Изучение темы страдания в музыке XVIII–XX веков на примере творчества Бетховена на уроке музыки в 8-м классе общеобразовательной школы

Разделы: Музыка


Цель урока: Продолжить изучение темы страдания в музыке 18-20 веков на примере творчества Л. Бетховена.

Задачи урока:

  • Показать на примере биографических сведений из жизни композитора “радость испытания, радость труда и борьбы, преодоленного страдания, победы над самим собой…”;
  • На примере Сонаты №14 Л. Бетховена показать, что любовь, даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше; подвести учащихся к тому, что музыка укрепляет доброту человека;
  • Провести сопоставительный анализ Сонаты №14 Л. Бетховена и пьесы “Лунный свет” К. Дебюсси
  • Способствовать развитию навыков анализа музыкального произведения; навыков сопоставительного анализа двух музыкальных произведений.
  • Способствовать формированию вокально-хоровых навыков учащихся при исполнении произведений;
  • Способствовать развитию навыка вдумчивого слушания музыки.

Музыкальный материал:

  • Соната №14 Л. Бетховена в современной обработке
  • Соната №14 Л. Бетховена в классическом исполнении
  • К. Дебюсси “Лунный свет”
  • Л. Уэббер “Иисус Христос – суперзвезда”. Колыбельная Магдалины.

Оборудование:

  • Словарики эмоциональных состояний
  • Презентация урока (компьютерная)

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Вокально-хоровая работа над исполнением песни С. Егорова “Облака”.
  2. Актуализация знаний учащихся. Музыкальная угадай-ка. Сопоставительная таблица.
  3. Слушание и анализ музыкального произведения. Соната №14 Л. Бетховен
  4. Сравнение интонаций Сонаты Л. Бетховена и пьесы “Лунный свет” К. Дебюсси.
  5. Блиц-опрос учащихся о биографических фактах жизни композитора.
  6. Слово учителя о нелегкой судьбе Л. Бетховена, встрече с Д. Гвиччарди, об истории написания Сонаты №14.
  7. Обобщение материала урока. Работа с высказываниями Д. Б. Кабалевского, Ф. М. Достоевского, Л. Бетховена.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вокально-хоровая “минутка”.

Исполнение песни “Облака” С. Егорова

3. Актуализация знаний учащихся.

-Назовите, пожалуйста, тему последних уроков музыки. (Тема страдания в музыке 18-20 века).

- На примере каких музыкальных произведений мы вели беседу на эту тему?

- “Музыкальная угадай-ка”. Назовите произведение, автора.

(звучит “Колыбельная Магдалины” из рок-оперы “Иисус Христос – суперзвезда”)

- Задание на внимательность. Соотнесите названия прослушанных и проанализированных нами произведений и их авторов.

И. С. Бах

“Иисус Христос – суперзвезда”

Э. Вила-Лобос

“Страсти по Матфею”

Л. Уэббер

“Бразильские бахианы”

4. Продолжение изучения темы страдания в музыке на примере творчества Л. В. Бетховена.

“Из тишины” звучит 1 часть Сонаты №14 Л. В. Бетховена в современной обработке.

По окончании музыки и следующей за ней паузы учитель задает вопросы:

- Как вы думаете, композитор, написавший это произведение, наш современник или более ранних времен?

- Композитор отечественный или зарубежный?

- Каков характер музыки? (учащимся предлагаются Словарики эмоциональных терминов)

СЛАЙД 1

Звучание 1 части Сонаты в классическом исполнении.

СЛАЙД 2

- Изменилось ли что-нибудь в характере музыки?

- Какой образ создает музыка 1 части Сонаты?

- Соответствует ли название “ Лунная соната”, данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?

- Сравните выразительные интонации мелодии “Лунной сонаты” и пьесы французского композитора Клода Дебюсси “Лунный свет”.

СЛАЙД 3

Слушание пьесы “Лунный свет” К. Дебюсси.

- Сходен ли характер интонаций? В каком случае ритм интонации напоминает траурный марш, а в каком интонация мягкая и “безмятежная”?

- Слушая 1 часть Сонаты, мы обратили внимание на три элемента ее музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов (музыкальные элементы исполняются учителем).

- Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?

Для того, чтобы лучше понять те мысли, чувства, которые хотел передать Бетховен своей музыкой, необходимо вспомнить некоторые факты из жизни композитора, узнать о тех испытаниях, которые выпали на его долю.

СЛАЙД 4

Блиц-опрос

  1. Назовите полное имя композитора.
  2. Назовите годы жизни композитора.
  3. В каком городе какой страны родился композитор?
  4. Как произошло знакомство Бетховена с другим известным композитором – Моцартом?
  5. В каком городе Бетховен жил и работал?

Слово учителя.

СЛАЙД 5

Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация, непосредственное. Зажигающее творчество на эстраде, радость создания музыки тут же, на глазах у слушателей. В импровизации он не знал себе равных. Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит. К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене.

Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но “судьба стучалась в дверь”. Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Все обследовавшие его врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Бетховен часто слушал звон церковных колоколов, льющихся в окно его дома. При помощи этих звуков он определял степень своей глухоты, до тех пор пока вообще не смог их услышать. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаяние, его посещали мысли о самоубийстве, но творческая натура композитора уберегла его от трагедии. Бетховен продолжал слышать в течение последующих 19 лет. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлингштадского завещания: “…Я был недалек от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…”

Но осенью 1801 года жизнь еще улыбается Бетховену. СЛАЙД 6

Он полюбил графиню Джульетту Гвиччарди, которая была моложе его на 14 лет. В письме к своему другу он описывал ее как “прекрасную, очаровательную девушку, которая любит меня и которую люблю я”. Джульетта же была больше польщена, чем тронута вниманием композитора, который проводил многие часы под балконом ее спальни в немом обожании. Она не ответила на его любовь и в 1803 году вышла замуж за человека своего класса композитора-любителя графа Галленберга.

Сам Бетховен признавался в то время: “Она принадлежит к другому классу и в этот момент я совершенно не могу жениться”. После “измены” Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой “Сонаты вроде фантазии”.

(чтение высказывания Д. Кабалевского на фоне звучания Сонаты)

СЛАЙД 7

“Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в ее первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: СЛАЙД 8

“Я схвачу судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!”. Д. Б. Кабалевский.

5. Подведение итогов урока.

- В чем проявляется оптимизм Бетховена? (достижение цели в борьбе, не легковесный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость). О его могучей силе воли говорит и то, что он смог преодолеть страшный недуг. Глухота сильно повлияла на композитора, заставляя его рассматривать жизнь как постоянный вызов и борьбу. Пример жизни этого великого человека говорит, что любые трудности и невзгоды можно побороть, если стремиться к этому и упорно трудиться для достижения своих целей.

Слава композитора была так велика, что на его похороны пришли более 20 тысяч человек. На протяжении всей жизни музыка Бетховена считалась новаторской. Он разрушил старые формы классических произведений, наполняя их новым содержанием и эмоциями. Глубина чувств, выраженная в его произведениях, положила начало романтическому периоду в истории музыки. СЛАЙД 9

- Как вы понимаете слова Ф. Достоевского: “Многое меняется, сердце остается одно”. Согласны ли вы с этим?

- Как вы перенесете мысль Достоевского на музыку прошлого и ее восприятие людьми 21 века?

Можно ответить словами Д. Б. Кабалевского: “…Если кто-то проживет всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдет мимо них и не прикоснется к их искусству. Потеряет много, очень много.

Предлагаю закончить наш урок песней А. Макаревича “Поворот”. Слова этой песни очень точно подходят к нашей беседе…

Мы себе давали слово не сходить с пути прямого,
Но, так уж суждено…

Исполнение учащимися песни “Поворот” А. Макаревича