Урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Разделы: Начальная школа


Тема: Имена существительные с шипящим звуком на конце.

Цель: научиться писать имена существительные с шипящим звуком на конце.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся  с особенностями написания имён существительных с шипящим звуком на конце слова, формировать умение определять род имён существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывающие: воспитывать самостоятельность в суждениях, старательность, прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемно-диалогический.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3-го класса Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, карточки, презентация (Приложение), мультимедийный проектор, экран, иллюстрации.

Ход урока

I. Орг. момент (Слайд 1)

Приветствие

- Мне хотелось бы начать урок со слов Алексея Николаевича Толстого.

II. Сообщение темы и цели урока (Слайд 2)

- Тема прописана и на доске.

Сегодня наш урок пройдёт под девизом «Будем активно мыслить».

III. Проверка домашнего задания (Cлайд 3)

- Какие слова с шипящим звуком на конце вы записали из словаря?

- Какие предложения составили с этими словами?

IV. Чистописание

Загадка

Чёрненькие птички
Сели на странички.
(Буквы.)

- Сегодня мы с вами будем писать буквы ж, ш, ч, щ.

- Что общего у этих букв?

- Допишите до конца строку.

V. Актуализация опорных знаний (Слайд 4)

- Слова какой части речи записаны на экране?

- Что вы знаете об имени существительном?

- На какие две группы можно разделить имена существительные? (1 группа - имена существительные женского рода; 2 группа - имена существительные мужского рода.)

- Запишем в первый столбик имена существительные женского рода.

Дочь
Вещь
Рожь

- Запишем во второй столбик имена существительные мужского рода.

Мяч
Лещ
Стриж

- Что интересного заметили в словах? (Основа слова оканчивается шипящим звуком, в первом столбике у имён существительных пишется мягкий знак; во втором столбике у имён существительных не пишется мягкий знак.)

VI. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить? (Как пишутся имена существительные с шипящим звуком на конце?)

VII. Открытие учащимися нового знания

- Подумайте, от чего зависит написание имён существительных с шипящим звуком на конце? (От рода имени существительного.)

- В каких случаях в именах существительных пишется мягкий знак? (Ж. р.)
- В каких случаях в именах существительных не пишется мягкий знак? (М. р.)

Предположение:

Женский род

Мужской род

Пишется ь

Не пишется ь

-  Проверим наше предположение, прочитав правило в учебнике. (Стр. 73.)

VIII. Первичное закрепление знаний

1) Составьте алгоритм написания имён существительных с шипящим звуком на конце. (Слайд 5)

2) Работа с учебником (стр. 74, №59) – с комментированием.

IX. Самостоятельная работа с проверкой

Замени словосочетание именем  существительным с шипящим звуком на конце:

- женское украшение, приколотое на воротник; (брошь) (Слайд 6)

 

- непромокаемое пальто; (плащ) (Слайд 7)

- растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб; (рожь.) (Слайд 8)

- весенняя птица, которая любит ходить за плугом; (грач) (Слайд 9)

 

Взаимопроверка

X. Включение нового знания в систему знаний

1) Работа со словосочетанием. (Слайды 10, 11)

Работа по вариантам.

Проверка

-  Назовите имена существительные, которые вы написали с ь. Если верно, то ставьте +.

2) Составьте предложение с любым словосочетанием.

Проверка (устно)

3) Работа с текстом (Слайд 12)

Проверка (устно)

- Назовите слова с ь на конце слова после шипящих.

- Кто справился без ошибок?

4) Работа по карточкам (дифференцированные задания).

1-я группа

Вставьте в имена существительные, где необходимо, ь.

плащ…
мыш…
помощ…

 

доч…
выигрыш…
чертёж…

2-я группа

В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с ь, либо без ь. Определите, в каких столбиках слова расположены верно.

1 столбик

2 столбик

3 столбик

гореч…

морж…

лож…

луч…

ключ…

дич…

дрож…

карандаш…

глуш…

3-я группа

Подберите имена существительные, близкие по значению с шипящим звуком на конце.

Доктор (врач), мелкие деньги (мелочь), неправда (ложь), родник (ключ), маленький ребёнок (малыш).

XI. Закрепление изученного (Сигнальные карточки.) (Слайд 13)

 

XII. Итог урока

- Над какой темой мы работали?

- Какая была цель урока?

- Удалось ли её достичь?

XIII. Рефлексия

Поднимите зелёную карточку, если всё поняли.

Поднимите оранжевую карточку, если поняли, но не всё.

XIV. Домашнее задание (Cлайд 14)

Для того, чтобы успех пришёл к каждому из вас, необходимо потрудиться дома.