Праздник вежливых ребят

Разделы: Внеклассная работа


Данный праздник помогает сформировать у учеников этическую культуру, т.е. образ жизни ориентирующий растущего человека на нравственные ценности.

Целью мероприятия является воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах, формирование внутренней культуры ученика младших классов.

Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, вежливому обращению друг с другом. Овладевают нормами вежливого обращения со старшими, заботе о младших.

Известно, что воспитанность – качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям.

Проработка повседневных правил поведения осуществляется в игровой и занимательной форме: сюжетно-ролевые игры «Я приду к тебе в гости», «Хороший ли я хозяин», решение задач по культуре поведения, разыгрывание сценки «Волшебное слово» по рассказу В.Осеевой. Веселые стихи Г. Остера «Вредные советы» вызовут у детей смех – здоровую реакцию на такие «советы».

Учащиеся не пассивные зрители: они анализируют ситуации, участвуют в решении нравственных конфликтов, вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения.

В детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, труду, природе, к самому себе.

Тема: Правила поведения.

Цель: воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте), формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста (культура поведения, этика, этикет, вежливость, тактичность, уважение к старшим, забота о младших, воспитанность).

Оборудование:

  1. На доске большой плакат: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
  2. Плакаты на стенах:
    «Слушай больше, говори меньше».
    «Пообещал что-то сделать – сделай. Не можешь – не обещай».
    «Хотя не богат, а гостю рад».
    «Уважая человека, уважаешь себя».
  3. Декорация к сценке «Волшебное слово» В. Осеева.
  4. Фонограмма песен В. Шаинского «Улыбка» и Б. Савельева «Настоящий друг».

Ход мероприятия

Ученик:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро! (к учителю)
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам. (Поворачивается к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро
Длится до вечера.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник «Праздник вежливых ребят». На занятиях по ОЗОЖ мы с вами уже говорили о том, что есть правила определяющие поведение человека в повседневной жизни и общении с другими людьми. Эти правила называются этикетом.

Этикет. Этикет. Что такое этикет?
Это правила. И очень важные.
Они нужны нам всем. Они не страшные.
И они обо всем. Как сидеть за столом.
И как с кем говорить.
Как подарки дарить.

Многие правила этикета возникли еще в глубокой древности. Наиболее разумные, удобные и красивые из них, помогающие проявить уважение, доброе отношение к людям, человечество пронесло через века. Такие правила превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек соблюдает всегда. Не случайно многие пословицы и поговорки отражают эти правила. Задумайтесь над такими изречениями: (на доске плакат)

  • «Слушай больше, говори меньше».
    «Пообещал что-то сделать – сделай. Не можешь – не обещай».
    «Хотя не богат, а гостю рад».
    «Уважая человека, уважаешь себя».

Дети читают стихотворение «Попробуй-ка сам» С. Погореловского.

1-й ученик:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.

2-й ученик:

На клумбе цветок
Его листья повисли.
Грустит он… О чем?
Угадай его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.

3-й ученик:

А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчалась на нем!

4-й ученик:

Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее дома – заботы
«Вернусь –
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять.»

5-й ученик:

И совершаешь
Веселое чудо:
Ковер засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой.
– Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!

6-й ученик:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.

Ведущий:

Скажите, пожалуйста, вы видели когда-нибудь волшебников? (Завязывается разговор. Возможно, дети назовут волшебников из сказок, мультфильмов). А в жизни волшебники есть? Кто видел волшебника в жизни, то есть где-то рядом? Как вы думаете, а в театре можно увидеть волшебника? Хотите в театр?

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

А теперь посмотрите сценку «Волшебное слово» В. Осеева.

(Маленький старичок с длинной седой бородой сидит на скамейке и зонтиком чертит что-то на песке)

Павлик: Подвиньтесь (садится рядом со стариком, лицо сердитое.)

Старик: С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну и ладно, а вам-то что?

Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Павлик: Еще бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дома.

Старик: Убежишь?

Павлик: Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает, а у самой сколько.

Старик: Не дает? Ну, из-за этого убегать из дома не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой… (засопел от обиды).

Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу».

Старик: Что же, не берет тебя брат?

Павлик: А почему вы все спрашиваете?

Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни? Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Павлик: А какое это слово?

Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Но не забудь, как надо его говорить.

Павлик: Я попробую. Я сейчас же попробую.(Бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все карандаши.)

Павлик: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста.

Лена (снимает руку с красок): Какую тебе?

Павлик: Мне зеленую, пожалуйста. (Павлик подержал краску и отдал ее сестре. Идет к бабушке.)

Павлик: Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка: Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой. (Дает самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости.)

Обед. Вся семья за столом. Павлик кладет руку брату на плечо и говорит:

Возьми меня, пожалуйста, покататься на лодке.

Лена: Возьми, что тебе стоит.

Павлик: Пожалуйста…

Брат: Эх ты, путешественник. Ну, ладно собирайся!

Ведущая: – Как вы думаете, старичок был волшебником? Какие слова помогли Павлику? А какие вежливые слова знаете вы? Как можно назвать одним словом фразу: "Соблюдение правил доброго отношения к людям"? (вежливость)

Несколько учеников читают стихотворение А. Барто «Признание»

Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез,
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
– Смотри, не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
– Придешь обедать к трем часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам…
А сам явился в пять.
– Ну что с тобой, Андрюшенька? –
И сын признался ей
– Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!

Ведущий: Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.

Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. И давайте поиграем в игру «Стоп – красный свет». Вы же знаете, что когда горит красный свет светофора, идти нельзя – опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Он загорается тогда, когда человеку неприятно, обидно, больно.

Я буду рассказывать маленькие эпизоды, а вы, как только заметите неэтичное поведение, говорите быстро: «Стоп – красный свет».

Шли по улице две девочки, а на встречу им шла группа студентов, среди которых были люди разных национальности: негры, вьетнамцы, болгары. «Ой, смотри, какой черный! – сказала одна из них, указывая пальцем на негра.

Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.

Таня с Наташей очень любили шушукаться, когда находились с другими ребятами.

Девочка, войдя в автобус с мороженым, устроившись у двери, аппетитно начала облизывать лакомство.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Молодцы. Многие из вас уже понимают: "…Что такое хорошо и что такое плохо…"

А вот какая история произошла с одной девочкой из стихотворения А. Барто «В театре».

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре в раздевалки
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в балете!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильнее играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
– Кто там ползает внизу? –
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И, наконец, нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравиться балет, –
Ребятам я сказала.

Ведущий: Правильно ли вели себя девочки в театре? Почему?

Еще одна задачка по культуре поведения: «Лена сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя все-таки себя вести, – заметила старушка.

– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь: «Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

Можно ли сказать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

– А вы заметили, как произносятся волшебные слова?

– Верно, вежливо, с улыбкой.

– А почему улыбка, так украшает произнесенное слово, фразу?

– Конечно, ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей». Давайте споем эту песенку. (Дети поют песенку В. Шаинского «Улыбка»)

Ведущий: Ребята, а вы помните мультфильм, в котором звучит эта песня? Зачем енот пошел на озеро? А вы любите праздники? Почему? Кто из вас любит ходить в гости? А встречать гостей?

Разыгрывается сценка «В прихожей». В роли Гостя, и в роли Хозяина – дети. Хозяин занимается в своей комнате какими-то – делами (например, рисует). К «двери» подходит Гость и звонит. Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать. (Сценка заранее не готовится). Дети разбирают ситуацию.

– С каким выражением он открывает дверь? Как приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость?

Хозяин должен быть приветливым и тактичным.

Послушайте стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство» (ученик читает стихотворение).

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма,
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
– Понравился вам хозяин?

А еще хозяин должен уметь занять всех своих гостей. В какие игры вы играете со своими гостями?

Давайте поиграем в жмурки.

Дети раскручивают жмурку, завязавшего глаза с такими словами

Надувала Кошка шар,
А Котенок ей мешал
Подошел и лапкой – топ!
А у Кошки шарик – лоп!

(Дружно топнули, говоря «топ!», хлопнули в ладоши, сказали «лоп!», и разбежались).

Недавно ученые с удивлением открыли, сто на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезные советы: «Умывайтесь по утрам!» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы.

Ну а если к вашим родителям пришли гости, то вам просто необходимо, по совету Г. Остера, вести себя именно так. (Два ученика читают стихотворение из книги «Вредные советы» Г. Остера.)

Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком
Папа руку вам пожмет,
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.

Ведущий: Ну вот, ребята, мы поговорили с вами о правилах, которые необходимо помнить и выполнять ежедневно. Давайте, определим общее правило общения. (На доске плакат.)

В отношении к другому всегда будь:

  • вежлив
  • уважителен
  • внимателен
  • доброжелателен.

Не позволяй себе смеяться над неловкостью и недостатком другого человека

Не стесняйся уступить другому.

Не стремись возвысить себя над другими.

Я надеюсь, что вы будете выполнять эти правила и заразитесь новым «Чудесным вирусом» из стихотворения Е. Чеповецкого. (Группа детей читают стихотворение)

Ребята, потише!
Послушайте лучше,
Какой был со мной
Удивительный случай!
Однажды я нес
Чемоданы с вокзала,
Но сдали силенки –
Не те, что бывало!
Ну, думаю, сяду
Сейчас по дороге:
Откуда на улице
Ждать мне подмоги?..
И вдруг отовсюду
Бегом и вприпрыжку
Гурьбою ко мне
Повалили мальчишки;
Их сотня за сотней
Дружно спешила,
Наверное, все,
Сколько в городе было.
Они извинились,
Что поздно схватились,
За все чемоданы
Мои ухватились.
Они мне повсюду
Дорогу давали,
В метро и трамваях
Места уступали…
Я спрашивал: «Братцы,
Чего это ради?»
Они отвечали:
«Пожалуйста, дядя!»
Вокруг то и дело
Звучали красиво
Слова «Извините»,
«Позвольте», «Спасибо».
Меня же,
Сменяясь в пути понемногу,
Буквально несли
На руках всю дорогу…
Я так волновался,
Что съел два обеда,
Я ночью стучался
В квартиру соседа,
И срочно с постели его поднимая,
Я все рассказал, ничего не скрывая.
Сосед удивился:
«Вы разве не знали?!
Да вы же, дружок
От событий отстали!
Ведь это известно всему уже миру –
Детей охватил уважения вирус!
Они теперь все –
превосходные люди,
И так, очевидно, всегда уже будет».
Мы с ним до утра
Обнимали друг друга,
Мы с ним до утра
Поздравляли друг друга:
Мол, вот это – дети!
Не то, что когда-то…
И с этим же вас
Поздравляем, ребята!

А самое главное, ребята, пусть эта фраза будет девизом вашей жизни

«Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

(Исполняется песня Б. Савельева,, Настоящий друг”)

Литература:

  1. Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности»: М. «Просвещение», 1988.
  2. «Методические рекомендации к программе «ОЗОЖ» (для начальных классов общеобразовательных школ): Саратов, 1999.
  3. Пикулева Н.В. «О вежливости – с вами вместе. Слово на ладошке»: М. «Новая школа», 1994.
  4. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»: М. «Школа- Пресс», 1998.