Классный час "Питание и здоровье"

Разделы: Классное руководство


Цели классного часа.

Создать условия для:

  1. Воспитания в потребности здорового образа жизни.
  2. Формирования полного представления о правильном питании, о его влиянии на здоровье человека.
  3. Активизация культурного досуга старшеклассников.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • сигнальные карты;
  • лист ватмана с изображением игрового поля с названием секторов (см. Приложение 1).

Предварительная работа.

Классный руководитель предлагает учащимся сформировать 2 команды «Крестики» и «Нолики», так как игра будет проходить, следуя правилам одноимённой детской игры.

Сформировать жюри. В жюри могут войти учащиеся или родители.

Краткое описание работы.

Общий ход игры представляет собой известную детскую игру в крестики – нолики. На поле 3 клетки на 3 клетки. Игра состоит из конкурсов, в которой одной из команд присуждается победа и на игровом поле ставится знак Х или О. Каждый последующий конкурс выбирает та команда, которая проиграла предыдущий.

Принцип подведения итогов.

1 вариант. Разыгрывается все 9 секторов. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество знаков на поле.

2 вариант. Побеждает команда, которой удалось выстроить 3 знака в ряд.

Командам даётся одно и то же задание. Право ответа получает та команда, которая выполнила его быстрее.

Ход классного часа

Классный руководитель: Сегодняшний классный час мы проводим в форме известной нам игры «Крестики-нолики». Только наша интеллектуально-познавательная игра будет посвящена очень важному для нашего организма вопросу, без чего человек существовать не может. Речь идет о питании. Здоровье человека закладывается смолоду, когда процесс развития организма протекает наиболее интенсивно. Правильное питание способствует обеспечению организма энергией и питательными веществами. Поэтому очень важно быть всем компетентным в этом вопросе.

От вас потребуются знания некоторых вопросов в области экологии, биологии и медицины.

На классной доске вы видите игровое поле с названием секторов. Команда, начинающая игру, должна выбрать не только место, куда нужно поставить Х или О, но и определиться с сектором. А это значит, что вы должны дать полный ответ на вопрос, соответствующий данному сектору.

Право засчитать правильность ответа принадлежит нашему жюри в составе ... человека (называет поимённо членов жюри).

Итак, теперь всё понятно, и мы приступаем к игре.

Вопросы к секторам.

Питание.

Вопрос 1. Назовите три «золотых» правила питания.

Ответ. Питаться: а) разнообразно, б) регулярно, в) не жадничать.

Вопрос 2. Почему кардиологи советуют, есть морковь 5 раз в неделю?

Ответ. В моркови содержится каротин, препятствующий отложению холестерина на стенках сосудов и образованию тромбов.

Питание спортсмена.

Вопрос 1. На диаграммах представлены «пищевые тарелки» пловца и шахматиста. Сравните и объясните чем отличаются и почему.

Пищевая тарелка пловца.

Пищевая тарелка шахматиста.

  • Жёлтый – углеводы.
  • Голубой – белки.
  • Красный – жиры.

Ответ. Пловец затрачивает меньше углеводов так, как у него физический труд. У шахматиста умственный труд, ему нужно больше углеводов.

Вопрос 2. Выбери блюда для завтрака спортсмена в день соревнований.

яблоко

творог

творожная запеканка

хлеб

сок

шоколад

какао

масло

торт

кофе

какао

сельдь

сыр

каша

Ответ. Каша, творог, хлеб, сыр, масло, кофе или какао, шоколад.

Вода и минеральные вещества.

Вопрос 1. Какая связь между четырьмя стаканами воды и чувством усталости?

Ответ. Без достаточного количества жидкости снижается активность головного мозга и появляется чувство усталости. Поэтому врачи советуют выпить натощак 1 стакан воды, а в течение дня ещё хотя бы три. Всего же в сутки человек должен употребить 2,5 литра жидкости.

Вопрос 2. Какие минеральные вещества необходимы для формирования скелета и здоровых зубов, и в каких продуктах они находятся?

Ответ. Кальций, магний, фосфор. Продукты: молоко и молочные продукты, рыба, урюк, курага, яичный желток, яблоки, рис, говядина и говяжья печень, зеленый горошек.

Витамины.

Вопрос 1. Что обозначает слово «витамины» и кем они были открыты?

Ответ. Витамины – это органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а также препараты, содержащие такие вещества. В первые в 1881 году русским учёным Луниным Н.И. была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Польский учёный Функ дал название этим веществам, составив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь» и греческое «амин», указывающее их отношение к аминокислотам.

Вопрос 2. Почему маленьким детям надо чаще находится на свежем воздухе (на солнце) или употреблять в пищу яичные желтки.

Ответ. В яичных желтках и на солнце в организме образуется витамин «Д», от его недостатка образуется рахит.

Белки.

Вопрос 1. Роль белков в организме, и в каких продуктах их больше всего?

Ответ. Из белков строятся клетки, ткани, органы, они входят в состав ферментов, гормонов, гемоглобина крови, способствуют формированию соединений, обеспечивающих иммунитет организма. Белки участвуют в процессе усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витамина «С». Продукты: животного происхождения мясные, молочные и рыбные; растительного происхождения: фасоль, бобы, соя, чечевица, гречневая крупа, орехи.

Вопрос 2. Перед вами потребление белка в суточном рационе от 4 до 11 лет, до 3 лет на 1 кг массы тела соотнесите и объясните, почему?

  • 4,0 – 3,5г.
  • 3,5 – 3г.
  • 2,5г.

Ответ. До 3 лет: 4,0-3,5г; 4-11 лет: 3,5-3г; 11-16 лет: 2,5г.

Из белков строятся клетки, ткани, органы, поэтому больше всего белков нужно ребёнку до 3 лет.

Углеводы.

Вопрос 1. Какую роль играют углеводы в организме человека?

Ответ. Важный источник образования энергии, обмена веществ.

Вопрос 2. В каких продуктах содержится большое количество углеводов?

Ответ. Растения: овощи, фрукты, злаки, бобовые, картофель.

Жиры.

Вопрос 1. Роль жиров в организме человека, и в каких продуктах большое содержание жиров?

Ответ. Это важный источник энергии, они дают 30% суточной нормы. Жиры участвуют в обмене веществ, помогают сопротивлению болезни. Продукты мясо, молочные продукты и молоко.

Вопрос 2. Выберите правильный ответ. Содержание жиров в рационе старшеклассника.

  • Голубой – жиры.
  • Сиреневый – белки.

Ответ. 1:1 диаграмма 2.

Диета.

Вопрос 1. «Диета». Объясните это слово.

Ответ. Перевод с греческого «режим», «образ жизни». Это специально подобранный режим питания по количеству питательности и количеству кулинарной обработке, по составу и так далее, соответствующей возрасту, телосложению, времени года, профессии, для больных и здоровых.

Вопрос 2. Существуют ли детские и юношеские диеты, и в каких случаях их применяют?

Ответ: Только по назначению врача, например, нарушение пищеварительного процесса, гипертония, после операции.

Рост и вес.

Вопрос 1. Как вы считаете, юноши и девушки тратят одинаковое количество энергии.

Ответ. Юноши больше. Юноши – 2900ккал, девушки – 2600ккал.

Вопрос 2. Влияет ли лишний вес на физическое состояние человека?

Ответ. Люди с избыточным весом чаще страдают гипертонией, заболеванием почек и желчного пузыря, болезнями сердца, нарушением менструального цикла, диабетом, раком.

После каждого хода команд ведущий обращается за помощью к членам жюри и определяет право следующего хода. После окончания игры организуется поздравление команды-победителя.

Список используемой литературы.

  1. Л.П. Морозова. «Классные часы». Волгоград, 2005г.
  2. Л.А. Побединская. «Классный час, играючи». Москва 2004г.
  3. «Энциклопедия современной женщины. Формула молодости и здоровья». ООО ТД Издательство Мир Книги, 2006г.
  4. Н.М. Шанский. «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». Москва, «Дрофа», 2005г.
  5. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». Москва, «Азбуковник», 1999г.
  6. Л.И. Скворцов. «Большой толковый словарь русского языка». Москва, «Юнвест», 2005г.
  7. М.М. Безруких. «Две недели в лагери здоровья» ООО «Нестле Фуд».
  8. М.М. Безруких. «Разговор о правильном питании» ООО «Нестле Фуд».
  9. А.Г. Алексин. Энциклопедия «Что такое кто такой?». Издательство «Педагогика – Пресс», 1992г.