Урок по теме "Когда появилась одежда?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить учащихся с историей возникновения одежды; понятием "спецодежда", с правилами ухода за одеждой
  • развивать речь, память, внимание, интерес и творческую активность;
  • воспитывать культуру общения на уроке, прилежание, трудолюбие, дружеские отношения между детьми.

Оборудование:

  • учебник "Мир вокруг нас"1 класс (авт. А.А.Плешаков);
  • рисунки (8 штук), рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас".

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Не минуты не теряем !

II. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об одежде .Узнаем что носили наши предки, какая бывает одежда, кто создаёт её для нас , и что надо делать, чтобы одежда подольше оставалась нарядной и аккуратной.

- Как вы думаете, зачем нам одежда? (Защищает от холода, жары, повреждений кожи.)

- А во что одевались древние люди?

Рассказ учителя: Одежда служит человеку давно. Первую одежду человек находил в окружающей природе. Особенно выручали шкуры животных. Шкуры сначала чистили, затем в коже пробивали отверстия и сквозь них протаскивали полоски кожи, соединяя куски меха между собой, так чтобы эта одежда держалась на теле человека. Уже тогда человек хотел быть красивым и украшал свой наряд ожерельями из ракушек, цветных камешков, перьями. Потом древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную верёвку.

Он убедился, что сплетённая трава долгое время остаётся прочной. Так люди постепенно научились делать ткани, и шкуры сменились тканями. И вот теперь можно было говорить о красоте одежды. Ведь ткани можно было красить и отбеливать, ткань могла быть очень тонкой или наоборот толстой, грубой или воздушной.

В древнем Египте научились делать такие тонкие ткани, что даже через пять слоёв было видно тело. Египтяне носили набедренные повязки и цветные круглые воротники - оплечья. Все египтяне носили парики из овечьей шерсти, а мужчины накладную бороду. Бороды эти крепились на ушах, как очки.

В древней Греции одежду не шили. Они брали длинный кусок ткани и заворачивались в него так, чтобы получились красивые складки. Для того чтобы складки при ходьбе не нарушались к одежде подвешивались грузики.

В семнадцатом веке научились кроить одежду по форме человеческого тела. Рукава не пришивали, а только прихватывали в нескольких местах, так что можно было двигать руками и на локтях и коленках делали разрезы и шнуровки.

А сколько неудобств приходилось терпеть модникам разных времён. Например:

- В средние века была самая носатая обувь. Часто носок обуви привязывали к коленке. Изобретателем этих туфель был один граф, который хотел скрыть кривизну своих ног. Но граждане калечили свои ноги, лишь бы быть красивыми.

- В старину модницы одевали несколько платьев одновременно, а так как рукава не пришивали, можно было одни и те же рукава примерять то к одному, то к другому платью.

- Было время, когда юбки натягивали на жёсткий каркас. Эти юбки было тяжело надевать, а ещё тяжелей носить.

- Другой мучительной частью одежды был воротник. Белый воротник со складками был неудобен, в нём нельзя было повернуть голову, а есть приходилось ложками с длинными ручками, потому что обычную ложку не удавалось поднести ко рту.

- А вспомните мушкетёров! Их наряды это водопады водопад из оборок, рюшек, кружев и лент. Во время сражений даже объявлялись "кружевные перемирия", чтобы мушкетёры могли постирать и посушить свои кружевные манжеты.

- Очень модно было украшать одежду пуговицами. Один французский король купил для себя 13600 золотых пуговиц. Но самым оригинальным оказался один граф, он украсил свой наряд пуговицами, которыми для него служили часы в золотой оправе.

Учитель: А сейчас послушайте стихотворение А.Л. Барто "Модница".

У нас Наташа модница,
Ей нелегко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослых, высоки,
Вот такой вышины
Вот такой ужины!

Бедняжка! Вот страдалица -
Идёт, чуть-чуть не валится.

Малыш с открытым ротиком
Не разберёт никак:
- Ты клоун или тётенька?
На голове - колпак!

Ей кажется прохожие
С неё не сводят глаз,
А те вздыхают: - Боже мой.
Откуда ты взялась?

Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто,
Не девочка, не тётенька,
А непонятно кто!

Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но, следуя за модой,
Себя не изуродуй!

III. Физминутка.

"Хлопай-топай" (Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского "Хлопай-топай" из сборника "Веселые уроки Радионяни" выпуск 1.М., Музыка, 1984.)

Лучше танца "Хлопай-топай"
Ничего на свете нет!
Только хлопай! Только топай!
Лишь бы выдержал паркет!

Эх. Раз! Еще раз!
Целый класс пустился в пляс!
Хлопай-топай! Топай-хлопай!
Нет ребят счастливей нас!

VI. Работа с учебником.

Учитель: Посмотрите в учебник. В чём это муравьишка? (в рыцарских доспехах) А для чего они нужны?

И сейчас людей многих профессий одежда должна защищать. Например, пожарников от огня, полярников от холода. Такая одежда называется - спецодеждой (см.приложение).

А кто, ребята, нам придумывает одежду? (модельеры)

А кто её шьёт? (портные)

Модельеры создают не только платья, костюмы. Они разрабатывают и современные модели обуви, сумок, перчаток, ремней. И каждая вещь должна соответствовать моде и профессии человека, которые её будет носить.

Например: костюм учителя должен быть строгим, а артиста нарядным, медсестра на работу не может надеть вечернее платье, а дирижер - белый халат врача.

Чтобы стать модельером надо уметь рисовать и иметь хороший вкус.

Портниха тоже важная и хорошая профессия. Когда мама покупает новую вещь, мы всегда радуемся. А кто сшил её для нас - портниха. Чтобы облегчить её труд учёные изобрели швейную машинку.

Дети читают стихотворение Шалаевой Г.П. из сборника "Большая книга профессий для самых маленьких".

Модельер забыл про лень,
Он в работе целый день.
Нелегко его занятье -
Он придумывает платье.

Это дело не простое:
Нужно платьице такое,
Чтоб оно смотрелось модно,
Чтобы в нем было свободно,
Чтобы платье хорошо
Подошло кому угодно,
Чтобы девочка, на праздник
Это платьице надев,
Сразу стала бы прекрасней
Всех на свете королев.

И для мальчиков костюмы
Надо бы ему придумать.

Очень крепкими штаны
Быть у мальчиков должны,
Чтобы озорной мальчишка
Свои новые штанишки
Не порвал и не протёр,
Лазая через забор.

Учитель: А теперь давайте вспомним, какими нарядными и красивыми вы пришли на линейку первого сентября: девочки в беленьких блузках и отглаженных юбочках или сарафанчиках, мальчики в костюмах. А девочка Олечка пришла на линейку в халате и домашних тапочках.

Представьте такую ситуацию: вечером вся семья собралась посмотреть телевизор и вдруг, к вам пришёл гость в ластах, маске для ныряния и плавках.

- Ребята, почему вы улыбаетесь?

- Правильно. Каждая одежда создаётся для своего случая. В пижаме мы спим, в спортивном костюме - занимаемся спортом, в халате ходим дома, а для школы у нас есть школьная форма (дети рассматривают картинки с изображением людей одетых для разных случаев).

Вывод: Одежда бывает рабочая, деловая, парадная.

Учитель: А что нужно чтобы одежда долго оставалась нарядной и аккуратной?

Дети: Правильно за ней ухаживать.

Учитель: Как это делать?

Дети: вешать на плечики, стирать, гладить, чистить одежной щеткой, класть все вещи на свои места.

Учитель: Посмотрите, что случается с теми , кто разбрасывает свои вещи.

Сценка "Маша - растеряша" по Л. Воронковой.

Автор: Жила-была девочка Маша.

Утром встало солнышко, заглянуло в окно, а Маша спит.

Мама:

Маша, поднимайся! Маша, одевайся!
Светит солнышко сутра,
В детский сад идти пора.

Автор: Нечего делать, надо подниматься, надо чулки надевать.

Маша:

Где же где мои чулки?
Обыщу все уголки.
Их на стуле нет
И под стулом нет,
Под кроватью нет.

Автор:

Ищет Маша чулки, никак не найдет.

А кошка на стуле мурлычет - приговаривает.

Кошка:

Ищешь, ищешь, не найдешь,
А разыщешь так пойдешь.
Надо вещи убирать-
Не придется их искать.
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
А Маша все ищет:

Маша:

И под стулом нет,
И на стуле нет...
Да вот же они - у куклы в кроватке!

Автор: Мама спрашивает:

Мама : Маша, скоро?

Маша:

Вот надену платье
И пойду гулять я!

Автор: А платья тоже нет нигде!

Маша:

В чем пойду гулять я?
Потерялось платье!
Платье в горошину, -
Куда оно положено?
И на стуле нет,
И под стулом нет...

Автор: А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

Кошка:

Ищешь, ищешь - не найдешь,
А без платья не пойдешь...
Надо вещи убирать -
Не придется их искать...
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!

Автор: Но тут Маша увидела свое платье.

Маша:

Платье в горошину
На полочку заброшено!

Автор: Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

Все:

Опоздала, Маша,
Маша-растеряша!

V. Рефлексия.

Учитель:

- Составьте из слов пословицу: по уму, встречают, провожают, по одёжке.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что нового узнали?