Интегрированный урок (окружающий мир + музыка) по теме "Искусство XX века. Природа в музыке и поэзии"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: привить любовь детей к природе, научить охранять и беречь её.

Задачи урока:

1. Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе: Паустовского, Пришвина, Есенина.

2. Познакомить с произведениями композиторов А.Пахмутовой, И.Дунаевского.

3. Формирование у детей чувства прекрасного, эмоциональное развитие детей.

4. Развивать творческое воображение, память, внимание.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к Родине, природе.

Технические средства обучения: произведения русских и советских композиторов на аудиокассетах, видеомагнитофон, телевизор, видеокассеты, компьютер.

(Приложения 1, 2). Презентация

Ход урока

Учитель музыки: (Приложение 3)

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне.
Она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй...
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?..
Мы ей за всё “спасибо” говорим
И веря в торжество её, - творим!

Музыка и стихи - это то прекрасное, без чего человек не может жить. И сегодня мы с вами будем говорить о природе в музыке и стихах.

Учитель нач. классов: (Приложение 4) Писатель К.Г.Паустовский, с произведениями которого мы уже знакомы, сказал чудесные слова: “...и если мне хочется иногда жить до ста лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране”. (Приложение 5)

А теперь мы поговорим ещё об одном замечательном русском поэте, о Сергее Есенине. В лирике этого самобытного русского поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Поэт с самого детства впитал в себя дух и красоту родной природы, зарисовки деревенской жизни нашли отражение уже в первых стихах поэта.

Многие стихи поэта - это поэмы о берёзе, которая стала символом русской природы.

Есенин чувствует и передаёт читателю “зелёное” дыхание берёз, “свежий и горьковатый” запах “милых берёзовых рощ”.

Я навек за сиянье и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан...

(С.Есенин)

А какие стихи Есенина вы ребята подготовили? (Дети читают стихи).

Учитель музыки: (Приложение 6) Сейчас ребята мы с вами послушаем небольшой фрагмент романса на стихи Есенина и музыку Пономаренко. (Учитель поёт фрагмент романса “Отговорила роща золотая”)

А может ли песня или стихи внести радость в нашу душу? А природа?

Ответы детей.

Учитель нач. классов: В ней есть душа, в ней есть язык.

Только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким, как поэт С.Есенин, композитор Пахмутова, Г.Свиридов, удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить её.

Поэтому и создали они много прекрасных произведений.

Учитель музыки:

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки -
Уронили дудки.
Пролетали гуси -
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней На Руси родились.

Ребята, мы с вами сейчас попробуем разобрать картину нашего с вами соотечественника, астраханца Бориса Кустодиева. (Приложения 7, 8)

Узнаёте ли вы картину? Как она называется? Что художник изображает?

Ответы: Художник изображает зимний пейзаж и состязания на тройках, которые проводились на масленицу.

Какой колорит художник использует в картине?

Ответы: Белый снег кажется голубоватым, на небе зеленоватые облака. На белом фоне контрастно выделяются несущиеся тройки, голые деревья, нарядно празднично одетые люди.

Что вы ощущаете, когда смотрите на картину?

Ответы: Холод, свежесть воздуха...

Прислушайтесь, что вы слышите в картине?

Ответы: Звон колокольчика, ржание лошадей, разговоры, смех, хруст снега, песню ямщика, колокольный звон...

Какое настроение в картине?

Ответы: Настроение радости, удали, восторга. Тройка несётся, снег от копыт бьёт в лицо. Колокольчик обрушивает бурю звуков. Рвущиеся вперёд тройки - не только любимый мотив Кустодиева, это заветный образ русского искусства, фольклора. Русская тройка - это символ дороги, необъятных русских просторов.

Учитель нач. классов: (Приложение 9)

Певец природы, писатель М.Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

(Приложение 10)

Учитель музыки: Исполняет песню А.Пахмутовой “Раненая птица”.

Учитель нач. классов: (Приложение 11, 12).

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

Физминутка.

Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь, мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
Кто из вас знает стихи о лесе?
Дети читают стихи.
Сценка о лесе.
Небо где - то далеко
Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу, -
Я - один,
Совсем один!
Сколько мне ещё бродить,
И пугаться, и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно крикнул: “Ой!”
Тут, представьте, лес спросил:
“Что случилось?
Что с тобой?”
Сразу легче стало мне,
Сразу стало веселей,
Лесу крикнул я:
“Привет!”
Лесу крикнул я:
“Эгей!”
“Эге - гей! - ответил лес, -
Не пугайся, я с тобой!
Видишь ягодку? - Твоя!
Видишь гриб?
Он тоже твой”.
От его хороших слов
Посветлело всё вокруг...
И чего бояться мне,
Если лес - мой добрый друг!

(Приложение 13)

Ребята, на ваших партах лежат шаблоны. Вы сейчас должны раскрасить их, и потом вместе мы с вами создадим свой необыкновенный лес.

На телеэкране идёт фрагмент фильма “Времена года”.

Все смотрят результат коллективного творчества детей.

Учитель музыки: (Приложение 14)

На ваших партах лежат листки с песней. Давайте же мы с вами этой песней позволим полновластно править весне на нашей планете.

Звучит песня И.О.Дунаевского “Скворцы прилетели”. (Приложение 15, 16)

Учитель нач. классов: Вот и настал тот момент, когда нам необходимо подвести итог нашего урока. Так какой же вывод мы можем сделать? Ответы детей.

Учитель нач. классов: Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Вы ещё не успели это сделать, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса, станем надёжными друзьями леса. Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после этого урока вы ещё больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но т сердцем, никогда не будете причинять ей зла. А может быть, кто - то из вас попробует написать рассказ или стихотворение о природе или сочинить песню. Мы будем этому очень рады.

Учителя оценивают работу детей.