Девятое задание.

Приведите примеры объектов и явлений природы в Австралии, которые можно определить словами "самый : в мире :".

Для выполнения последнего девятого задания даётся три минуты.

Заполняется протокол викторины, подсчитываются очки, определяется победители.

Рекомендуемая литература.

  1. Животные. Большая энциклопедия. Главный редактор Дэвид Бёрни - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002.
  2. Лес. Энциклопедический путеводитель. Авторы текста Тони Родд, Дженнифер Стэкхауз. - М.: Махаон, 2008.
  3. Универсальный атлас мира. Ю.Н.Голубчиков, С.Ю.Шокарёв - М.: Издательство "Дизайн. Информация. Картография", ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2004.
  4. Атлас географических открытий. Автор текста Нил Грант - Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-Москва: "Дорлинг Киндерсли Лимитед", на русском языке опубликована в 1987 г.
  5. Петров В.В. Четыре недели в Южном полушарии: (впечатления ботаника). - М.: Мысль, 1981.

Введение.

Метод проверки знаний учащихся в форме урока-викторины позволяет не только проверить знания и умения учащихся, но при этом продолжается развитие навыков исследовательского поиска, умение применить свои знания на практике.

Методика проведения.

В викторине принимают участие все ученики класса. Предварительно класс разделяется на команды, выбирается капитан команды. Подготовка к участию в викторине начинается с начала прохождения темы. Капитаны команд получают задания, которые распределяются между членами команды. Каждый член команды выбирает себе тему, по которой выполняются задания.

Вопросы и задания викторины разбираются на уроках географии по мере изучения материала. Сообщения, подготовленные участниками викторины, используются при изучении нового материала, а так же составления заданий.

За представленные сообщения и доклады команды получают дополнительные очки. Пять очков за каждое сообщение.

1-е задание.

Определить положение Австралии относительно экватора, южного тропика, южного полярного круга, нулевого и 180- го меридианов и какие моря и заливы омывают Австралию.

При выполнении задания необходимо заполнить карточку "Географическое положение Австралии", вписать ответы в таблицу, а также названия вместо пропусков в предложении. За каждый правильный ответ и правильно вписанные названия даётся по 1 очку. Максимальное количество очков- 11.

2-е задание.

Во втором задании необходимо составить логические цепочки про исследователей Австралии. Цепочка состоит из трёх пунктов: имя исследователя- год путешествия- результаты исследования. Если в цепочке в одном пункте одна ошибка, то команда получает 0,5 очков, если ошибки по двум пунктам - 0 очков.

3-е задание.

На первый взгляд задание не сложное, цифрами на контурной карте Австралии обозначить названия форм рельефа. В атласах по географии материков и океанов для 7 класса можно найти только Большой Водораздельный хребет и г. Косцюшко, также в одних атласа г. Брус или г. Либиг. Ученики провели небольшое исследование и предложили использовать атласы различных изданий. Количество очков, которое возможно набрать за выполнение задания, зависит от количества предложенных географических объектов.

4-е задание.

Задание составлено в виде тестов по теме "Строение земной коры, рельеф, полезные ископаемые Австралии".

5-е задание.

В пятом задании необходимо заполнить карточку-таблицу "Климаты Австралии". Всего предлагается 12 характеристик, каждому типу климата соответствует три характеристики. В задании не учитывается климат юга Тасмании, в тропическом климатическом поясе рассматриваются две климатические области - тропическая влажная и тропическая сухая.

Заполняя таблицу, записывают номер характеристики.

6-е задание.

Каждая команда составляет краткое сообщение о животном Австралии и составляет вопросы и задания. За выполненное сообщение команда получает 5 очков.

7-е задание.

Командам предоставляются фотографии удивительных деревьев Австралии. Каждая команда определяет своё дерево и делает краткое сообщение о нём.

Удивительными деревьями Австралии назвали - эвкалипт, казаурин, травянистое дерево, древовидный папоротник.

8-е задание.

Команды по жребию обмениваются заданиями. Задания команды составляются заранее.

9-е задание.

Заключительное задание. Привести примеры объектов и явлений природы в Австралии, которые можно определить словами "самый : в мире :".

Протокол викторины.

Номер задания Первая команда
(количество очков)
Вторая команда
(количество очков)
Третья команда
(количество очков)
Четвёртая команда (количество очков)
1-ое задание        
2-ое задание        
3-ье задание        
4-ое задание        
5-ое задание        
6-ое задание        
7-ое задание        
8-ое задание        
9-ое задание        
Итого