Урок в 10-м классе по теме "Великобритания"

Разделы: География


Цели урока:

  • дать характеристику страны в соответствии с планом;
  • продолжить отрабатывать навыки самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению;
  • приобщение учащихся к использованию дополнительных источников информации;
  • продолжить формировать интерес к изучению стран, анализу их хозяйства;
  • работать над умением записывать информацию путём составления схем-конспектов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, атлас, карточки с заданиями, символика государства, физическая и экономическая карты Великобритании, дополнительные источники информации,фотографии достопримечательностей.

Формы работы: творческая групповая , исследовательская, фронтальная работа, беседа, работа с атласом и контурными картами.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный.

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

  • название темы урока и её объяснение.
  • сообщение формы работы на уроке.
  • задание группам (карточки- задания).
  • постановка проблемного вопроса: какая черта хозяйства Великобритании является основной, центральной, какие -обоснованием и следствием?

2. Работа в группах по выполнению задания.

(каждая группа выполняет задания и готовится к отчёту с последующей работой у доски).

3. Отчёт групп и составление схемы развития хозяйства Великобритании.

Работа с контурными картами.

4. Подведение итогов работы. Выставление оценок за работу на уроке.

5.Обобщающее слово учителя.

6.Объяснение домашнего задания.

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Понятие о полной географической характеристике страны:логика и основное содержание.

Великобритания-интересная страна,давшая миру таких знаменитых людей,как Шекспир,Байрон,Диккенс,Чарли Чаплин,группу Битлз и Робин Гуда-но,пожалуй и одна из самых сложных стран Зарубежной Европы.

2. “Визитная карточка” страны (форма государства,герб,флаг).

Столица г.Лондон

Великобритания-конституционная монархия.Глава государства-королева.Законодательный орган-двухпалатный парламент(палата общин и палата лордов).Великобритания возглавляет Содружество,в которое входит 15 стран.

3. Сообщение формы работы на уроке и объяснение задания группам.

4. Постановка проблемного вопроса:

Какая черта хозяйства Великобритании является основной, центральной, какие –обоснованием и следствием.

II. Работа в группах по выполнению задания (каждая группа выполняет задание и готовится к отчёту с последующей работой у доски).

III .Отчёт групп. Составление схемы –конспекта развития хозяйства Великобритании.

Первая группа.

1.Особенности ЭГП.

Великобритания- государство в Северо-Западной Европе, на Британских островах(о. Великобритания и с- в часть о-ва Ирландия, о. Мэн и Нормандские о-ва). Омывается Атлантическим океаном и его морями. Отделена проливом Ла-Манш от материка Евразия.

2. Природные условия разнообразны.На севере и западе преобладает горный рельеф-Северо- Шотландское нагорье(до 1343 м.), Пеннинские и Кембрийские горы, на юге и ю-в –холмистые равнины. Климат умеренный, океанический, влажный. Основные реки-Темза ,Северн, Трент,на севере много озёр. В горах –торфяники; вересковые пустоши. Леса (дуб ,бук, берёза) занимают 9% территории страны. Минеральные ресурсы- каменный и бурый уголь, поваренная соль, железные и оловянные руды ,нефть и природный газ.

3. Работа класса с контурными картами(нанесение географического положения и полезных ископаемых страны).

Вторая группа.

1 .Характеристика главных этапов исторического развития страны (выступление учащегося по опережающему заданию.

2. Характеристика современной экономики Великобритании.

Великобритания- экономически развитая индустриальная страна. Ведущая отрасль промышленности- машиностроение, в т.ч. электротехническое и радиоэлектронное,транспортное(авиаракетостроение ,авто-и судостроение, тракторо- и станкостроение).Развита нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная, пищевая промышленность.Крупная обувная,швейная и другие отрасли лёгкой промышленности.

Сельское хозяйство высокоинтенсивно,обеспечивает ¾ потребностей страны в продовольствии.Главная отрасль с/х – мясо-молочное и молочное животноводство.В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство,возделывание сахарной свеклы, картофелеводство. Рыболовство. Развит транспортный комплекс. Главные порты-Лондон, Ливерпуль, Манчестер и др.

Экспорт: машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, продукция химической промышленности.

Третья группа.

1. Население-59,4 млн.чел.Великобритания-многонациональная страна:80% -англичане,15%-шотландцы,уэльсцы и ирландцы.Официальный язык-английский.

Большинство верующих-протестанты.

Великобритания относится к странам с первым типом воспроизводства населения,поэтому в стране активно проводится демографическая политика,направленная на повышение рождаемости.

2. Великобритания-высокоурбанизированная страна,90%-городское население. Население размещено неравномерно.Большая часть населения проживает в центральных и южных районах страны.Великобритания лидирует среди европейских стран по числу городов-миллионеров-их семь.

Четвёртая группа.

1.Великобритания-высокоразвитая страна,входящая в “большую семёрку”.

В 1973 году Великобритания вступила в Европейское Сообщество(впоследствии-Европейский Союз), что способствовало подъему конкурентоспособности страны. Теперь Великобритания находится в первых рядах среди развитых стран по уровню прироста производства, производительности и конкурентоспособности.Основные внешнеторговые партнёры:страны ЕС,США,Япония.Великобритания-крупный экспортёр капитала.Входит в блок НАТО.

2.Знакомство с достопримечательностями страны(выступление учащегося по опережающему заданию).

В ходе работы на уроке учитель составляет на доске,а учащиеся в тетрадях схему развития хозяйства страны.

IV. Подведение итога урока.Ответ на проблемный вопрос.Выставление оценок за работу на уроке.

V. Обобщающее слово учителя:

Британское общество, хотя и обеспокоенное сомнениями и неопределенностью, и постоянно вынужденное решать ключевые социальные проблемы, определенно не находится в упадке, и даже не угасает. Тем не менее, оно глубоко озабочено и серьезно обсуждает многие традиционные устои общества. В британцах есть что-то непредсказуемое, необъяснимое. Откуда у этой нации появились силы потопить испанскую армаду? Определенно не благодаря огромным количествам экономических ресурсов или дисциплинированному обществу. Может быть, в душах этого народа, объединенного общей целью, есть что-то, что не под силу понять социологам. Британцы - замечательный народ, и их причуды, социальная "дистанция" и левостороннее движение являются неотъемлемой частью нашего мира. Без Великобритании мир бы стал беднее.

VI. Домашнее задание.

Продумайте и предоставьте туристический маршрут по Великобритании.Свой выбор аргументируйте.

Приложение.