Урок русского языка в 5-м классе КРО для детей с ЗПР по теме "Имя существительное. Три склонения имен существительных. Обобщение и систематизация знаний по русскому языку"

Разделы: Русский язык


Цели: Обобщение знаний обучающихся об имени существительном; развитие и коррекция психических процессов детей: памяти, внимания, мышления и речи, активизация умственной деятельности и познавательного интереса детей, мелкой и крупной моторики, привития навыков самостоятельной работы, воспитывать аккуратность при выполнении работ, бережное отношение к природе, любовь к своей стране.

Оборудование: интерактивная доска, политическая карта мира, наглядный материал: сказочные герои (Айболит, Буратино), картина «Зимние забавы детей», поезд с вагонами, сигнальные карточки, конверты с карточками со словами из пословиц, чистые тетрадные листочки для физминутки, значки !, ?, -.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель читает стихотворение:

Тучки нахмурились,
Дождик пошел…
Солнышко взошло,
Вот как хорошо!

- Какое настроение вызывают у нас последние строки стихотворения? (Радостное)

- Пусть у нас весь урок будет радостное настроение, давайте улыбнемся друг другу и выполним наши упражнения.

2. Кинезнологические упражнения (1,5 – 2 мин.)

2.1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.

2.3. Лезгинка. Левую руку сложить в кулак, большой палец оставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

2.4. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.

2.5. Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

2.6. Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

3. Сообщение темы урока

Звучит песня «Голубой вагон». (К доске прикрепляется поезд с вагонами.)

- Сегодня к нам в гости выехали сказочные герои. Один из г.Алматы, другой из г.Астаны. Они хотят преподнести нам неожиданный сюрприз. Кто же эти герои и какой сюрприз они нам везут мы узнаем, когда выполним все задания, которые они нам приготовили.

4. Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница… (зима)

- Давайте сплетем из букв красивое зимнее кружево. (На интерактивной доске – далее: и.д.)

Зз Злзы

- А сейчас мы попробуем собрать пословицы из слов на карточках. Возьмите конверты (работа в парах на местах).

Знания делают человека сильным.

Знай больше, а говори меньше.

- Запишите и объясните, как вы их понимаете.

5. Словарная работа. (На и.д.)

а) Гор…д

- В каком городе мы живем? (Абай.)

- В честь кого получил наш город свое название? (В честь казахского поэта Абая Кунанбаева). Абай означает «осмотрительный, вдумчивый». Он родился 10.08.1845г. в Чингизских горах Семипалатинской области. И дед Абая, и прадед, и отец главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать его и бабушка отличались добросердечием и мягкостью. Они и воспитывали будущего поэта, к ним он тянулся всей душой. (На и.д. портрет Абая.)

б) обл…сть

- Как называется наша область? (Карагандинская.)

- От какого города наша область получила свое название? (На и.д. г.Караганда). Город получил свое название от низкорослого кустарника караганы, цветущего по весне мелкими желтыми цветочками. Караганды по-казахски означает «караганное» (показ на и.д.)

в) р…спублика

- А кто знает название нашей Республики? (Казахстан)

г) ст…лица

- Назовите столицу нашей Республики? (Астана – показ на и.д.)

д) гр…ница

- Кто знает с какими республиками граничит Казахстан? (показ на карте: север – Россия, восток – Китай, юг – Узбекистан, Киргизия)

6. Работа над темой урока

- Скажите к какой части речи относятся все слова, которые мы записали? (К имени существительному.)

- Что означает имя существительное? (Предмет.)

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

- Какие бывают имена существительные? (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные)

- Как изменяются имена существительные? (По родам, числам и падежам.)

а) Работа у доски и на местах

Морфологический разбор существительных (схема разбора на и.д.).

(Трое учащихся у доски)

I уч. сидеть в тени
II уч. помочь Коле
III уч. убежать от тигра

словосочетания на карточках прикрепляются на доске

На местах: разобрать по членам и частям речи следующие предложения.

I вариант: В лесу на поляне растет ель.

II вариант: Под елью прячется пугливый зайчик.

(Проверка работ учащихся у доски проводится сигнальными карточками:

  • выполнено верно – карточка зеленого цвета,
  • выполнено неверно – карточка красного цвета)

Физминутка

Вот деревья – великаны,
Вверх потянемся руками, (тянем руки вверх)
И увидим – листьев нет,
А на ветках только снег.

Мы бумажные листочки начинаем мять в ладошке, (мнем тетрадные листочки)
Посмотрите, посмотрите на бумажные комочки,
Можно с ними поиграть, как снежки их побросать! (игра в парах)
Ручками снежки разгладим, будто утюгом погладим, (разглаживание листочков)
И бумажные комочки снова гладкие листочки.

б) Игра на внимание «Угадай лишнее слово»

- Вспомним какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонениям?

  • Русалка, земля, радость, улыбка, мечта
  • Двор, тополь, облако, скамейка, урок
  • Метель, церковь, строка, честь, морковь
  • Зарядка, честность, вода, прогулка, поездка
  • Дорога, везение, колесо, настроение, гнездо
  • Мир, поезд, Миша, учение, дело, родник

в) Самостоятельная работа (показ на и.д.)

- Записать слова в три столбика

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Красота, доброта, дочь, телефон, весна, топор, мальчик, степь, лето, ель, душа, печь, стекло, сеть, река.

г) Работа по вариантам

- Отгадайте загадки. Выпишите существительные, определите их род, число, склонение. (Показ на и.д.)

I-й вариант

 

 

II-й вариант

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?
(весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает
Когда это бывает?
(летом)

д) Задание по развитию речи.

- Составьте предложение по картине, чтобы получился законченный текст.

(Картина «Зимние забавы детей».)

- Какое время года наступило?

- Что выпало на землю?

- Кто вышел гулять на улицу?

- Чем занимались дети?

(Примерный текст.)

Наступила долгожданная зима. Выпал белый пушистый снег. Ребята вышли гулять на улицу. Дети катались на санках, коньках, лыжах, лепили снежную бабу.

7. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Довольны ли вы своей работой?

- Оцените, как вы усвоили материал по теме:

  • «Имя существительное». Для этого выберите один из значков. (Показ на и.д.)
  • ! – понял и могу объяснить другим
  • ? – в основном понял, но есть неуверенность
  • --- - не понял, нужно повторить еще раз.

- Вот и прибыли наши гости. Угадайте, кто ехал к нам на поезде из Алматы:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

Из Астаны

У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? … (Буратино)

- Каждый из них привез нам свои знаменитые сказки (показ книг) и предлагает вам взять их в библиотеке и прочитать к уроку внеклассного чтения.