Цикл занятий "По образу и подобию своему"

Разделы: Школьная психологическая служба


Целенаправленное формирование пространственных и пространственно-временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью является существенным фактором компенсации нарушений в их развитии.

Как показывают исследования А.В. Семенович [3] и др., недостаточность сформированности пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Подобные недостатки в развитии феноменологически проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др. Кроме того, следует отметить, что именно пространственные представления лежат не только в основе формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка [2; 3]

Практика нашей диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью и опубликованные результаты психолого-педагогических исследований других авторов свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения пространственные и пространственно-временные представления у детей данной категории формируются со значительным отставанием по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками.

Нами базе МОУ “Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида” Вологодского муниципального района в 2008/2009 учебном году было проведено диагностическое обследование учащихся 1-4 классов данной школы для оценки уровня и особенностей формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Подбор методик для психологического обследования детей осуществлялся в соответствии со следующими критериями:

  • Занимательность тестов для ребенка, доступность их выполнения;
  • Компактность, портативность тестов (с тем, чтобы проведение обследования занимало минимум времени);
  • Информативность тестов (предпочтение отдавалось тестовым методикам, оценивающим одновременно уровень развития двух и более психических процессов).

Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка явились такие общеизвестные психологические методики, как “Кубики Кооса”, “Разрезные картинки”, Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста [2], нейропсихологические пробы и тесты [4], тест Гудинаф “Рисунок человека”.

В ходе диагностического обследования были исследованы представления детей о контурах и деталях человеческого тела, выявлен уровень сформированности наглядно-образного и конструктивного мышления, пространственных и пространственно-временных представлений.

Сложность развития пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью проявилась прежде всего в том, что у них затруднена ориентировка в схеме собственного тела, они недостаточно владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, что негативно влияет на формирование других видов пространственной ориентировки. В основном, на рисунках дети изображали непропорциональные, несимметричные фигуры людей. Изображения были достаточно примитивны. Учащиеся 3-4 классов редко прорисовывали детали, указывающие на полоролевую функцию фигур. Учащиеся 1-2 класса зачастую ограничивали образ человека просто контуром (“палка – палка – огуречик”), не включая в рисунок значимые части тела (как правило, кисти рук и шею) и детали лица (практически на всех рисунках отсутствовали брови, ресницы). Следует отметить, что при выполнении рисунков дети использовали ограниченный набор цветов (2-4 цвета). Обращала на себя внимание величина фигур (большинство из них были маленького размера) и расположение рисунков на листе: большая часть рисунков - внизу или в углах листа.

Младшие школьники могут определять пространственное расположение объектов относительно себя на наглядном уровне, но значительные трудности вызывает у них пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений. Дети этой категории не умеют опираться на знание схемы собственного тела, определяя расположение объектов относительно себя.

По результатам диагностического обследования были определены цели психолого-педагогической работы и содержание раздела “Пространственные представления” в рамках курса коррекционных занятий “Развитие психомоторики и сенсорных процессов”.

Цикл коррекционно-развивающих занятий раздела “Пространственные представления” был разработан с опорой на методику формирования пространственных представлений, предложенную Н.Я. Семаго [1].

Целью коррекционной работы по данному разделу стало формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью пространственных представлений, улучшение их точности, полноты, адекватности

Задачи коррекционной работы:

  • Уточнение представлений о схеме тела человека;
  • Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса;
  • Расширение возможностей программирования и контроля деятельности;
  • Развитие умения работать со схемами, рисунками;
  • Развитие навыков самостоятельной творческой работы;
  • Работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности.

Цикл занятий создавался с учетом возраста и интеллектуальных особенностей детей.

При планировании цикла занятий учитывались следующие факторы:

  1. Необходимость выбора универсальных методов, доступных детям разного возраста, с различным уровнем интеллектуальной недостаточности;
  2. Особенности мотивации детей (преобладание нестойкой игровой мотивации);
  3. Принимались во внимание характеристики эмоциональной сферы детей (кратковременно агрессивны, при обращении друг к другу дети часто используют прозвища, дразнилки, связанные с физическими характеристиками, применяют физическую агрессию);
  4. Особенности моторно-двигательного развития (моторно неловкие, неразвитый глазомер).

В данной статье представлены семь занятий, объединенных одной общей темой “По образу и подобию своему”, которые проводились психологами в первой четверти учебного года. Эти занятия были направлены на формирование и развитие у детей представлений о фигуре человека, ее пропорциях, значимых деталях лица, формирование представлений о собственном теле, лице. Конспекты занятий представлены в Приложении №1.

Занятия по этой теме включали в себя элементы арт-терапии, так как это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Использование техник арт-терапии на занятиях способствовало развитию у детей чувства внутреннего контроля, так как работа над рисунками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм; развитию художественных способностей и повышению самооценки, так как побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых способностей и их развития; улучшению координации движений у детей, более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.

Техники и приемы подбирались по принципу простоты и эффективности. Дети не должны были испытывать затруднений при создании изображения или другого результата деятельности с помощью предлагаемых техник. Любые усилия в ходе работы должны были быть интересны, оригинальны, приятны каждому ребенку.

Нюансом организации данных занятий явилось и то, что они были очень недороги и не требовали длительной подготовки. Материалы для занятий: листы бумаги, карандаши, фломастеры, лоскуты ткани, старые газеты и журналы, обои, семена растений – есть в арсенале большинства педагогов.

Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляла 45-50 минут. Дети не испытывали утомления за счет частой смены видов деятельности, а также включения игровых физпауз в план занятий.

Занятия были посвящены улучшению ориентировки в пространстве, корректировке моторно-двигательных функций, уточнению представлений о собственном лице и теле. В ходе каждого занятия использовались следующие упражнения:

  • “Создай человека”. Данные упражнения направлены на формирование верных представлений о фигуре и лице человека. Задания от занятия к занятию постепенно усложнялись: от создания простых “портретов с натуры” до схематических изображений человека из ткани, природных материалов. Фигуры “людей” объемные (“скульптура из мятых газет”) и плоскостные (“тень”). Изображения, созданные детьми, различаются по возможности манипуляций с ними: у пластилиновых “людей” двигаются части тела. У “человечков” из ткани возможность движения достигается за счет привязанных к “конечностям” фигур ниток (как у кукол-марионеток). Часть фигур (изготовленные из семян и злаков), статичны, но манипуляции с данными материалами требуют большой ловкости.
  • Практически на каждом занятии детям предлагалось рисовать. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, в том числе и отрицательные, негативные. Рисунок ребенка – не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
  • “Паззлы”. Для конкретизации образов лица и тела необходимо было использование частей, деталей из которых складывалось бы единое целое. Маленькие паззлы использовались для индивидуальной работы, большие – для работы в парах или для групповой работы. Паззлы “рука” и “лицо” изготавливались в натуральную величину. Маленькие паззлы делались из тонкого картона, большие – из картонных коробок (высота большой фигуры 120 см, маленькой 20 см). Паззлы разрезались нами на 3,4,5,6 частей в начале занятий – по принципу двусторонней симметрии, затем – диагонально, далее – асимметрично.
  • На занятиях использовались простые игровые упражнения, в ходе которых дети двигались под музыку.

Для определения результативности и эффективности коррекционно-педагогической работы по теме “По образу и подобию своему” в конце первой четверти мы провели повторную оценку уровня сформированности представлений детей о фигуре человека, схемы тела (тест Гудинаф “Рисунок человека”). Одним из значимых достижений коррекционно-развивающих занятий явилось наличие положительных изменений у всех участвовавших в занятиях детей. Следует, однако, заметить, что достижения детей не были равными как в количественном, так и в качественном отношении.

Результативность занятий: по окончании цикла занятий у всех детей сформировано представление о контурах фигуры тела, деталях лица и рук. По окончании темы дети овладели навыком создания подробного изображения на основе реальной фигуры (пластического, графического, в технике коллажа). Отмечено, что конструктивная деятельность представляет для детей наибольшие затруднения, так как требует навыков пространственного анализа. Тем не менее, этот вид деятельности был для детей интересным и занимательным, так как позволял на первых этапах деятельности свободно манипулировать частями паззлов, составляя из них целое.

Эффективность занятий: в короткие сроки у детей сформирована познавательная мотивация через включение в игровую деятельность элементов исследования. Дополнительные эффекты: развитие графических навыков, навыков работы в парах, групповой работы, уточнение самооценки и полоролевой идентификации, развитие навыков самоконтроля через самонаблюдение.

Выводы:

Проведение психолого-педагогической коррекции влияет на формирование пространственных представлений и ориентировки в пространстве у детей с интеллектуальными нарушениями. Эффективное преодоление имеющихся проблем, в частности, трудностей ориентировки в схеме собственного тела, может быть достигнуто в условиях специально организованного коррекционного обучения.

Разработанный коррекционно-психологический цикл занятий по теме “По образу и подобию своему” может быть использован педагогами, психологами, для дополнения существующего курса “Психомоторика и развитие сенсорных процессов” как первый этап в формировании пространственных представлений у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Литература:

  1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис-Пресс, 2007.
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  3. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике.- М., 1998.
  4. Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Семенович А.В., М.: МГПУ, 1998.