Урок русского языка во 2-м классе по теме "Роль предлогов в нашей речи"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • умение отличать предлоги от других частей речи.

Задачи:

  • формирование представлений о предлоге как слове и его роли в речи;
  • формирование орфографической зоркости;
  • активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы работы;
  • пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания;
  • развивать умение обобщать, делать выводы, коммуникативные навыки;
  • воспитывать умение сотрудничать, внимательное отношение к животным.

Оборудование:

  • магнитофон, сигнальные карточки, плакат “Многообразие предлогов”, магниты, картинка “Щенок”.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Звучит лёгкая музыка)

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. У нас сегодня очень ответственный день. Мы должны показать себя только с лучшей стороны. Садитесь. Закройте глаза.

Я нахожусь в школе на уроке русского языка.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

2. Постановка учебной задачи.

Ребята, я желаю Вам сегодня на уроке снова и снова проникнуться в тайны нашего русского языка, а может быть даже сделать научное открытие. Сразу поставим перед собой задачу.

ЗАДАЧА – НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ.

Обязательно не забудем про девиз, под которым мы работаем на этой неделе.

ХОЧЕШЬ ГРАМОТНЫМ БЫТЬ,

УЧИСЬ ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

3.Актуализация опорных знаний.

Для разминки выполним ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗАРЯДКУ, чтобы не допускать ошибок при письме. (Дети работают с сигнальными карточками)

Ч…шка, ш…шка и пруж…на,

Коч…ка, строч…ка и м…шина,

Кошка (м, М)уська, бык (б, Б)уран,

Гри…, к…рова, и л…сА,

А… …а, ва… …а, ч…д…сА,

Щ…ка, в…юга, кла… .

Сколько правил здесь для вас?

Назовите имена собственные. Что мы о них знаем? К какой части речи они относятся?

4. Подготовка к изучению нового материала – мотивационный этап.

Я неспроста на орфографической зарядке заострила ваше внимание об именах собственных, а именно на кличках животных. Когда я шла к вам на урок, встретила знакомого мальчика, он рассказал мне интересную историю о маленьком щенке, я представила его себе таким. (Картинка щенка) Но вдруг подул сильный ветер и некоторые слова из рассказа разлетелись. Прочитаем эту историю и поможем её восстановить.

5. Изучение нового материала – анализ языкового материала.

Гулял ____ улице щенок,
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял ___ метель и солнцепёк,
И ___ дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял ___ улице щенок,
Гулял ___ жару, ___ мороз и ____ сырость
Гулял и быстро вырос.

СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: (дети выходят к доске и прикрепляют нужное слово) ПО,В, ПОД, В, НА, В, В

Восстановим слова. Что у нас получилось, прочитаем. А когда вы читали эту историю, какие чувства у вас возникли? (жалость к животным)

- Что обозначают эти слова? (ничего)

- На какой вопрос они отвечают? (невозможно задать вопрос)

- К какой части речи мы отнесём эти слова? (затрудняемся)

- Эти слова называют – ПРЕДЛОГИ.

Определим тему нашего урока: “ Предлоги в нашей речи”

- Для чего нужны предлоги? (для связи слов в предложении) На доске появляются слова:

ПРЕДЛОГ

СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

- Почему предлог – служебная часть речи? (выполняет работу, службу) Если нет предлогов и нет смысла.

Работа с правилом.

  1. проговаривание учителем
  2. хоровое проговаривание
  3. работа в паре “Расскажи правило другу”
  4. Что думают об этом учёные? (правило в учебнике с . 132)
  5. “телефон” - расскажи правило другу или маме по телефону.

Итак, мы знаем, что такое предлог и для чего он служит. Предлогов существует очень много. (Работа с плакатом – многообразие предлогов)

6. Физкультминутка. (Под музыку)

Мы работали серьёзно,
Надо нам и отдохнуть,
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
Возьмём у него энергию.
Присядем, от землицы силу примем.
А от ветра свежести.

Зарядка для пальчиков. Подготовим руки к письму.

Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний - с вами мы погладим,
Безымянный – пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём,
И писать уже начнём.

7. Закрепление изученного материала.

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт,
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно,
Считает, приставать к ним очень скверно.

Итак, приступим закреплять наши знания. Работаем по вариантам. У каждого карточка.

1 ВАРИАНТ ___ нам ___ урок пришёл щенок.

Он хочет знать всё ___ предлоге.

2 ВАРИАНТ. Но вдруг ____ класс залетела муха.

Щенок наблюдает ___ ней.

1) взаимопроверка

2) коллективная проверка на доске (предложения заранее написаны на доске)

ВЫВОД: без предлогов нет смысла, они служат для связи слов в предложении.

Работа в группах.

Ребята, вы уже готовы поработать в группах и ещё раз закрепить полученные знания на практике. Каждая группа получает карточку, в которой нужно подобрать предлоги и обозначить орфограммы.

Щенок ___ утра ___ л…су гуляет.
____ р…сы он весь промок.
Но зато, теперь он знает
И б…рёзоньку, и мох,
И малину, ежевику,
И ежа, и еж…ху,
___ которой ____ ежат
Все иголоч?ки др…жат.

- Коллективная проверка и анализ ошибок

8. Самостоятельная работа (первичная проверка знаний)

- Мы славно потрудились, и готовы проверить наши знания. Каждый из вас получает карточку и приступает к выполнению задания. (разноуровневые задания)

9. Подведение итогов

- Мы отлично поработали. Пришла пора подвести итоги. Но сначала послушаем стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает наизусть)

Чудесный выдался денёк, а я учу предлоги…
Я твёрдо должен знать урок,
У нас учитель строгий,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги!

Мы согласимся с этим стихотворением? Конечно же нет, ведь предлог это очень важная часть речи в русском языке и мы обязательно будем их учить.

- Какую задачу мы ставили перед собой? (научное открытие)

- Какое открытие мы сделали? (хоровое проговаривание правила)

- Оценим свою работу – РЕФЛЕКСИЯ.

- Я оценю вашу работу в тетрадях и поставлю оценки.

10. Домашнее задание

- Каждый из вас получает домашнее задание на карточке по уровням.