Использование "Цветового игротренинга" в интегрированной работе специалистов детского дома с детьми-сиротами, имеющими ограниченные возможности здоровья

Разделы: Школьная психологическая служба


Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.

Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать целителем.

История изучения цвета являет миру длинный список великих имен. Принципы цветовой терапии использовались еще в Средневековье: Авиценна, Леонардо да Винчи, И. Ньютон, И.В. Гете, широкое распространение они получили в последней четверти Х1Х века (Э.М.Гейл, Э.Д.Беббит, В.М.Бехтерев и др.).

Позже ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.

Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.

Но по истине настоящий бум цветотерапия переживает в настоящее время. Особенно обострился интерес к цветотерапии и цветосенсорике, цветоэнергетическим и эмоциональным взаимоотношениям. Такие авторы, как Г. М. Бреслав, Н. В. Серов, изучающие эмоции как составляющие развития личности в детском возрасте, обратили свой научный интерес к цвету.

Подобный экскурс в цветотерапию позволяет нам разобраться, чем же объясняется психотерапевтический эффект работы в этом направлении. Очевидно, работа с цветом обогащает, гармонизирует детское восприятие. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в процессе занятий и собственных работах детей гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой, так называемые цвето-энергетические отношения парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Очень большое терапевтическое влияние оказывают упражнения с определением холодных и теплых тонов, поисков различных цветовых оттенков.

Таким образом, в современных условиях совершенствование умений управлять эмоционально-волевыми процессами у детей продолжает оставаться одной из наиболее интересных и активно изучаемых тем. Особенно острым и открытым остается этот вопрос для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому овладение новыми формами и содержанием обучения в сопровождении детей-сирот, составляющих наибольший процент в данной категории детей, становится актуальным и важным для общества. Общество заинтересовано в облегчении социальной адаптации воспитанников детских домов с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе адекватным принципом организации процесса коррекционно-развивающего образования является интеграция деятельности всех специалистов, работающих с детьми. Реализация данного принципа наиболее актуальна для системы детского дома и не только с целью решения коррекционно-развивающих задач, а главное – для успешного осуществления всего воспитательного процесса в целом. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой и рассматривается как основа для развития соматических и психологических нарушений у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из этого следует, что такие дети, прежде всего, нуждаются в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия медиков, психологов, логопедов, воспитателей, учителей и других специалистов (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых).

В процессе деятельности специалистов детского дома (психолог, дефектолог, логопед), в частности, над развитием эмоционально-волевой сферы воспитанников сложилась определенная система работы, сущность которой заключается в следующем: каждый специалист уделяет внимание данному вопросу в рамках своей деятельности.

Взаимодействие специалистов детского дома на интегративной основе помогает личностному росту детей-сирот, гармонизации эмоционально-волевых процессов, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, в дальнейшем – успешному обучению в школе, сказывает помощь в жизненном самоопределении, становлении, выборе профессии, т.е. содействует их социальной адаптации.

Одной из форм взаимодействия специалистов в процессе сопровождения в нашем детском доме стал “Цветовой игротренинг”, который построен на реализации коррекционно-развивающих задач психолога, логопеда и дефектолога на одном занятии.

“Цветовой игротренинг” – это авторская программа Погосовой Н.М., модифицированная нами с учетом особенностей воспитанников детского дома и направленная на комплексное развитие ребенка и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния.

Занятия по цвету направлены, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей, способность к саморегуляции и самоконтролю. Ведь известно, что даже не всякий взрослый способен контролировать свои эмоции и поведение. Что же говорить о детях...

Основные цели заключаются в следующем:

1. Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.

2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

3. Творческая самореализация.

Задачи, которые преследуют специалисты нашего детского дома при реализации данной программы:

Психолог:

  • Развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  • Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Развитие умения спокойно и ритмично дышать.
  • Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам и т.д.

Данные задачи реализуются через следующие упражнения:

- “Ощущение цвета” – происходит анализ определенного цвета (какой он - спокойный или тревожный, успокаивающий или возбуждающий, грустный или радостный, мягкий или жесткий), дается характеристика цвета.

- “Расслабление по контрасту с напряжением” – привлечение внимания к определенным группам мышц (напрягли-расслабили).

- “Расслабление с фиксацией внимания на дыхании” – по окончанию динамических упражнений, танцев и игр расслабление с вниманием на дыхании (с акцентом на длительном плавном выдохе).

- “Запах цвета” – предлагаются различные варианты ароматов (лечебные масла, специи, ароматические палочки и пр.) для нахождения ассоциации с цветом.

- “Вкус цвета” - детям предлагается продегустировать кусочки пищи различных цветов и описать вкусовые ощущения (Например: коричневый цвет – шоколад; оранжевый – морковь, хурма).

- “Психогимнастика” – передача образов с помощью пантомимики, жестов, перевоплощения в волшебных существ.

- “Определение настроения” (своего, других, сказочных героев).

- “Сон” – расслабление под музыку, с анализом образов.

Логопед:

Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.

Развитие диалогической речи.

Закрепление умения длительно и плавно вдыхать, достижение координации дыхания, голосоподачи и движения тела.

Составление предложений по демонстрации действия и т.д.

Данные задачи реализуются через следующие упражнения:

- “Он, она, они, оно”.

- “Родственные слова”.

- “Ветерок”, “Вкусное варенье”. – различные дыхательные упражнения.

- Составление описательных рассказов.

- Разбор текстов по вопросам, подбор слов – предметов, признаков, действий.

- “Зеленая змейка”, “Жуки” и пр. – произнесение изолированных звуков.

Упражнения на автоматизацию звуков.

- “Самое красивое” - составление предложений.

- “Узнай по описанию”.

- “Вспомни сказки”. Повторение сказок.

Дефектолог:

Расширение представлений детей о цвете.

Развитие слухового и зрительного внимания.

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения).

Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений и т.д.

Дефектолог реализует данные задачи через проведение следующих упражнений:

- “Кто самый внимательный?”.

- “Волшебные превращения” – представить, во что можно превратить данный предмет.

- “Дары природы” – закрепление обобщающих слов, знаний по лексическим темам.

- “Положи и скажи” – задания на ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

- “Повтори по памяти”.

- “Определить предмет по место нахождению”.

- Чтение и разбор стихотворений, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

- Подвижные игры и упражнения.

- Пальчиковые игры.

Решение названных выше целей и задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по другому, к возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Все занятия построены по принципу от “простого к сложному”. Однако занятия можно проводить и в любой последовательности. Занятия проводятся в два этапа: первый – собственно занятие и второй – творческая самореализация.

Первая часть занятия предназначена для снятия психо-эмоционального напряжения, методом расслабления по контрасту с напряжением, расслабления с фиксацией внимания на дыхании; снижения уровня тревожности; коррекции звукопроизношения; развития грамматического строя языка и связной речи; познавательной сферы детей и включает в себя организационный момент (вступление, ритуал приветствия), основную часть (различные виды заданий), заключение (рефлексия, ритуал прощания).

Вторая часть направлена на творческую самореализацию детей, развитие их воображения, творческих способностей, умение отразить это в продуктивных видах деятельности. Она ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях “правильно – неправильно”, “хорошо – плохо”, а чувствовать, как я отношусь к тому, или иному событию, что я испытываю.

Мы пытаемся находиться с детьми в их пространстве, жить их чувствами и их ощущениями. Такое сотрудничество позволяет чувствовать, сколько времени надо проводить занятие, какие изменения можно внести по ходу (продлить ли дольше обычного танец, игру, упражнение, или уделить больше внимания беседе) Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю, длительность занятия в целом составляет примерно 30-40 минут. Группа сформирована по результатам диагностики эмоционально - волевой сферы, данных речевого развития и уровня развития психических процессов у детей, а также с учетом возрастных особенностей. Занятия посещают дети младшего школьного возраста (конспект занятия Приложение 1).

В процессе внедрения данной программы мы столкнулись с небольшими трудностями, а именно: авторский вариант программы предполагает сочинении детьми сказок, но в нашем случае мы имеем дело, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушение интеллекта) и в связи с этим данную форму работы пришлось не включать в ход занятий. Также, в связи с теми же причинами, нами были обработаны и сокращены по объему упражнения по каждому занятию; в связи с необходимостью частой смены деятельности в ходе занятия изменена последовательность проводимых заданий и упражнений; модифицированы задания направленные на творческое самовыражение детей, на наш взгляд они стали более разнообразными и интересными (рисование пальчиковыми красками, создание аппликаций из разноцветных макарон, создание гусениц методом наматывания ниток и т.д.). (Рисунок 1, 2).

Для каждого ребенка нами была разработана и успешно применяется “Папка индивидуальных достижений”, в которой бережно собраны и прекрасно оформлены все творческие работы детей. (Рисунок 3)

Об эффективности проведенной коррекционно – развивающей работы с детьми можно судить из сравнительного анализа выявления симтомокомплесов по карте наблюдений Стотта:

  • увеличился процент детей, у которых не выражен симптомокомплекс “тревога за принятие детьми”;
  • несколько снизился % детей, у которых сильно выражен симптомокомплекс “конфликтность с детьми”;
  • снизился процент детей, у которых сильно выражен симптомокомплекс “эмоциональная незрелость” на 13%;
  • снизился процент детей, у которых сильно выражен симптомокомплекс “неусидчивость” на 4%.

Литература

    1. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: 2000.
    2. Зайцева Т.В., Красиков А.С. Психолого-педагогическая коррекция развития детей в детском доме. Вологда: ВИРО 2001.
    3. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис. 2003.
    4. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь. 2007.
    5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
    6. Собчик Л.М. Метод цветовых выборов (модиф. Тест Люшера).
    7. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Изд-во ЭКСОМО-Пресс. 2001.
    8. Серов Н.В. Лечение цветом. СПб., 1997.