Проектные технологии в дополнительном образовании детей и школьников в эколого-биологическом объединении

Разделы: Общепедагогические технологии


 Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Стремительно меняется экономика отдельных стран и всего мира, а вместе с нею и всё человеческое сообщество. Появляются новые технологии, рождаются принципиально новые продукты, изменяются потребности. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы будут обеспечивать нам постоянный успех.
В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ работы уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Продукт, который кажется нам сейчас, безусловно, ценным, уже завтра может быть вытеснен с рынка его более эффективным заменителем, о котором мы пока еще даже не подозреваем. Это означает, что мы все чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность. Результатом такой работы становится появление уникальных и принципиально новых продуктов или услуг. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов.
Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов проектной деятельности.
Хотя само по себе знание основ разработки проектов еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно заниматься проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!
С этой целью, мною была разработана программа дополнительного образования детей и школьников - «Ландшафтное проектирование и озеленение» (приложение 1), которая предполагает конечный продукт – разработка и реализация проектов, где в результате обучения учащиеся получают не только знания о ландшафтном дизайне, но, самое главное, как реализовать полученные знания на практике. Главной задачей моей образовательной программы теоретических и практических занятий состоит в том, чтобы учащиеся научились:

  1. находить интересные проектные идеи;
  2. грамотно их формулировать;
  3. оценивали ценность и жизнеспособность проектной идеи;
  4. составляли четко структурированный план проекта;
  5. разрабатывали и оптимизировали расписание и бюджет проекта;
  6. организовывали достойную презентацию проекта;
  7. разрабатывали и реализовывали стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта;
  8. вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,
  9. готовили рабочую проектную документацию.

 Проектные технологии применяем и в период летнего каникулярного отдыха детей (приложение 2), с целью реализации проекта, в процессе которого решаются следующие задачи:
1. формируется интерес к проектной деятельности по ландшафтному дизайну и это способствует профессиональному самоопределению учащихся;
2. способствует экологическому воспитанию детей и решению проблемы занятости подростков в каникулярное время;
3. реализовываются социальные интересы участников.

Итак, благодаря проектной деятельности мы охватываем широкий комплекс общеобразовательных и общекультурных проблем, необходимых при разработке содержания проектов опираемся на традиционные предметные знания школьников, без которых довольно сложно в доступной форме объяснять проблемные ситуации, практическую значимость материалов. С помощью технологии проекта можно добиваться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социально и практически с учетом психофизиологических особенностей детей. Типология проекта позволяет продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать более практико-ориентальными.
Несмотря на малый срок реализации программы, мои воспитанники добились определенных результатов в проектной деятельности. Разработан и реализован проект «Дворик Детства», обучающимися объединения, это: подростки «группы риска» состоящих на учете в КДН ЗП и ПДН, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и обычные подростки. Проект «Дворик Детства» был направлен на благоустройство и озеленение территории прилегающей к главному корпусу «Северо-Енисейского детско-юношеского центра». Проект учувствовал в Муниципальном конкурсе образовательных проектов «Лучший школьный двор»; в Краевом конкурсе ландшафтных проектов «Гео-декор», к котором победили в номинации «Лучшие методические разработки проекта».
В данный момент работаем над реализацией проекта «Все дороги», который был разработан и заявлен на федеральный конкурс «Полюс Золото – CAF», осенью 2009 года. Проект направлен на озеленение социально-значимого объекта, дорожного кольца в центре р.п. Северо-Енисеский. Надеюсь, еще один значимый опыт в процессе проектной деятельности коллективного сотворчества, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, сформирует на этом этапе некоторый жизненный опыт и в дальнейшем поможет становлении личности моих обучающихся.