"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Объяснить понятия и термины: “свобода”, “свобода выбора”, “необходимость”, “ответственность”, “предопределение”, “свободное общество”
  2. Ознакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности;
  3. Развивать у учащихся умение критически воспринимать и осмысливать информацию, отражающую различные подходы к изучаемым явлениям, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения, отстаивать и аргументировать свою позицию, оппонировать иному мнению
  4. Способствовать выработке гражданской позиции учащихся

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Это сладкое слово “свобода”! Издавна человек стремился приобрести её. Во имя свободы погибали миллионы людей. А свободен ли человек сегодня? И что такое “свобода”? Об этом и пойдёт наш сегодняшний разговор. Рассмотрим следующие вопросы.

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?
  2. Свобода как познанная необходимость
  3. Свобода и ответственность
  4. Свободное общество

Изучение нового материала.

Учащиеся работают в группах.

Задания и вопросы к группе 1:

  1. Подумайте, что такое абсолютная свобода?
  2. Составьте свой проект “Общество абсолютной свободы”. Хотели бы вы жить в таком обществе? Можно ли назвать его действительно абсолютно свободным?
  3. Что должно служить ограничителем абсолютной свободы человека, и для чего нужен такой ограничитель?
  4. Проанализируйте притчу о “Буридановом осле”. Чем опасен ничем не ограниченный выбор?

Сделайте вывод.

Задания и вопросы к группе 2:

  1. Гегель сказал, что “свобода есть познанная необходимость”. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  2. Приведите конкретные примеры, подтверждающие эту мысль.
  3. В чём состоит свобода человека? Что вкладывается в понятие “необходимость”? Как отвечают на этот вопрос религиозные деятели, философы, учёные?
  4. Как вы считаете, что объединяет сторонников различных позиций?

Сделайте вывод.

Задания и вопросы к группе 3:

  1. Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, то где же подлинная свобода?
  2. Может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки?
  3. Приведите примеры, подтверждающие, что человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
  4. Каково соотношение внутренней свободы и внешних обстоятельств жизни человека?

Сделайте вывод.

Учитель: А теперь мы сыграем с вами в ролевую игру. Проведём мини-дебаты по теме “Свободное общество: какое оно?”. Вопрос о том, каким быть обществу всегда волновал людей. Ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель рисовали картины справедливого общественного устройства. Ответ на этот вопрос пытались дать и различные общественно-политические учения. И сегодня в наших дебатах принимают участие представители различных политических идеологий. Это – либералы, анархисты и социалисты.

Учащиеся работают в группах, выражающих точку зрения представителей различных идеологий. Каждая группа должна подготовить и представить свой проект свободного общества, затем мы выслушаем мнения оппонентов, а результатом нашей работы должна стать выработка совместного проекта “Свободное общество”. В качестве пожелания хочу привести слова немецкого писателя и критика 18 века Г.Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и пусть криво, но сами”

Свой проект представляют либералы.

“Всё, что может делать общество и государство-это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой!”

С.Джонсон, американский политический деятель

Мы считаем, что по-настоящему свободным может быть только общество, основанное на либеральных ценностях, потому что, это общество, в котором:

  1. Главной ценностью является свобода личности, а его основой – индивидуализм
  2. Вмешательство государства в жизнь отдельного человека минимально
  3. В политической сфере - это демократия, идеи правового государства разделение властей.
  4. В духовной области - свободомыслие! Любая идея может быть подвергнута обсуждению, а жизнь регулируется только демократически принятыми законами. Д а здравствует свобода человека от государства!

В качестве оппонентов выступают анархисты и социалисты. При этом они вносят в совместный проект аргументы “за” и аргументы “против”. (Совместный проект оформляется на листах ватмана).

Анархисты вносят аргументы “за”: свобода человека от государства; индивид, его права и свободы - высшая ценность общества.

Социалисты считают, что неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, на объединённом поиске решений, на создании общего блага.

Социалисты вносят аргумент “против”: неограниченный индивидуализм.

Свой проект представляют социалисты.

Золотой век человечества не позади, а впереди нас.

А.Сен-Симон

Проект “Свободное общество” социалистов:

  1. Идеал свободы не должен заслонять идеал равенства!
  2. Свободное общество-это общество социальной справедливости!
  3. Общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду- вот на чём должна основываться экономика!
  4. Приоритет коллективного, или общественного начала!
  5. Государство должно заботиться о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между богатыми и бедными, регулировать экономическую жизнь!

Справедливость. Равенство. Коллективизм!

Оппонентами социалистов выступают либералы и анархисты.

Социалисты вносят аргумент “против”: общественная собственность не соответствует внутренней природе человека, нарушает принцип материальной заинтересованности и аргумент “за”:государство должно принимать участие в регулировании экономики и проведении социальной политики.

Анархисты выдвигают аргумент “за”: коллективизм, равенство, справедливость.

Проект анархистов.

“Государство и государственная власть есть зло, которое стесняет естественные творческие силы людей, свободу человеческой личности”

М.А.Бакунин

  1. Никакого государства и централизованного управления “сверху”!
  2. Самоуправление народа!
  3. Создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей!
  4. Свободный, творческий труд!

Свобода, самоуправление и никакого насилия над человеком!

Либералы выдвигают аргумент “против”: полное отсутствие государственной власти может привести к беспорядкам и беззаконию в обществе.

Социалисты вносят в совместный проект аргумент “за”: неприятие любой формы насилия по отношению к человеку, возможности для развития творческих сил народа.

Совместный проект “Свободное общество” готов. Он вывешивается на доске.

Учащиеся дают характеристику основных принципов свободного общества, анализируя получившийся проект.

Учитель:

Итак, мы видим, что одним из важнейших признаков свободного общества является та мера свободы, которую общество может дать человеку для наиболее полного раскрытия его творческих способностей, для его самореализации.

Конечно, это проект свободного общества в идеале, но когда есть идеал, то есть и стремление к его достижению. Очень хорошо подтверждают это слова Ф.М.Достоевского: “Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности”.

Подведение итогов урока.

Краткая беседа по вопросам:

  1. К чему может привести абсолютная свобода?
  2. Как связаны между собой свобода и ответственность?
  3. Какую роль играет государство в поддержании прав и свобод человека в обществе?
  4. Как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание: Написать эссе на тему: “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”.