Развитие критического мышления на уроках химии

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Образовательная: способствовать формированию знаний о химических свойствах оснований, продолжить формировать навыки в составлении химических реакций, в проведении химического эксперимента.
  • Развивающая: создать условия для развития навыков задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
  • Воспитательная: воспитывать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, находить свой способ работы, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: таблица “Индикаторы”, на каждом столе: лабораторный штатив, фарфоровая чашка, штатив с пробирками, спиртовка; инструктивная карта, опорная таблица “химические свойства оснований” для индивидуального заполнения.

Реактивы: растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, набор индикаторов.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивационный

 

У известного писателя Г.Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман “Машина времени”. В этом произведении писатель рассказывает о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху. Машина времени, конечно, является вымыслом автора, тем не мене, представим на минуту, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад. Перед нами открываются двери средневековой церкви. Священник медленно, торжественно, с молитвами на глазах у многочисленной публики наливает в прозрачный сосуд чистую воду, где она медленно краснеет, приобретая цвет вина. Это “вино” выливает в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание.

Характерно, что это “вино” не дают для пробы на вкус, а любопытство присутствующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.

Еще Тютчев говорил: “Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса”. Как вы считаете, это чудо или знание химии?

Делают предположения, вспоминают, что им известно по данному вопросу.
2. Фиксация затруднения Вопросы к учащимся:

– сложно или просто ответить на этот вопрос? Почему?

– чтобы мог подумать тот, кто верит ..?

– какая информация нам необходима для доказательства …?

Учащиеся делают выводы о необходимости пополнения багажа своих знаний для успешного доказательства своей точки зрения
3. Совместное целеполагание Учитель сопоставляет свои цели, с целями учащихся прописывая их на доске или на слайде. На доске учащийся записывает цели, которые должны быть достигнуты в ходе урока
4. “Открытие” нового знания

 

 

 

Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в парах с инструктивной картой. Включает повторение ранее изученного материала по вопросам:

– какие атомы или группы атомов определяют общие свойства оснований и кислот? Как это можно доказать?

– Что вы знаете об индикаторах? Какие происходят изменения при действии различных индикаторов на растворы кислот и щелочей?

Работа с инструктивной картой. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждая в парах, предлагают свои варианты по решению проблемы.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
 

 

 

 

4.1

 

 

 

 

4.2

 

 

 

 

Промежуточная

рефлексия

 

 

 

Систематизация знаний

– Предложите свой вариант исследования и доказательства проводимого священником ритуала.

– Консультационная деятельность по проведению исследования.

 

Возвращение к цитате Тютчева.

– Смогли ли мы сегодня выяснить природу средневекового чуда?

–  С какими затруднениями вы столкнулись в процессе исследования?

Организация индивидуальной работы учащихся по составлению таблицы “химические свойства оснований”.

 

Приступают к выполнению практической части. Результаты

и уравнения реакций после обсуждения записывают на доске и в тетради.

На основании приобретенных знаний формулируют определение реакции нейтрализации, нейтрального раствора

 

 

 

 

Обсуждение и выводы по результатам своей деятельности

Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника и алгоритм составления уравнений реакций.

5. Рефлексия Предложите решение проблемы:
Сточные воды – это воды, которые возвращаются в окружающую среду после их использования. Они могут быть щелочными и кислыми. Предложите свой способ очистки сточных вод.
Работа в парах. Соотношение “новой” информации со “старой”, используя полученные знания; применение знания в повседневной жизни.
6. Домашнее задание Подчеркнуть значимость выполнения домашнего задания, предложить варианты по степени сложности:

1. Решить контекстную задачу.

2. Составить уравнения практически осуществимых реакций в рамках стандарта.

3. Решить задачу на определение массы и количества вещества, в рамках темы урока.

Выбор домашнего задания.

1. Один из наиболее часто принимаемых препаратов при заболеваниях желудка, в частности повышенной кислотности, является суспензия “Алмагель”. В его состав входят следующие вещества: гидроксид алюминия, оксид алюминия, гидроксид и оксид магния.

Объясните в чем заключается лечебный эффект препарата. Запишите уравнения реакций происходящих в организме после приема суспензии.

2. Учебник химии 8 класс Г.Е.Рудзитис. Выполните упражнение № 5 стр. 99

3. Учебник химии 8 класс Г.Е.Рудзитис. Решите задачу № 2 стр. 99

Литература:

  1. РудзитисГ.Е.Фельдман Ф.Г. Неорганическая химия .8 класс. Изд.13-е. М.:Просвещение,2009.
  2. Алексеенко Н.А. Технология развития критического мышления учащихся: Учебное пособие. Изд.3-е. – Барнаул,2009.
  3. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии.8 класс. Методическое пособие для учителя. – М.:ТЦ Сфера,2003.

Приложение 1.

Инструктивная карта к уроку.

“Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации”.

Прежде чем приступить к исследовательской деятельности, работая в паре, ответьте на следующие вопросы:

  • Какие атомы или группы атомов определяют общие свойства оснований и кислот? Как это можно доказать?
  • Что вы знаете об индикаторах? Какие происходят изменения при действии различных индикаторов на растворы кислот и щелочей?
  • Повторите основные правила по технике безопасности при работе с основаниями, кислотами.
  • Предложите свой вариант исследования и доказательства проводимого священником ритуала.

Приступайте к выяснению природы происходящих явлений путем проведения лабораторных опытов. Уравнения реакций и результаты занести в тетрадь.

(1) В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

(2) С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавляйте раствор соляной кислоты, после введения каждой порции пробирку встряхивайте. Кислоту добавляйте до тех пор, пока не исчезнет окраска раствора.

Почему произошло обесцвечивание раствора? Потрогайте пробирку. Что наблюдаете? Объясните наблюдения.

(3) Полученный раствор перелейте в фарфоровую чашку, установите ее на кольцо штатива и выпарите досуха на пламени спиртовки.

Что образовалось в чашке после выпаривания? Ответ подтвердите примером из жизни.

Приложение 2.

Заполните таблицу “ химические свойства оснований”, используя ранее полученные знания и информацию в учебнике.

СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ
РАСТВОРИМЫХ (ЩЕЛОЧЕЙ) НЕРАСТВОРИМЫХ
1.Действуют на __________________ изменяя _______________________________________

2.Реагируют с кислотами:

KOH + HNO3 = ______?_____ + _____?_______

3.Реагируют с растворами солей:

___?___ + BaCL2 = _____?______ + NaCL

4.Реагируют с кислотными оксидами:

KOH + ___? ____ = K2SO4 + ____?______

5._____________________________________________

6._____________________________________________

7._____________________________________________

1.На индикатор ____________________________

2.Реагируют с кислотами:

_____?____ + HCL = FeCL3 + ____?____

3.При нагревании ___________________:

AL (OH)3 =______?______ + ______?_________

4._______________________________________

5._______________________________________