Урок истории в 8-м классе по теме "Россия в эпоху реформ 1860–1870-х годов. Социально-экономическое развитие страны"

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

  • Обобщить знания учащихся по теме: “Россия в эпоху реформ 1860-1870-х годов. Социально-экономическое развитие страны”:

а) финансовая политика правительства;
б) железнодорожное строительство.

  • Систематизировать исторические понятия.
  • Работать над развитием и обогащением словарного запаса.
  • Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом и на современном этапе.
  • Осуществлять гигиену труда в учебном процессе.
  • Формировать у учащихся активную жизненную позицию патриотизма, уважения к другим народам.

Ход урока

1. Организация на урок.

Здравствуйте.

Проверили готовность к уроку.

Садитесь.

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: “Россия в эпоху реформ 1860-1870-х годов. Социально-экономическое развитие страны”. (Слайды 1, 2. Презентация).

Сегодня на уроке мы, как обычно, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, смотреть и слушать. (Слайд 3)

Начиная изучать историю в 5 классе, мы пришли к выводу, что это лучше делать путешествуя. Путешествуя по Древнему Востоку, мы узнали, что дала миру цивилизация стран Древнего Востока. В путешествие по Древней Греции нас пригласил великий и могучий Зевс. Мы побывали на горе Олимп, там, по просьбе богов, провели наш захватывающий КВН. Потом мы гуляли по Риму (Музыка) - вечному, красивому городу. Мы так увлеклись путешествием, что не заметили, как попали на стоянку древних людей. Определив по карте и компасу (Слайд 4), который оказался у меня на “Столе находок”, мы обнаружили, что находимся на стоянке наших далеких предков. Тогда мы с вами начали самое увлекательное путешествие на земле, путешествие по нашей стране. В это путешествие приглашаем гостей.

Приветствуем их. (Дети встают и приветствуют гостей). Садитесь.

Мы побывали на стоянке древних людей, вместе с ними участвовали в загонной охоте, занимались собирательством и рыболовством, беседовали с “человеком разумным”, отдыхали в славянском поселке. “Машина времени” перенесла нас XIX век, и мы оказались в Киеве. Там правил великий могучий русский князь Олег. (Слайд 5). Вспомните и скажите, чем знаменит князь Олег?

Ответ учащихся: “Князь Олег знаменит тем, что создал единое Древнерусское государство в 1882 году”.

Слова учителя: “Что такое государство?”.

Ответ учащихся: “Государство - это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель”. (Слайд 6)

Слова учителя: “Погостив в славном городе Киеве, мы отправились дальше. “Машина времени” стремительно перенесла нас в новый век.

Это был 1861 год. Чем знаменит этот год?”.

Ответ учащихся: “В 1861 году было отменено крепостное право в России”.

Слова учителя: “Кто из царей своим указом отменил крепостное право?”.

Ответ учащихся: “Крепостное право в России отменил царь Александр II”. (Слайд 7)

Слова учителя: “Что такое крепостное право?”.

Ответ учащихся: “Крепостное право – это главный узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса не внесёт успокоения. России нужны мирные успехи. Надо провести такую реформу, чтобы обеспечить стране “на пятьсот лет внутренний мир”. (Д.К. Кавелин) (Слайд 8)

Слова учителя: “Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Какое значение имела отмена крепостного права?”.

Ответ учащихся: “Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70 годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой “великих реформ”. Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем”. (Слайд 9. Историческая справка. Читает ученик)

Слова учителя: “В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Что такое правовое государство?”.

Ответ учащихся: “Правовое государство - строй, при котором обеспечено господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства”. (Слайд 10)

Слова учителя: “Что такое гражданское общество?”.

Ответ учащихся: “Гражданское общество - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т.д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства”. (Слайд 11)

Слова учителя: “Итак, мы сегодня с вами будем говорить о реформах 60-70 годов!”.

Финансовая политика правительства.

Экономические реформы правительство начало с изменений в деятельности банков. В 1860 году был открыт Государственный банк, который предназначался для финансирования частных предприятий. Он должен был “содействовать силой кредита” развитию наиболее важных для государства отраслей промышленности (металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной), а также поддерживать частные банки. При этом в устав Государственного банка вводились статьи, по которым его денежные средства не могли быть использованы казной. Расскажите о развитии банковской системы в 60-70 годы. (Слайд 12)

Ответ учащихся: “Первый банк в России, Московский купеческий банк.

В 60-70 годах стали возникать частные банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и других городах. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России. Без них было бы невозможно становление новых форм предпринимательства. Одним из зачинателей банковского дела стал разбогатевший на винных откупах В.А. Кокорев. В конце 60-х годов по его инициативе был создан Московский купеческий банк, в 1870 году для финансирования промышленных предприятий – Волжско-Камский банк, ставший вскоре одним из крупнейших в стране”.

Слова учителя: “Назовите современные банки в Ростове”.

Ответ учащихся: “Современные банки в Ростове: Сбербанк, Стелла-Банк, Дон-Инвест, Южный коммерческий банк, Русский стандарт, Южный Регион, Центр-Инвест”.

Слова учителя: “Какие вы знаете банковские профессии?”

Ответ учащихся: “Банковские профессии: кассир, экономист, бухгалтер, аудитор”.

Слова учителя: “В каких учебных заведениях Ростова можно получить банковские специальности?”

Ответ учащихся: “Банковские профессии можно получить в учебных заведения Ростова: РИНХ, Банк-лицей, Северо-Кавказская академия государственной службы”.

Слова учителя: “Наше государство заботится о создании рабочих мест в стране. В Конституции РФ записано: “Гражданин Российской Федерации имеет право на труд”.

Слова учителя: “Становление банковской системы неразрывно связано с железнодорожным строительством, которое всячески поощрялось правительством. Почему правительство поощряло строительство железных дорог?”

Ответ учащихся: “Заинтересованность властей в развитии этой отрасли хозяйства объяснялась двумя причинами. Во-первых, Крымская война показала серьезное отставание транспортной сети России от западноевропейских стран.

Во-вторых, правительство стремилось для получения дополнительных доходов увеличить вывоз хлеба за границу. Поэтому дороги прокладывались из хлебных губерний к морским портам. Большинство новых дорог строились непосредственно в интересах промышленности и торговли. В конце 60-х – начале 70-х годов были введены в строй важные железнодорожные линии: Москва – Курск, Курск – Харьков, Харьков – Одесса, Харьков – Ростов, Москва – Ярославль, Москва – Тамбов, Тамбов – Саратов, Москва – Брест, Москва – Нижний Новгород. С 1861 по 1877 годы грузооборот железных дорог увеличился в 25 раз, в то время как оборот речного транспорта – лишь в 59%”.

Слова учителя: “А сейчас вспомним историю железных дорог в России. (Видеофильм. Проект Л. Парфёнова “К 300-летию дома Романовых”)

Когда была построена первая железная дорога в России?”

Ответ учащихся: “Первая железная дорога была построена в 1837 году. Соединяла Петербург - Царское село – Павловск. Её протяженность была 25 верст, строили дорогу 1,5 года 3000 крепостных крестьян; скорость первого паровоза - 60 верст в час. (Слайд 13)

Слова учителя: “Что нового узнали, посмотрев фильм?”

Ответ учащихся: “Из фильма мы узнали о железнодорожных войсках.

В 1851 году была построена новая железная дорога между Москвой и Петербургом. Таким образом, к концу 19 века Россия занимала одиннадцатое место в мире по протяженности железных дорог после США. Экономическое положение России было существенно улучшено посредством железных дорог, которые дали ценность ее произведениям и, следовательно, достаточное вознаграждение труду и безбедный доход с земли”.

Слова учителя: “Первый вокзал в России был построен в Павловске в 1837 году.

Что обозначает слово “вокзал” в переводе с английского языка?”

Ответ учащихся: “Слово “вокзал” в переводе с английского языка означает “павильон для развлечений”

Слова учителя: “На открытие первого вокзала в России был приглашен австрийский композитор И. Штраус. Специально для этого события он написал прекрасную музыку: “Сказки венского леса”. Публика была приглашена в вокзал, где она слушала музыку Штрауса, танцевала. В качестве угощения были поданы булочки, испеченные специально для этого события в Вене (столица Австрии), с тех пор эти булочки в России стали называть венскими. Вокзалы стали неотъемлемой частью железных дорог.

Эта фотография Николаевского вокзала в Петербурге, построенном в 1851 году (ныне Московский вокзал)”. (Слайд 14)

Слова учителя: “Когда был построен первый вокзал в Ростове? Расскажите о нем.”

Ответ учащихся: “Первые станции “Нахичевань” (Слайд 15) и “Ростов” (Слайд 16) были открыты в 1868 году в непосредственной близости от городской набережной, а значит, и от стратегически важного порта. Затем в 1875 году была построена новая станция - “Ростов-Владикавказский”. Она стала обслуживать три ветки, здесь пересекающиеся, Курско-Харьковско-Азовскую, Козлово-Воронежско-Ростовскую и собственно Владикавказскую. Именно на этом месте стоит нынешнее здание Ростовского вокзала”.

Слова учителя: “В каком городе России самый красивый вокзал? В 1973 году проводился смотр вокзалов. Самым красивым был признан вокзал в городе Курске. (Слайд 17)

Стены вокзала окрашены в темно-красный цвет – это цвет крови, пролитой в годы Великой Отечественной войны, 65-ю годовщину которой мы будет отмечать в этом году. Это единственный вокзал в стране, в котором есть зал для ветеранов Великой Отечественной войны. На одной из стен зала изображена карта Степного фронта, который был создан накануне битвы на Огненной дуге. На другой стене изображены знаменитый танк “Т-34” и установка “Катюша” - главные орудия, которые были применены при разгроме фашистов под Курском. После сокрушительного поражения фашисты больше так и не смогли проводить наступательные операции. Началось их массовое изгнание с советской земли. 5-го августа 1943 года Москва впервые в истории Великой Отечественной войны салютовала героям Курской битвы”.

Слова учителя: “Люди каких профессий заняты на железной дороге?”

Ответ учащихся: “На железной дороге заняты люди таких профессий, как машинист, проводник, билетный кассир, начальник поезда, путевые обходчики”.

Слова учителя: “В каких учебных заведениях Ростова можно получить профессию железнодорожника?”

Ответ учащихся: “В Ростове можно получить профессию железнодорожника в РГУПС (Ростовский Государственный университет путей сообщения)”.

Физкультминутка

Слова учителя: “А сейчас мы с вами отдохнем: под cтук колес скорого поезда “Атаман Платов”, который нас повезет в Москву на весенних каникулах, мы засыпаем и во сне нам снится железная дорога будущего.

Сейчас вы должны рассказать, какой вы увидели дорогу будущего и об этом вы обязательно дома расскажите своим родителям”.

Рассказы учеников о железной дороге будущего.

Итог урока

Слова учителя: “Каков характер реформ 1860-1870 годов, можно ли их считать успешными, завершенными?”.

Ответ учащихся: “Почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха”.

Слова учителя: “Можно ли сказать, что в 19 веке в России существовало правовое государство?

Гражданское общество?”.

Ответ учащихся: “Нет, Россия по-прежнему оставалась неограниченной монархией”.

Слова учителя: “Что такое неограниченная монархия?”.

Ответ учащихся: “Неограниченная монархия – это форма правления, при которой все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная сосредоточены в руках одного человека – монарха”.

Слова учителя: “А что нового узнали на уроке?”

Ответ учащихся: “Самым красивым вокзалом в стране был признан в 1973 году вокзал в городе Курске.

Для открытия первого вокзала в стране австрийский композитор Штраус написал прекрасную музыку “Сказки венского леса”.

Оценка работ

Карточки со словом “Молодцы!” (Слайд 18).