Открытый урок физики с использованием современных педагогических технологий: "Закон сохранения импульса"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Классы: 9, 10


КОММЕНТАРИИ АВТОРА К УРОКУ

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования, внедрением современных педагогических технологий, я считаю, что прогрессивным и актуальным является внедрение в обучение личностно ориентированного подхода, где на первое место ставится личность ребёнка как субъекта образовательного процесса, а целью является создание условий для саморазвития личности, проявления познавательной активности индивида.

По мнению Е.В.Бондаревской, личностно ориентированное образование обучает выбору ценностей, обеспечивает сумму знаний, самопознание и саморегуляцию, формирует способность выполнять разные задания, в том числе и творческие. Таким образом, оно природо - и культуросообразно [2].

Любой урок в личностно ориентированном образовании должен иметь личностный смысл и ценность для учащегося, эмоциональную окраску, опираться на субъектный опыт ученика. Необходимо раскрыть содержание субъектного опыта учеников по раскрываемой теме, согласовать его с новым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Важным моментом является предоставление учащимся возможности выбора при выполнении заданий, решении задач.

Данный урок по теме “Закон сохранения импульса” запланирован мной на 90 минут. Проводится на сдвоенном уроке в компьютерном классе, так как в основе урока – виртуальная лабораторная работа по изучению закона сохранения импульса, подводящая учащихся к самостоятельному его открытию. Работа в малых группах сменного состава чередуется с индивидуальной работой.

Особенностью урока является предоставление учащимся выбора на каждом этапе их деятельности:

  • Выбор групп на протяжении всего урока;
  • Выбор формы деятельности (индивидуальная работа с текстом учебника или в группе с виртуальным экспериментом);
  • Выбор варианта виртуальной лабораторной работы;
  • Выбор теста (в виде текста или иллюстраций);
  • Выбор способа оформления выводов группы (с помощью текста, рисунков, формул);
  • Выбор понравившихся выводов для индивидуальной записи в тетрадь;
  • Выбор темы при изучении применения закона сохранения импульса (космос, техника, спорт, литература);
  • Выбор задания при работе в группе (качественная задача, расчетная задача, объяснение иллюстраций);
  • Выбор домашнего задания (составить и решить задачу, подготовить сообщение по теме урока, описать мир, в котором закон сохранения импульса не выполняется.)

Важным моментом является использование учителем для контроля уровня усвоения знаний на каждом этапе метода послойного среза с использованием сигнальных карточек: зеленая – все понятно, готов работать дальше; красная – не понятно, необходима помощь.

Прочесть текст учащимися предлагается методом эмоциональной остановки с использованием памятки. Данный метод позволяет ребятам сконструировать свой учебный текст и, как следствие, более качественно усвоить материал.

Контрольный тест позволяет проверить учащимся уровень понимания и усвоения нового материала, провести самоанализ, самооценку, а также способствует развитию логического и образного мышления, поскольку одно и то же задание представлено, как в текстовой форме, так и в виде рисунка.

Обязательным условием реализации целей и задач урока является организация учителем рефлексии на каждом этапе урока, заполнение учащимися индивидуальной карты развития.

В конце урока необходима положительная оценка не только результатов деятельности учащихся, но и их стремление выполнить предлагаемые задания, т.е. оценка процесса учения. Важно, чтобы каждый ребенок, допуская и исправляя свои ошибки, справляясь с трудностями, поверил в свои возможности, так как

“Осознанная ошибка – это наука, помогающая двигаться вперёд!”, а

“Человек раскрывается в борьбе с препятствиями…” Антуан де Сент-Экзюпери [2].

“Закон сохранения импульса”
9 класс

Цель урока:

создание условий для развития и саморазвития личности при усвоении нового учебного материала в рамках личностно ориентированного образования.

Задачи урока

  • Развивающие: развитие когнитивной сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитие способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.
  • Образовательные: усвоение учащимися закона сохранения импульса, его проявления и практического применения, экспериментальная проверка закона.
  • Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества.

Тип урока:

урок усвоения новых знаний с использованием информационных технологий.

Оборудование:

компьютеры, экран, видеопроектор, учебное электронное издание “Живая физика”, учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник “Физика 9”, листы ватмана, маркеры, комплект дидактических материалов (тесты с кодификатором, памятка по чтению текста, маршрут исследований, практически задания), сигнальные карточки, карты индивидуального развития, стикеры разных цветов, модель воздушного шара на ватмане.

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 

Этап урока

Что делает

Результат (итоги, часть)

название

цель

учитель

ученики

Начальный

Создание мотива к познанию (заинтересовать учащихся)

(Приложение 7,

Слайд 1.

1)Предлагает превратить урок в праздник. Ставит вопрос: “Какие ассоциации взывает Вас слово праздник?”

1) Оживлены.

Предлагают разные варианты.

Мотивация: возникновение интереса. Актуализация знаний, опора на жизненный опыт учащихся, выдвижение гипотез учениками, активизация мыслительной деятельности.

Самостоятельное осмысленное формулирование учащимися темы и цели урока.

Самореализация учащихся, развитие способности к осознанному выбору, самопознанию, саморегуляции и самооценке

Развитие коммуникативных способностей.

2) Предлагает надуть воздушные шары, свой нарочно отпускает и предлагает учащимся объяснить, что привело шар в движение, задавая вопросы, подводящие к теме урока

(Приложение7. Слайд 2)

2) Надувают шары.

Делают предположения, используя жизненный опыт. Вспоминают понятие им пульса тела, самостоятельно формулируют понятие замкнутой системы, и гипотезу о сохранении импульса тела.

3)Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока

(Приложение7. Слайд 3).

3)Формулируют тему урока.

4)Демонстрирует первоначальную формулировку закона, введенную Рене Декартом. Ставит вопрос: “Как проверить справедливость гипотезы? (Приложение 7.

Слайд 4, 5).

4)Слушают, смотрят, предлагают выполнить проверку экспериментально и прочесть текст учебника.
5)Предлагает самостоятельно учащимся сформулировать для себя цель урока. 5)Формулируют цель урока.

Основной

Изучение нового материала самими учащимися.

1)Предлагает учащимся выбрать форму работы, которую они желают выполнять вначале: индивидуальную с текстом учебника или выполнение виртуальной лабораторной работы в группе. При этом ученикам выдаются маршрутные листы (Приложение 1), памятки для самоорганизации деятельности школьников. 1)Выбирают интересующий их вид деятельности и приступают к работе
2) Ученикам, работающим с учебником (Приложение 3)

предлагает проверить себя, ответив на вопросы теста (Приложение 4) и, используя кодификатор (Приложение 5), оценить свою работу.

2)Отдельные учащиеся отвечают на вопросы теста, оценивают свою работу. Остальные – продолжают работать с виртуальным экспериментом.
3)Предлагает сменить форму деятельности. 3)Переходят от работы с учебником к компьютеру и, наоборот.
4) Предлагает вновь объединиться в группы, обсудить результаты работы, зафиксировать выводы группы на листе ватмана удобным способом (тестом, рисунком, формулой). Затем представить результаты у доски.

(Приложение 7.

Слайд 6).

4) Объединяются в группы, обсуждают, записывают, представляют результаты.
5) Предлагает каждому выбрать из предложенных выводов наиболее понятные и понравившиеся и записать в тетрадь. 5)Выбирают, записывают.
Итоговый Сведение воедино информации, полученной в результате совместной и индивидуальной деятельности. Применение полученных знаний. 1) Формулирует закон сохранения импульса, его математическую запись. 1)Слушают. Подведение итогов изучения нового материала.

2) Предлагает учащимся сделать вывод о достижении цели урока и еще раз объяснить причину движения воздушного шарика.

2)Объясняют. Практическое применение, осмысление и углубление знаний.

3) Проводит рефлексию.

3)Анализируют свои действия, возникшие в ходе работы трудности, их причины и способы преодоления.  

4) Учитель предлагает открыть ученикам для себя роль и место закона сохранения импульса в технике, спорте, литературе, космосе на выбор, объединившись в группы по интересам. (Приложение 7.

Слайды 7 – 10).

Для этого предлагается на выбор группе 3 задания (Приложение 2).

По окончанию работы группа представляет свои результаты.

(Приложение 7.

Слайд 11).

4) Объединяются в группы, отвечают на вопросы, решают задачу.

Представляют результаты работы группы

 
Заключи

тельный

Подведение итогов деятельности. Рефлексия.

1)Подводит итоги урока, анализируя вместе с учащимися их деятельность на каждом этапе, возникшие трудности и пути их преодоления, открытие для себя и в себе

(Приложение7. Слайд 12).

1) Проводят самоанализ, саморефлексию. Проведение самоанализа деятельности, самооценка, анализ возникших трудностей и способов их преодоления. Осознанный выбор домашнего задания.
2) Предлагает украсить воздушный шар на доске, используя разноцветные лепестки, ответив тем самым на вопросы об усвоении, понимании материала и уровне мотивации на уроке. 2) Украшают. Зеленый цвет означает “да”, красный - “нет”.

3) Предлагает записать на выбор учащихся несколько вариантов домашнего творческого задания (Приложение 7.

Слайд 13)

и заполнить карту индивидуального развития (Приложение 6).

3) Выбирают, записывают, заполняют.

Примерные вопросы, предлагаемые учителем на начальном этапе:

  1. Что передал воздух шарику?
  2. Обладали ли импульсом шарик и воздух до полета?
  3. Изменился ли и как импульс шарика и воздуха в момент их взаимодействия?
  4. Как направлены импульсы шарика и воздуха после взаимодействия?
  5. Что можно сказать об импульсе системы воздух – шарик до полета шарика?
  6. Сравните импульсы шарика и воздуха в момент начала движения шарика?
  7. Что можно сказать об импульсе системы воздух – шарик в момент начала полета шарика?
  8. Как можно назвать систему воздух – шарик, учитывая их взаимодействие только между собой?

Литература

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник “Физика 9”, Москва, “Дрофа”, 2007 г.
  2. Э.М. Браверманн “Преподавание физики, развивающее ученика”, М., Ассоциация учителей физики, 2003-2008 г.