Урок русского языка "Путешествие в Фонетляндию" с применением информационных технологий

Разделы: Русский язык, Информатика


Тема: Путешествие в Фонетляндию. (Повторение и обобщение материала, изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография».)

Цели:

1. Обобщить знания, полученные при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфография».
2. Закрепить навыки, выработанные в процессе изучения раздела.
3. Способствовать развитию коммуникативно-речевых умений, формированию правил речевого  поведения  обучающихся, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учеников.
4. Активизировать интерес, воспитывать уважение к русскому языку, его богатству, желание соблюдать его законы.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока;
- рисунок-опора «Страна Фонетляндия»;
- индивидуальные карточки;
- раздаточный материал;
- рисунки, работы детей, помогающие обобщить материал.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)

Учитель: Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие.

(Слайд 1)

Путь лежит в одно из государств необъятного материка Русский Язык, расположенного на планете Филология. Материк этот огромен, сегодня мы сможем осмотреть лишь его небольшую часть. А куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно ответите на вопрос, каким единицам языка посвящены эти слова.

(Слайд 2)

Догадались, куда мы отправляемся? Конечно, в гости к самым разговорчивым, загадочным обитателям, к звукам речи  в Фонетляндию. Цель нашего урока - ответить на вопрос: каковы же фонетические особенности русского языка, по праву считающегося красивым и музыкальным.

(Слайд 3)

Путешествуя, вы встретитесь с интересными заданиями, посоревнуетесь с друзьями, вам придется расшифровать некоторые правила. В пути вас ожидают испытания и веселые картинки, сказки и научные термины, и все это для того, чтобы проверить, как вы усвоили сведения, полученные при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфография».

Готовы? Тогда счастливого пути по просторам государства Фонетляндии! Запишите дату, тему урока. Эпиграфом к нашему занятию могут служить следующие высказывания.

(Слайд 4)

Что общего в этих определениях языка? (Отмечается певучесть, красота, выразительность.)

Какие изобразительные средства заметили? (Олицетворение, сравнение.)

Запишите понравившееся высказывание. Если вы будете вдумчивы и терпеливы, то вам откроются тайны нашего языка, который обладает разнообразными средствами для выражения самых тонких ощущений и понятий.

Чтобы путешествие было интересным, в помощники взяли теоретиков, мудрых сказочников, зорких художников. Каждая группа выполняла свое задание, но все вместе мы повторяли теоретические положения, сочиняли кроссворды, придумывали рисунки, иллюстрирующие теорию, и все это для того, чтобы лучше узнать звуки речи.  Проверим, все ли готовы к путешествию.

Орфоэпическая разминка (2 мин.)

Чтобы отправиться в путешествие, пройти в автобус и занять свое место, необходимо правильно поставить ударение.

(Слайд 5)

Посмотрите на слова, которые вызывают у школьников трудности в произношении. Я буду молча указывать на слово, а вы произносить его вслух, работать будем по цепочке. Будьте внимательны, не допускайте ошибок. Если же все-таки досадное недоразумение произойдет, не забудьте исправить отвечающего. А со словами, в произношении которых была допущена ошибка, придется составить словосочетания или предложения. Итак, начинаем.

Учитель: Молодцы, справились с заданием, значит, действительно, хотите отправиться в путешествие. Чтобы войти в сказочную страну, проникнуть в тайны ее жителей, мы должны показать, что знаем законы, которым подчиняются звуки. Стражники распахнут ворота только перед теми, кто знает язык государства Фонетляндии и сумеет опознать фонемы, как бы они ни замаскировались. Продемонстрировать готовность к путешествию приглашаются по 1 человеку от каждой группы.

Индивидуальные задания

Дешифровщик

Определите, какие слова произносятся так: [гр'ип] [измарас'] [малад'ица].

Приведите примеры слов, которые совпадают по звучанию, но различаются по написанию и значению. Составьте предложения, раскрывающие разницу в значении приведенных тобой слов.

Переводчик

Произвести фонетический разбор слова поездка [паjэстка]. Определить, какие звуки на письме могут обозначаться буквами Б, В, З:

Богатырь, прорубь, вестибюль, голубка. Ваза, повязки, командировка, морковь. Завод, зима, изморозь, повозка.

Подбери слова, в которых бы звук [а] обозначался буквами А, Я, О.

Учитель: Пока ребята готовятся, 1 группа напомнит нам, что такое звуки, как они рождаются, ведут себя, как живут в волшебной стране. Вы внимательно слушайте, применяя правило 5 «П» (Правильно? Полно? Последовательно? Примеры? Пояснения?) и записывайте в тетрадь термины, которые встретятся в сообщении. (Выборочный терминологический диктант.)

Связный ответ (теоретик) (3 мин)

 (Приложение 2)

Рецензирование связного ответа (1 мин)

 (Слайд 6)

Проверьте правильность написания терминов. (Взаимопроверка.)

(Слайд 7)

Проверка работы у доски

1. Какое слово было труднее расшифровать? Поясни значение слов изморось и изморозь, составив словосочетание или предложение. (По утрам изморозь серебристым налетом покрывала землю и крыши домов. Из мрачных свинцовых туч падала изморось.)

2. Докажи, что количество букв и звуков в одном и том же слове может совпадать, но может и отличаться.

3. О чем нужно помнить, чтобы писать грамотно?

Оценки (или жетоны), обоснование, похвала

Учитель: Молодцы, вы прекрасно преодолели первые испытания. Теоретики рассказали нам о том, что такое звуки, как они рождаются, на какие группы делятся, как живут в волшебной стране, каким законам подчиняются, поведали об особенностях фонем, напомнили, что такое фонетика, орфоэпия, графика и о том, как взаимосвязаны эти разделы науки о языке. Ваши представители показали, что умеют справляться с загадками, которые задают звуки. Неподкупные стражи, покоренные правильностью ваших ответов, готовы распахнуть ворота Фонетляндии, но чтобы попасть на экскурсию, необходимо предъявить билет. Билет этот необычный, его получит тот, кто будет активно участвовать в разгадывании кроссворда, составленного стражниками.

Кроссворд «Черепашонок»

(Слайд 8)

По горизонтали: 2. Согласный звук, который целиком состоит из шума. 3. Гласный звук, на который не падает ударение. 9. То, из чего состоят гласные звуки. 10. То, что образуют звуки б-п, в-ф, д-т и т.д. 13. Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме. 14. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

По вертикали: 1. Графическое обозначение звука на письме. 4. Согласный звук, который состоит из голоса и шума. 5. Звуки и, р, л, м, н, с точки зрения фонетики. 6. То, что образует каждый гласный звук. 7. То, что мы произносим, когда говорим. 8. Раздел науки о языке, который учит правильно произносить слова. 9. Звук, который состоит только из голоса. 11. Расположение букв в определенном, обязательном порядке. 12. Общий признак согласных звуков [ж], [ш], [ц].

Ответы

(Слайд 9)

Проверьте термины, записанные вами, используя отгаданный кроссворд.

Учитель: Молодцы, все получили билетики-фонетики, теперь мы можем не только вспоминать, что нам известно об этой сказочной стране и ее необыкновенных жителях, но войти и оглядеться.

Работа с опорным конспектом

Начать экскурсию по Фонетляндии мы попросим сказочников, а ваша задача, ребята, внимательно слушать и вглядываться в карту загадочного государства, чтобы ничего не пропустить.

Сказочник (3 мин)

(Приложение 3)

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Почувствовали разницу между ответом теоретика и повествованием сказочника? Чем язык сказки отличался от речи теоретика? (Язык сказки образный, яркий, что характерно для художественного стиля, а теоретик использовал точные сведения, понятия, свойственные научному стилю речи.)

Чем отличаются жители волшебной страны от всех зву­ков на свете? (Живут только тогда, когда говорят люди.)

На какие группы и по какому принципу делятся звуки речи?

Почему гласные звуки получили такое название? (От слова глас – голос.)

По каким законам живут гласные звуки? Когда им легче звучать? (В сильной позиции – под ударением.)

Какие 2 фонемы обозначаются одной буквой? ([йа], [йо], [йу], [йэ])

Учитель: Мы уже говорили с вами, как выразительны звуки, как осторожно надо ими пользоваться. А сейчас посмотрим, какие звуковые картины можно рисовать при помощи звуков. Возьмите раздаточный материал, прочитайте задание, на его выполнение вам дается 2 минуты. Работаем по рядам. (Проверка 3мин.)

Проверка работы в группах

1 группа

(Слайд 10)

Какие гласные звуки здесь повторяются? (а, о, у, э)

Как звучат эти гласные? (Широко, напевно.)

Какую картину автор создает, насыщая строки этими звуками?

Прочитайте стихотворение, изображая завывание ветра, пение метели.

Какова роль гласных в нашей речи? (Задают тон речи, наполняют ее звучанием.)

Согласные не отстают от гласных. Они, так же как и гласные, могут усиливать фонетическую выразительность речи, ее музыкальность, определенный эмоционально-психологический настрой.

2 группа

(Слайд 11)

Какая картина предстала перед вашими глазами во время чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина? (Всплески волн, их трение о бочку.)

С помощью каких звуков рисуется эта картина? Давайте подчеркнем их.

3 группа

(Слайд 12)

При помощи каких звуков подчеркивается связь этого стихотворения с водой? (Звуки л, н.)

Действительно, повторяемость звуков л, н почти в каждой строке создает впечатление перекатывающихся волн. Но только ли при помощи звукописи? О чем поэт говорит? (О волнении моря, плеске речных волн, журчании ручьев.)

Как вы понимаете последние строки стихотворения: И трепет полный Мою охватывает грудь! Трепет перед чем? (Перед природой и языком, который способен передать эту красоту.)

Какова роль согласных в нашей речи? (Дают больше информации, чем гласные, не менее выразительны.)

Продолжаем наше путешествие.

(Слайд 13)

Работа со слайдом. (3 мин.)

По каким законам живут согласные? Что влияет на произношение согласного звука? (Его позиция в слове.)

Какие согласные звуки считаются самыми опасными и почему? (Глухие и звонкие согласные, когда находятся в слабой позиции.)

Какие согласные звуки, напротив, слывут самыми безопасными и почему? (Сонорные, т.к. они не только сами четко слышатся, но и проясняют звуки, которые находятся в слабой позиции.)

Какие фонемы передаются 2 буквами? (Мягкие согласные фонемы, когда они стоят на конце слова (конь), в середине слова перед твердыми согласными (письмо).)

Как на письме обозначают мягкость согласных? (Прибегают к услугам букв е, ё, и, ю, я, ь.)

А можно ли на ощупь определить, твёрдый это согласный или мягкий? (Конечно, нет, названия эти условные. При образовании мягких звуков язык приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух, и получается так называемое мягкое звучание.)

Какие звуки называют шипящими? ([ш], [щ], [ч]) В чём же сложность этих шипящих? (Мягко слышится - твёрдо пишется, и наоборот. Когда-то они были мягкими, в древних текстах слова выглядели так: «мужь», «душя», «лечю» и т. д. И сегодня остались ещё следы этой мягкости: жизнь, ложь, несёшь, ночь, цифра и т.д.)

Какая фонема и почему считается самой таинственной?

Какие отношения царят в волшебной стране? (Полный контакт и взаимопонимание.)

Не всегда, правда, так бывает. Иногда звуки и поспорить любят. Прослушайте сказку и рассудите спор звуков.

Всегда вместе (инсценировка) (3 мин.)

 (Приложение 4)

(Слайд 14)

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее?

Давайте посмотрим, что же было дальше. (Продолжение инсценировки.)

Чему научила нас сказка? (Быть дружными, внимательными, любознательными.)

Все эти качества будут необходимы нам в сегодняшнем путешествии, ведь всем известно, что в дороге немало неожиданностей, а иногда и опасностей. А вот и следующее испытание, которое вы должны преодолеть.

Игра «Кто зоркий?» (3 мин.)

Работа с опорным конспектом.

Найдите орфограммы, которые спрятались на картинке, проиллюстрируйте их своими примерами (запишите в тетрадь). (Ребята должны отыскать безударные гласные, гласные после шипящих, О - Ё после шипящих, Ы - И после Ц; оглушение, озвончение согласных, непроизносимые согласные; правописание Ъ и Ь знаков).

Чтобы преодолеть орфографические испытания, мало знать правило, нужно уметь его применять. Посмотрим, справитесь ли вы со следующим заданием.

Выборочный объяснительный диктант

Прослышав, что у нас сегодня урок-путешествие, хозяева торопились на встречу, одевались в нарядные одеяния, чтобы стать видимыми, да так спешили, что растеряли некоторые буквы. Вот полюбуйтесь.

(Слайд 15)

Окажите словам «скорую помощь» - восстановите и доведите до дома.

1 и 4 – восстанавливает гласные в словах. (Безударные гласные, гласные после шипящих, О - Ё после шипящих, Ы – И после Ц).

2 и 5 - занимается словами, в которых пострадали согласные (Оглушение, озвончение согласных, непроизносимые согласные.)

3 и 6 - выбирает те слова, где необходимы Ъ или Ь знаки.

Проверка работы

(Слайд 16)

Все ли согласны? На какую орфограмму записано меньше всего слов? (Ы – И после Ц.)

Разделите слово объединиться на слоги и для переноса. Совпадает ли деление? Почему? Назовите открытые и закрытые слоги (Объ-е-ди-нить-ся и Объ-единить-ся.)

Работа с толковым словарем

Иногда жителей страны Фонетляндии можно различить только благодаря волшебнику Ударению. Посмотрите на рисунки (Слайд 17) и докажите, что здесь написано не 5, а 10 слов. Прочитайте их правильно. Объясните, чем они различаются в значении, если затрудняетесь, обратитесь к помощи  толкового словаря. Приведите собственные примеры слов, в которых место ударения связано с лексическим значением, составьте и запишите с ними предложения.

Учитель: В библиотеке Фонетляндии я нашла книгу замечательного писателя Николая Сладкова. С одним из рассказов, который меня особенно заинтересовал, я бы хотела вас сейчас познакомить. Будьте внимательны, вам предстоит описать то, что не раз слышали, но ни разу не видели. А кто герой этого рассказа, вы узнаете, если догадаетесь, чьи это слова.

(Слайд 18)

Творческая работа

Языковой комитет Фонетляндии должен проверить ваше умение понимать язык этой страны. Восстановите буквенный облик четверостиший, переведите текст с фонетического на обычный язык и запишите, соблюдая правила русской орфографии и пунктуации. 1 вариант переводит первое четверостишие, а 2 - восстанавливает второе.

Проверка работы

(Слайд 19)

Конечно, это эхо. Где его можно чаще всего услышать? (В лесу.) Значит, оно там и обитает. А что мы знаем об этом голосе леса? Какое оно на вид? В чешуе, шерсти или в перьях? Огромное или маленькое? Послушайте, что думает об этом явлении Николай Сладков.

Работа с текстом

(Слайд 20)

Мне представляется, что эхо смахивает на сову. Или на настороженное ухо. Или на чей-то широко разинутый рот, например, жабы...

Мы ничего не знаем о нем, а оно охотно отзывается на наш зов. Подбадривает, когда заблудился. Обнадеживает, когда зовешь. Эхо даже юмором обладает: «Кто украл хомуты?»  «..ты!» - отвечает эхо.

Каждый твой поступок в лесу порождает эхо. Дерево тайно рубишь - эхо стучит по совести. Птицу убил - эхо по всему лесу разнесет выстрел. В лесу как аукнется - так и откликнется. (По Н. Сладкову.)

Понравился ли вам текст? Как описывает Николай Сладков необычного лесного обитателя? На кого похоже эхо у Сладкова? Давайте выпишем словосочетания и постараемся объяснить авторские ассоциации. На что похоже эхо?

(Слайд 21)

На сову (х - темный, шероховатый звук, напоминает ночную птицу, ее крик.)

На настороженное ухо (чутко прислушивается ко всему и повторяет то, что слышит).

Широко разинутый рот (целых 2 гласных, чтобы их произнести, надо раскрыть рот и выдохнуть воздух).

Каким характером обладает эхо у Сладкова? Прочитайте 2-й абзац и выпишите слова и словосочетания, помогающие ответить на этот вопрос. (Охотно отзывается на зов, подбадривает, обнадеживает, обладает юмором.)

Как автор относится к эху? Как вы понимаете выражение «Каждый твой поступок в лесу порождает эхо»? О лохматом ли жителе здесь идет речь? Что значит «эхо стучит по совести»?

Уместно ли здесь употребление пословицы как аукнется - так и откликнется? Однозначно ли надо понимать ее?

Домашнее задание (по выбору)

Попробуйте описать свое собственное представление об эхе. Какое оно у вас? Чем занимается, как играет, развлекается? Может ли быть злым, жестоким?

Если полностью согласны с Н.И. Сладковым и вам нечего добавить, мысленно перенеситесь в лес и внимательно прислушайтесь к звукам.

(Слайд 22)

Отдыхая от грохота и гула города, человек может услышать то, чего не улавливал прежде: свист ветра в деревьях, песни метелицы, вздохи, жалобы деревьев, склоняющихся под тяжестью снега… Увидеть то, чего не видел до этого: восход луны, чистый блеск звезд... Попробуйте закрыть глаза и представить, что бродите по зимнему лесу и внимательно слушаете. Вот прилетел дятел (кому и какую телеграмму он собирается отстукивать?), возмущенно стрекочет сорока (что не понравилось этой сплетнице?), щебечут сойки (о чем они беседуют?).

Может быть, вам захочется вновь побывать в гостеприимной Фонетляндии. Запишите истории, которые расскажут говорливые жители. (Истории, рассказанные жителями Фонетляндии.)

(Слайд 23)

Старайтесь подбирать слова, которые смогут передать особость именно этого предмета, явления, животного, отличие его от других. Помните о выразительности звуков, избегайте повторов.

Итоги урока

Итак, наше путешествие подошло к концу, давайте подведем итоги.

(Слайд 24)

Я довольна, мы многое успели, потому что вы хорошо усвоили раздел, многое знаете и сумели открыть для себя новое, интересное. Надеюсь, что, побывав у звуков в гостях, вы не будете их глотать, искажая звуковой облик слов, будете следить за произношением, ударением. Ведь звуковая сторона слова - это его внешняя оболочка, форма, и знание ее, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.