Классный час для 1–2-го классов, игра-беседа "В гостях у ребят Мойдодыр"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

Образовательная — расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности;

Воспитательная — способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене.

Оборудование:

  • сборник пословиц народов России,
  • стихи О. Высотской, С. Я. Маршака,
  • стихотворение К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Ход классного часа

Знакомство.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Кто из вас знает, зачем мы сегодня собрались?

Сегодня к нам в гости придет ваш любимый герой, которого вы знаете.

Ученик: «Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник, И качает головой...»

Учитель: Вы наверное догадались, кто к нам должен прийти? Правильно, сегодня к нам в гости придет Мой-

додыр. Вы, наверное, знаете, ребята, что Мойдодыр любит чистых, аккуратных детей. А у вас в классе нет гряз­нуль?

Выбегает «грязнуля».

Ученик: Сюда придет Мойдодыр?

Учитель: Да сюда, но, во-первых, когда входят нужно здороваться, а потом, посмотри на себя, какой ты неаккуратный, грязный. Разве можно встречать гостей в таком виде?

Ученик: Сойдет и так.

Разговор о чистоте и аккуратности

Учитель: Ребята, и ты, Миша (обращается к «грязнуле»), послушайте, что случилось с одним неаккуратным мальчиком, который не следил за своими вещами.

Ученик:

«Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка — в печку!
Я за книжку, та — бежать и
Вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. Что такое?
Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
сапоги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
все вертится и кружится и
несется кувырком».

Учитель: Ты не хочешь, чтобы Мойдодыр из-за тебя рассердился и не пришел к нам?

Ученик: Нет, не хочу.

Учитель: Тогда тебе нужно пойти умыться и привести себя в порядок.

Ученик: Хорошо, я сейчас.

«Грязнуля» уходит.

Учитель: Ребята, уже приближается та минута, когда к нам должен прийти Мойдодыр.

Стук в дверь. Заходит «почтальон».

Ученик: Здравствуйте, это третий класс «а»? Вам письмо. (Дает письмо.) Спасибо. («Почтальон» ухсдит.)

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, от кого может быть это письмо. (Учитель смотрит на конверт) Ребята, да это же Мойдодыр прислал нам письмо. Он пишет: «Дорогие друзья! Прийти не могу, поехал навызов к неряхе, но, зная, что у вас проводится такая игра, я присылаю вам свои вопросы и задания: «Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок Командир... Прошу ответить на мои..»

Вдруг вбегает мальчик, уже умытый и спрЩивает:

Ученик: А что Мойдодыр еще не приехал'

Учитель: Нет, не приехал, но он прислал письмо. Ребята, вы видите, Миша исправился. Он будет всегда таким. Поэтому, я думаю, мы можем ему поручить прочитать задание Мойдодыра.

Прошу ответить на мои вопросы и задания:

1. Какие вы знаете пословицы о чистоте. (Дети называют пословицы):

  • Огонь чистит, вода моет.
  • Опрятный не нравится неряхе.
  • Чист источник — чист ручей.
  • Чистая вода для хвори беда.
  • Чистота и здоровье — родные сестры.
  • Чистота — залог здоровья.
  • Чисто жить — здоровым быть.
  • Чистота — лучшая красота.

Учитель: Молодцы ребята! Вы назвали много пословиц, а может быть, кто-нибудь знает и стихи о чистоте?

1-й ученик:

Хорошо водицей мыться,
В речке, ванне и в корытце.
Каждый день, каждый день!
Мы мочалку мыли ловко,
Вымыть шею и головку
Нам не лень, нам не лень!

2-й ученик:

Кто не хочет быть грязнулей
Моет шею, моет уши,
Добела, добела!
Ты журчи, журчи, водица,
Хорошо ты нам помыться,
Помогла, помогла!

Учитель: Молодцы. Я думаю, Мойдодыр будет доволен.

Ребята, Мойдодыр прислал нам две загадки. Давайте попробуем их отгадать.

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)

Учитель: Правильно, а теперь послушайте вторую загадку Мойдодыра.

Мудрец в нем видел мудреца.
Глупец — глупца, баран — барана.
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова —
и Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)

Учитель: Молодцы ребята! Вы отгадали обе загадки Мойдодыра. Вы ведь знаете, что и расческа, и зеркало — это предметы, которые помогают содержать себя в чистоте. А какие еще предметы вы знаете, которые помогают нам быть всегда чистыми и аккуратным? (В это время учитель показывает эти предметы и картинки, изображающие действия с помощью этих предметов)

Учитель: Правильно, ребята! А теперь, Миша, прочи­тай последний вопрос Мойдодыра.

Ученик: Рассмотрите рисунок и определите, что здесь нарисовано неправильно?

Разговор о режиме дня.

Учитель показывает рисунок, на котором изображен мальчик, нарушающий режим дня.

Учитель: Что неправильного делает мальчик на этом рисунке? (Ответы детей) Правильно, ребята! Этот мальчик не соблюдает режим дня. А кто из вас знает, что это такое?

Учитель (рассказывает о режиме дня): Режим дня — это такое распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых. Режим дня должен соблюдать каждый школьник. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на труд и на развлечение, сохраняются силы и здоровье. Ребята, а сейчас я вам расскажу, какой режим дня вы должны соблюдать. (Предлагается примерный режим третьеклассника)

Подведение итого классного часа.

Учитель: Мы надеемся, ребята, что вы будете соблю­дать режим дня и не допустите тех ошибок, которые допустил мальчик, изображенный на рисунке. Ну, что ж, ребята, мы выполнили все задания Мойдодыра, а теперь давайте посмотрим, чем он занимается. Демонстрируется отрывок из диафильма (или картина) К. Чуковского «Мойдодыр». Звучит параллельно грамзапись или учитель читает:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста.
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса.
У тебя под носом клякса.
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки убежали от тебя.
Рано утром, на рассвете
Умываются мышата
И котята и утята
И жучки и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки....

Учитель: Видите, ребята, какой сердитый Мойдодыр, когда дети не умываются, не следят за чистотой. Мы уверены, что вы никогда не будете сердить Мойдодыра и станете его друзьями.

Мы прощаемся с Мойдодыром и посылаем ему ответ.

— Какой же ответ мы пошлем ему?

Идет прослушивание отрывка грамзаписи или ученик читает стихи:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое.
И полотенце пушистое.
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться.
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане
Всегда и везде
Вечная слава воде!

— На этом наша игра-беседа заканчивается. Давайте пожелаем друг другу не забывать то, о чем мы сегодня говорили.

Учитель поощряет наиболее активных ребят и делает вывод о важности чистоты и аккуратности в жизни детей и взрослых.