Обучение грамоте. Конспект и анализ урока по теме "Звук [в] и [в']. Буква В" (УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с новыми звуками [в], [в'] и буквой В;
  • формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • работать над развитием речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

Устный опрос.

  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • Из чего состоят слова?
  • Из чего состоят слоги?
  • На какие две группы делятся звуки?
  • На какие группы делятся согласные звуки?
  • Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? Слайд № 2 (Презентация)

Сегодня на уроке мы узнаем, кто из нас настоящий знаток родного языка. А лучшим знатоком будет тот, кто на уроке хорошо трудиться, работает. Кто будет активно работать на уроке, и давать правильный ответ, тот получит маленькую книжечку. А в конце урока мы посмотрим, кто собрал в свою библиотечку больше книжечек, тот и будет лучшим знатоком родного языка.

1. Мобилизующий этап.

- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?

  • Верба - весна.
  • Вертолёт - винт.
  • Врач - ветеринар.

- А сейчас я еще раз произнесу эти слова, а вы, ответите, какое слово отличается от других по звучанию (произношению).

- Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке?

- Ребята, а какой буквой мы будем обозначать эти звуки на письме?

- А задача нашего урока - познакомиться со звуками [в], [в'] и буквой, которая их обозначает; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

2. Знакомство с новыми звуками.

- Как вы понимаете значение слова врач?

- Произнесите слово врач, выделяя в нём первый звук.

- Назовите первый звук этого слова.

- Произнесите его и скажите, какой он? (Согласный)

- А почему

- Какой характер его звучания? * Закроем ушки и произнесем этот звук.

- Какой он?

- Почему?

- Давайте еще раз произнесем это слово и послушаем, какой звук мы слышим после звука (в);

- Дайте характеристику этому звуку.

- А знаете ли вы кто такой ветеринар?

- Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.

- Назовите первый звук.

- дайте характеристику звука [в']

- Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме будут обозначаться эти два звука?

- А на письме эти два звука обозначаются буквой В.

- На что похожа эта буква? (Крендель, очки, трубку телефона)

Словно букву В Алена держит трубку телефона

Давайте составим звуковую схему слова ветеринар;

- Произнесите это слово еще раз;

- Сколько слогов в этом слове?

- Почему?

- А сейчас работам в парах; составьте звуковую схему слова ветеринар;

- Проверка. Слайд № 3

- Ребята, а кто из сказочных героев считается лучшим врачом-ветеринаром? Слайд № 4

Работа сильной группы учащихся (хорошо читающие).

- В каждой строчке спрятались названия животных, которых лечил Айболит. Найдите этих животных, и напечатайте их названия в своих блокнотах.

Пекаодлкорованггшш

Првкнволчицаолрадлкенц

Егколпчервячокгшеохзм

Првпджлмедведицапргндл

Иорпкверблюжатаолпров Слайд № 5

2 группа (слабочитающие).

- Читают вслух по цепочке слоги, слова и предложения с новой буквой. (индивидуальные карточки) чтение в разном темпе.

Награждение маленькими книжками за старание

- А теперь вместе посмотрим, каких животных нашли ребята.

Проверка. Награждение книжками. Слайды № 6, 7, 8, 10

- Физминутка.

- Ребята, ветеринар Айболит не только лечит зверей и дает нам добрые советы, он еще очень любознательный, много читает, любит сказки, стихи, очень любит загадки. Добрый Айболит хочет проверить, а как ребята справятся с его заданием.

Чтение предложений.

Без рук, без ног, а ворота открывает.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Давным-давно жили-были старик со старухою.

- Прочитайте то предложение, которое служит началом сказки. Слайд № 11

- Прочитайте загадку. Слайд № 12

- Найдите и прочитайте предложение, в котором есть имя собственное.

- Прочтите строчки из стихотворения. Слайд № 13

- А сейчас поработаем по группам.

1 группа на карточках. Восстановить предложения и прочитать текст. Хорошо читающие ребята.

2 группа слушает текст, который читает учитель.

- Послушайте внимательно текст, и постарайтесь запомнить слова, с новой буквой.

Воет, веет ветер, ворошит ветви вербы. Вода - воронками, водоворотами. Взметаются волны. Валится вяз-великан. Вихрем взмывают в воздух взъерошенные воробьи. Все вокруг выветрил, высквозил ветер. Ветер!

- Назовите эти слова. (Награждение)

- А сейчас давайте внимательно послушаем, какой текст получился у ребят. Кто главный герой? (Читают по цепочке)

- Что нового узнали вы о ветре?

Итог урока.

  • С какими новыми звуками мы познакомились на уроке?
  • А какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
  • Какая работа на уроке для вас была интересной и увлекательной?
  • Поднимите руку, кто заработал книжечку. Молодцы!
  • Я думаю, что эта книжечка, только начало вашей большой библиотеки.

Анализ урока

Тема урока: “Звук и буква В”.

Данный урок - урок приобретения новых знаний. Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Задачи данного урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми звуками (в ) (в*) и их обозначением на письме.
  2. Формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи учащихся.
  3. Развивать фонематический слух учащихся.
  4. Формировать элементарные навыки читательской культуры.

Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.

При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:

  • Большинство детей класса умеют читать; имеют четкие представления о графическом образе букв; но, вместе с тем у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся. По этой причине акцент в уроке сделан на чтение слияний буквы, а на развитие фонематического слуха.
  • Учитывая психологические особенности первоклассников, важно использовать в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.
  • При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

Для проведения урока использовались следующие методы:

- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию: - лента букв);

- иллюстрации к сказке; тексту;

- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался раздаточный дидактический материал – слоговые таблицы; карточки; разрезные схемы для фонетического анализа слова.

Так как в классе есть ряд учащихся с достаточно высоким уровнем готовности к школе; с развитым навыком беглого чтения, то обосновано применение дифференцированного подхода на этапе закрепления материала (когда основная масса учащихся упражнение в чтении слогов и слов с новой буквой; учащиеся высоких учебных возможностей выполняют самостоятельное задание частично- поискового характера; вычленение слова из ряда букв; восстановление деформированного слова в тексте.

На этапе составления звуковой схемы слова использую прием работы в паре, что помогает развивать навыки сотрудничества.

Использую приемы развития мыслительных операций и ВПФ (активизация внимания и памяти, нахождение общих признаков; ** восстановление деформированных слов по методике Эдегея).

Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; знаний литературных произведений и их авторов, а также учу осознанно воспринимать прочитанное, учу элементарным навыкам анализа текста. С этой целью использовано упражнение на выделение из ряда предложений загадки, начало сказки т.е. жанровые отличия.

Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.

Контроль усвоения материала урока осуществлялся опосредованно.