Разработка урока с ЦОР по окружающему миру в 1-м классе по теме "Почему их так назвали?"

Разделы: Начальная школа


Задачи

  • формировать представления о научной картине мира;
  • воспитать любовь и уважение к родной природе;
  • формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру.

Оборудование:

  • ноутбук,
  • проектор,
  • экран,
  • учебник,
  • тетрадь под редакцией Плешакова А.А. «Мир вокруг нас» 1 класс.
Этап урока Описание хода урока Деятельность при использовании ЦОР
Учитель: Ученик
1.Организационный момент. Ребята, Муравьишка-Вопросик приглашает нас сегодня на прогулку. А куда мы пойдём, узнаете, отгадав загадку:

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой?(лес)

Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес.

Демонстрирует слайд Рассматривают иллюстрацию, читают слово.
2.Постановка темы, целеполагание, мотивация.

А зачем мы туда отправляемся, вы скажете, прослушав рассказ, который написал Н.Сладков: «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!»

Итак, зачем мы отправляемся в лес?

(ответы детей)

Но, прежде, чем отправляться в лес, вспомните правила поведения в лесу.

   
  Мы отправляемся разгадывать загадки, т.е. узнаем много нового и ответим на вопрос:

Это тема нашего урока. Зачем нам нужно это знать? (ответы детей)

Демонстрирует слайд Смотрят, читают, делают вывод, о теме, целях сегодняшнего урока.
3.Работа над новой темой урока. А вот и первая загадка:

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)

Почему его так назвали?

Демонстрирует слайд

(сначала появляется одуванчик, слово, иллюстрация с девочкой), фиксирует внимание на слове, помогает проанализировать, сделать вывод – «от слова дуть».

Рассматривают 1ю иллюстрацию, читают слово, анализируют, при появлении 2ой иллюстрации делают вывод о правильности рассуждений.
  Следующая загадка:

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (подснежник)

Демонстрирует слайд, помогает сделать выводы. Рассматривают иллюстрации, читают слово, анализируют, делают вывод.
 

Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит. (колокольчик)

Что вы знаете об этих растениях?

Демонстрирует слайд, обращает внимание учащихся на 2ю иллюстрацию для того, чтобы ученики, с помощью эрудиции сделали правильные выводы. Рассматривают слайд, соотносят иллюстрации со словом, анализируют, делают вывод.
  Муравьишка хочет рассказать вам сказку про одуванчик.

(учитель читает «Сказку про одуванчик»)

Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша земля! И леса, и луга – всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А всё-таки чего-то не хватает.

- Что бы ещё такое придумать? – спросило само себя Солнышко, - чем людей порадовать?

Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки и засветились на лугах, на тропинках весёлые жёлтые огоньки – одуванчики.

- На меня похожи! – обрадовалось Солнышко.

А сердитая Зима неподалёку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в жёлтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

   
Работа в группах. Муравьишка нашёл в лесу ягоды. Помогите найти ответ – почему их так назвали?

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Демонстрирует слайды (3 подряд), обращает внимание на особенности растений, на названия, направляет рассуждения. Работают в группах. Рассматривают иллюстрации, обсуждают в группах названия, делают выводы, делятся с классом своими соображениями.
  А вот и про деревья и кустарники загадки:

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.

Почему её так назвали?

Демонстрирует слайд, актуализирует опорные знания учащихся («хвойные деревья») Рассматривают иллюстрации, опираясь на знания, дают ответ.
  Дикая роза с ярко-красными ягодами.

Почему его так назвали?

Демонстрирует слайд, помогает детям сделать выводы, сконцентрировав внимание именно на слове. Рассматривают иллюстрацию, проанализировав слово, делают вывод.
Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Стоп. Немного отдохнём
И опять пешком пойдём.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Смотрите, Муравьишка что-то нашёл под берёзой:

   
 

Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки.
Под берёзою растут.
Как их зовут? (подберёзовики)

Почему его так назвали? (растёт под берёзой)

Что за гриб нашёл Муравьишка под осиной?

Почему вы так думаете?

У Муравьишки есть загадка:

А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.

Почему его так назвали, кто знает? (настоем этого гриба раньше морили мух)

Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, грибы аккуратно срезать ножиком)

Демонстрирует слайды о грибах,

направляет ход рассуждений, помогает сделать выводы.

Рассматривают иллюстрации, анализируют слова, делают выводы..
Работа в рабочих тетрадях (с.39). Муравьишка спешит рассказать ещё о грибах. Прочитайте загадку, соедините с рисунком – отгадкой. Почему их так назвали?    
  Что за птичка так красиво поёт?

Он соло пел среди ветвей,
Его прозвали ….. (соловей)

Почему его так назвали?

Демонстрирует слайд, помогает детям сделать вывод. Рассматривают иллюстрацию, читают слово, сравнивают, анализируют, делают вывод.
  А это кто ходит по лесу:

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

Почему его так назвали? (он «ведает» - знает, где мёд)

Демонстрирует слайд, направляет ход рассуждений. Рассматривают иллюстрацию, читают слово, делают вывод на основе ранее изученного материала.
Работа с учебником (с.98) Посмотрите, что ещё нам показывает Муравьишка?    
4.Итог урока. Рефлексия. Ну, вот и подошла наша прогулка по лесу к концу. Скажем Муравьишке – до свидания, спасибо за прогулку по лесу.

Мы отгадали много загадок. Что мы ещё учились делать во время прогулки? (объяснять названия)

Названия каких растений, грибов, животных вы запомнили? Почему их так назвали?

Демонстрирует слайд, если возникли трудности, задаёт наводящие вопросы. Читают вопрос, отвечают.

Используемая литература

  1. http//nova.rambler.ru/pictures
  2. http//nova.rambler.ru/wiki
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, «ВАКО», Москва, 2003.
  4. Шевченко Г.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, Волгоград, 2003.
  5. Обучающие программы для учёбы: серия «Умница с пелёнок», Россия, 2007.

Приложение