Формирование социально-личностной компетентности учащихся через проектную деятельность

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем: что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни.

Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Проектирование – это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского – projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое – “брошенный вперед”. В современном русском языке слово “проект” имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Для понимания специфики метода социально-образовательных проектов необходимо различение следующих форм как разных, реализуемых в настоящий момент в образовательных учреждениях:

  • Социальная работа;
  • Социальный проект;
  • Образовательный проект;
  • Социально-образовательный проект.

Так или иначе, все эти формы работы связаны с проблемой социализации и включения ребенка в социальный контекст. Но они существенно отличаются как по способу включения детей, так и по методам педагогического сопровождения:

  1. Социальная работа – дети выступают исключительно в позиции объекта воздействия. Эта практика осуществляется социальными педагогами и социальными работниками на базе образовательных учреждений. Ее цель – как правило, разного рода коррекционная работа.
  2. Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, “сопереживания” происходящему. Наиболее распространенный вариант – “шефство” школы над социальным учреждением (детским садом, определенной категорией людей – ветераны, инвалиды и т.д.)
  3. Образовательный проект преследует цели освоения предметного материала, является способом углубления понимания, восстановления смыслового контекста по отношению к предметным знаниям. Способ включения детей через систему учебных заданий, имеющих практический компонент. Например, исследование в рамках предмета географии или экологии, исследовательская работа с текстовыми источниками в рамках предметов общественного цикла, подготовка информационного проекта в рамках предмета информатики и т. д.
  4. Социально-образовательный проект – наиболее сложная форма проектной деятельности, которая предполагает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный выход на собственное действие.

Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности. Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.

Вот уже 3 года обучающиеся гимназии № 1 г. Благовещенска Республики Башкортостан, активисты детской общественной организации школы актива “САМ” (далее ДОО ША “САМ”) занимаются разработкой и реализацией социальных проектов.

Основной задачей  Школы актива является воспитание организаторских умений и навыков, развитие творческой и  конкурентоспособной личности, то есть личность, которая выйдя в социум, сможет легко держаться  на плаву и ориентироваться в современной жизни общества.

Лидеры школы актива принимают участие в различных мероприятиях, мастер-классах, конференциях, организаторами которых являются они сами.

В течение года ребята воплощают свои идеи и замыслы в школе, а весной и осенью активисты организуют выездной обучающей семинар на базе о\ц “Елочки” г. Благовещенска.

Выездной семинар всегда имеет определенную тематику, а также соревновательный характер, что придает определенный оттенок этому мероприятию.

За несколько дней активисты придумывают интересные и полезные проекты, которые затем реализуют в течение года в условиях школы.

Для ребят проводятся специальные учебные занятия, мастер-классы, где они знакомятся с технологией подготовки и реализации социальных проектов.

ЦЕЛЬ: формирование у подростков опыта самостоятельной организации результативной социально значимой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Дать теоретические сведения, необходимые для самостоятельного создания проекта;
  • Обозначить возможные пути достижения намеченных целей;
  • Включить подростков в совместную продуктивную (в том числе проектную) деятельность.

Программа семинара дополняется программой деятельности “Бизнес-профи” (приложение 1), которая функционирует на второй и третий день работы школы.

Цель игры “Бизнес-профи” – социальная адаптация подростков к экономическим отношениям в современном обществе.

Для этого мы и предлагаем ребятам принять участие в экономической игре. В ней сделана попытка игрового моделирования реальных экономических отношений. В игровой атмосфере ребятам легче усвоить или закрепить деловые понятия, осмыслить новую систему экономических взаимоотношений.

Предполагаемый результат программы – самостоятельная разработка ее участниками проекта, который можно реализовать в условиях школы.

Так, обучающимися гимназии было реализовано несколько социальных проектов:

  • “Свободное время подростка”. Цель проекта – информированность подрастающего поколения о пользе организованного досуга. Участвуя в данном проекте, обучающиеся создали сайт об УДО г. Благовещенска, создали авторские видеоролики, приняли участие в различных мероприятиях. Руководитель проекта – Н.Ю. Давлетшина, учитель истории гимназии № 1. (Приложение 2)
  • “Будущее зависит от тебя”. Задача проекта- помочь старшеклассникам в выборе будущей профессии. Занимаясь с творческой группой и работая в различных прикладных программах, участники проекта создали видеоролики, сделали буклеты и листовки. Сегодня в нашей копилке имеются интересные и познавательные видеоролики на темы “Кем быть?” и “Всему свое время” (герои видеоролика школьники, которые знакомятся с различными профессиями: шофера, стоматолога, химика). Руководитель проекта- А.А. Серавкина, педагог дополнительного образования гимназии № 1. (Приложение 3)
  • “Школа в улыбках”. Задача проекта – создать серию баннеров и фотоколлажей в нашей школе. На занятиях в ША “САМ” воспитанники занимаются созданием печатной продукции (фотоколлажей, рисунков и т.д.). Работая в различных программах ребята проявляют самостоятельность, показывают свое творчество и фантазию. В 2009 году активисты заняли призовые места в областном конкурсе “Оренинфо-2009”. Руководитель проекта – Л.А. Путилова, учитель истории гимназии № 1. (Приложение 4)

Исходя из нашей практики работы над проектами, можно сделать следующие выводы:

1. Решающую роль в проектировании играет учитель, многое зависит от его индивидуального стиля работы, личных качеств и интересов. Однако и у учителя могут возникнуть проблемы в этой деятельности.

2. Необходима социально-организованная практика подготовки авторов проектов со стороны учащихся. В гимназии создана детская общественная организация Школа актива “САМ”, в задачу, которых входит оказание помощи учащимся на этапах отстаивания, внедрения и продвижения авторских идей, разработки проекта и его реализации.

В данное время мы продолжаем работу над этими проектами и разрабатываем новые. Наш общий вывод, что за проектной деятельностью будущее школы.

В данное время активисты ША “САМ” продолжаем работу над этими проектами и разрабатываем новые. Наш общий вывод, что за проектной деятельностью будущее школы. Так как данная форма помогает учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный статус, формирует социально-личностную компетентность учащихся.