Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 2-го класса коррекционно-развивающего обучения по теме "Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений"

Разделы: Школьная психологическая служба


Рисунок 1

Цели занятия:

  1. Развитие умения воспроизводить образец, развитие слуховых ощущений, развитие самоконтроля, внимательности, произвольности, самоорганизации, самодисциплины, снятие напряженности, страхов.
  2. Воспитание трудолюбия, аккуратности, внимания к себе и другим.

Оборудование: плакат, тетради для учащихся, карандаши, шумящие коробочки.

На доске:

  • плакат, рисунок «Бусы»;
  • запись слов: книга, тетрадь, линейка, ложка, ножницы, игрушка.

Ход занятия

I. Вводная часть.

- Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»

Рисунок 2

- Давайте скажем добрые слова друг другу:

  • Аккуратный, внимательный, добрый, душевный, веселый, заботливый, ласковый, и т.д.

- Молодцы! Спасибо!

- В каком случае мы говорим аккуратный, внимательный, заботливый?

- Всем приятно, когда говорят человеку такие слова.

- А как надо себя вести в школе, дома, на улице, чтобы и вам говорили такие слова?

Рисунок 3

- А теперь я посмотрю какие вы внимательные в отношении своего здоровья.

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает правописание, внимание, восприятие и речь).

- Мягко заворачиваем ушки до мочки (повторить 3 раза).

- Для того чтобы упражнение «заработало» и мы услышали резонирующий звук, повторяем за мной:

  • Я надел большую шляпу, чтоб похожим быть на … (папу, маму и т.п.)

- Почему на папу? Спасибо!

- А Вы на кого? Хорошо! Интересно.

- Давайте посмотрим на картинку и попытаемся разгадать, где же чей папа?

Рисунок 4

- Итак, мы немного поиграли, и настроились на тему сегодняшнего урока.

II. Основная часть: «Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений».

- А теперь давайте поработаем глазками.

Задание 1. «Гусеницы».

На доске плакат:

Рисунок 5

- Кто это?

- Чем похожи? Чем отличаются? (Одна длинная, другая короткая.)

- Давайте вспомним: где правая, а где левая рука.

- А теперь скажите мне, пожалуйста, с какой стороны находится длинная, а с какой короткая?

- А как вы догадались, что гусеница слева короче?

- Сколько кружков в 1?

- Сколько во 2?

- На сколько кружочков больше в 1, чем во 2?

- Вот мы с вами решили математическую задачку.

- А теперь я закрою часть рисунка, что вам напоминает?

Задание 2. «Бусы».

- А теперь посмотрите на доску, что вам напоминает этот рисунок? (Бусы и нитка для бус.)

Рисунок 6

- Если я нарисовала, пустую нитку, то, что там должно быть? (Бусинки.)

- Но ваша задача не простая. Вам нужно нарисовать бусинок столько, чтобы одна нитка отличалась от другой. Чем? (Количеством бусинок.)

(Один учащийся работает у доски, остальные в альбомах. Выбирают любой цвет карандаша.)

- На сколько у вас больше бусинок во 2?

- А может кто-то сообразил и сделал меньше бусинок на нитке? На сколько оказалось меньше бусинок? На сколько оказалось меньше бусинок? Молодцы.

Пальчиковая игра-тренинг.

- А теперь давайте отдохнем.

- Внимание. Работают только пальчики.

Можем пальцы сосчитать:
1, 2, 3, 4, 5.
1, 2, 3, 4, 5.
10 пальцев – пара рук
Вот твое богатство друг.

Рисунок 7

- Молодцы. А вы знаете, какие-нибудь пословицы о руках?

- Глаза страшат, а руки делают.

- Может кто-нибудь знает, когда говорят: золотые руки? А я вот знаю, что у всех ваших мам золотые руки. Вы всегда приходите чистенькие, опрятные. А папы как замечательно ведут домашнее хозяйство. Берете с них пример?

- Умнички!

Задание 3. «Копирование образца».

- А теперь я посмотрю какие у вас золотые ручки, умелые ли вы ученики, замечательно ли вы выполните задание?

- Посмотрите, у вас в тетрадках нарисованы бусинки.

Рисунок 8

(Заметка ведущему. У каждого учащегося в тетрадке нарисован такой же рисунок с бусами и пустая нить для следующего подпункта задания.)

- Ваша задача раскрасить бусинки так, как на образце, но при этом сделать так, чтобы количество бусинок в 1 и во 2 рисунках отличалось (выполняют самостоятельно).

- Что надо сделать?

- Молодцы. Закончили работу.

Задание 4. «Шумящие коробочки».

- Устали ручки, глазки?

- Теперь мы с вами будем работать только ушками, а глазки и ручки пусть отдыхают.

- Я вам раздаю коробочки. Коробочки необычные. Каждая из них создает шум и все шумы разные.

Рисунок 9

- Ваша задача найти одинаковые пары по шуму в коробочках. Необходимо достать 1 коробочку, а потом подыскать коробочку с таким же шумом. Если шум не подходит откладывайте его в сторонку.

- Справились. Молодцы.

Задание 5. «Узнай по звуку».

- А теперь я вам предлагаю еще потренировать свои ушки.

- Я буду производить какие-то действия предметом под партой, а вы должны узнать, что это за предмет и записать в тетрадь.

- На доске подсказка: записаны правильные и неправильные ответы для того, чтобы вы грамотно записали слова.

Рисунок 10

  • Мять бумагу.
  • Переливать воду.
  • Стучать ложкой по чашке.
  • Резать картон ножницами.
  • Перелистывать книгу.
  • Щёлкать ножницами.
  • Стучать вилкой о ложку.
  • Рвать бумагу.

- Давайте проверим, что у нас получилось?

III. Итог урока.

- А теперь подведем итоги занятия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что удивило, обрадовало?

- Что получилось? Что не получилось?

- А в качестве домашнего задания выполните следующее: потренируйте свои ушки, так же, как мы делали с вами последнее задание, пусть вам помогут в этом родители.

- Спасибо вам за работу. Вы хорошо работали. До свидания.

Список литературы:

  1. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Практические материалы – М.: Генезис, 2001.
  2. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Учебно-методическое пособие – М.: Генезис, 2001.
  3. Дружинина М.В. Мой дом: Стихи, головоломки, загадки, путаницы / Ил. И.В. Новикова. – М.: Дрофа-Плюс, 2003.
  4. Локалова Н. Уроки психологического развития. Газета «Школьный психолог» №36/2000г.
  5. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками / Ил. Е. Нитылкиной. – М.: Издательство Эксмо, 2002.
  6. Соколова Ю.А. Правила поведения для малышей. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.